Актуальные аспекты развития науки и её коммерциализации в современности
Динамичное развитие мировой экономики не обходится без применения новых достижений науки и техники. Чем выше уровень развития науки, тем выше уровень социально-экономического и военно-промышленного потенциала государства. С этой позиции возрождение главной научной структуры в Казахстане в лице Национальной академии наук РК с приданием ей государственного статуса является важнейшим событием для научной общественности страны. Коллектив Университета Дулати выражает уверенность в том, что Национальная академия наук РК уже в ближайшие годы займет достойное место в мировом научном содружестве. Наука Казахстана и в целом отечественное научное сообщество находятся на стадии поступательного развития, требующего новых идей и подходов для дальнейшего совершенствования. Известно, что в научной сфере страны накопилось немало проблем, сдерживающих эффективность исследований. Не секрет, что с утратой Национальной академией наук РК государственного статуса ее авторитет и роль в научном сообществе существенно снизились. Это стало первопричиной и стартовой основой для создания отраслевых академий наук в виде общественных объединений. К примеру, к таким структурам относятся ОО «Национальная академия горных наук», РОО «Академия архитектуры и строительных наук» и другие. Создание этих объединений было разумно необходимым в создавшихся условиях. Возглавляемые преданными науке учеными, они нашли свою нишу в современной реальности и стали заметными центрами притяжения ученых, неравнодушных к судьбе отечествененой науки, объединяя и нацеливая ученых на решение ряда острых проблем экономики нашего государства. Ими накоплен положительный опыт исследований, в них сосредоточено большое количество ученых, ведущих свою кропотливую работу во благо процветания страны. Поэтому очень важно не потерять, а рационально использовать этот ценный научный потенциал, которым обладают общественные академии наук. В связи с этим было бы логичным создание при Национальной академии наук РК научно-координационного совета, в состав которого вошли бы представители общественных академий наук. Думается, что такой совет мог бы рассматривать и решать самые актуальные проблемы казахстанской науки. Всестороннее и глубокое совместное сотрудничество НАН РК и общественных отраслевых Академий наук позволит сделать Национальную академию наук более компетентным и доступным научным органом. Известно, что экономика регионов определяет состоятельность экономики всего государства. Сильные регионы - сильная страна. Эту аксиому нельзя оспорить, и ее с уверенностью можно распространить и на научную деятельность. Чем выше уровень развития науки в регионах, тем выше значимость науки Казахстана. Ученые регионов прежде всего должны быть ориентированы на решение актуальных проблем регионов. Важность данного утверждения продиктована прежде всего тем, что в последние годы в нашей стране особо обнажились региональные проблемы, затрагивающие как безопасность граждан, так и экономическую безопасность страны. К ним относятся засухи, имевшие место в Атырауской, Кызылординской и Жамбылской областях, лесные пожары в Абайской области, землетрясения в городе Алматы и Алматинской области, нашествие саранчи в Туркестанской и Жамбылской областях и, наконец, катастрофические паводки в Атырауской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской и других областях. К ним можно добавить дефицит воды, многократно прогрессирующий с каждым годом и в недалеком будущем грозящий стать мировой проблемой. Подобные явления, порождаемые как природой, так и недостаточно продуманой человеческой деятельностью, служат причиной больших бед и ушерба, наносимого как населению, так и государству в целом. Борьба с каждым из этих явлений сопровождается гибелью людей, потерей имущеста, жилья, домашнего скота и посевов. При этом материальный ущерб, а также затраты на ликвидацию последствий и восстановление разрушенного оцениваются колосальными суммами и нелегким бременем ложатся на бюджет государства, предприятий и организаций. Злободневные проблемы регионов не ограничиваются указанными выше явлениями, их перечень достаточно широк, что обязательно должно быть предметом глубоких научных исследований. Именно на основе научного изучения причин возникновения проблем можно и нужно разрабатывать превентивные меропритятия по их полному или частичному исключению, или же к сведению до минимума ущерба от них. Учитывая недостаточную развитость научной инфраструктуры в ряде регионов и слабую ориентированность местных научно-исследовательских институтов и вузов на решение крупных региональных проблем, целесообразно создание в стране зональных отделений НАН РК. Они, по нашему мнению, должны быть направлены на установление и изучение научных проблем, имеющих место на территории трех-четырех близрасположенных областей. Так, например, Южное зональное отделение НАН РК территориально своей деятельностью охватывало бы Алматинскую, Жамбылскую и Туркестанскую области. Зональные отделения Национальной академии наук РК должны создаваться на базе региональных вузов или отраслевых НИИ. Такие отделения должны формировать электронные информационные банки проблем регионов и отраслей экономики, которые нуждаются в научном решении. Опыт создания и функционирования территориальных отделений академий наук в Российской Федерации свидетельствует о достаточной эффективности рассматриваемого предложения. Ряд развитых государств обладает высоким уровнем развития науки и техники, что позволяет им доминировать в промышленности, космической сфере, материаловедении, цифровизации, военном деле и других сферах жизнедеятельности. Отставание в создании и эффективном использовании новейших технологий, конструкций, изделий, материалов, способов и методов производства чревато уязвимостью национальной экономики, ее зависимостью от внешних факторов. Нашими учеными, изобретателями и просто новаторами-любителями создаются немало принципиально новых научно-технических разработок. Но, к сожалению, информационнная доступность к таким новшествам низка для реальных потребителей. Данное обстоятельство связано с тем, что отечественные предприятия, даже крупные хозяйствующие субъекты, не имеют в своей структуре служб или отделов, отслеживающих появление новых разработок и оценивающих возможность их использования в производственной деятельности. Это касается как отечественных, так и зарубежных новшеств. В советское время такие функции отчасти выполнялись центрами научно-технической информации, которые распространяли информационные листки, обзорные отчеты о новых разработках заинтересованным предприятиям и организациям. Одновременно с проблемой доступности научно-технической информации уместно будет также акцентировать внимание научной общественности на проблеме ее надежной защиты в современных условиях. Как известно, возможность свободной публикации результатов научно-исследовательских разработок в зарубежных изданиях, а также неограниченная доступность отечественных научных информационных сайтов, порталов и иных информационных каналов зарубежным специалистам сводят к минимуму защиту результатов научных иследований. В отечественной практике научных изданий напрочь ликвидирована цензура научных публикаций (кроме проверки на плагиат), что позволяет зарубежным потребителям безпрепятственно пользоваться нашей беспечностью по отношению к собственным результатам научных исследований. В итоге в ряде зарубежных изданий появляются модифицированные варианты отечественных разработок под авторством зарубежных специалистов. Эти факты свидетельствуют о налаженной системной работе некоторых стран по поиску, анализу и извлечению ценной научной иформации из существующих незащищенных информационных каналов и публикаций. В создавшихся условиях актуально возродить научную цензуру на все виды публикуемых материалов: статей, монографий, отчетов, патентов, докладов. Причем цензура должна распространяться не только на содержание публикуемых материалов, но и на их размещение в тех или иных электронных информационных базах, на порталах и сайтах. Исходя из изложеных доводов, важно создать в стране Центр мониторинга и защиты научной информации. Он должен выполнять две основные функции: первая - сбор, хранение, анализ и передача информации (как об отечественных, так и зарубежных научно-технических разработках) предприятиям и организациям для последующего использования; вторая - защита и цензура научной информации. Его рационально формировать в составе Национального центра государственной научно-технической экспертизы, который уже имеет систему проверки научно-технической информации на плагиат. Работа центра мониторинга и защиты научной информации позволит сформировать республиканский электронный банк наукоемких разработок. Подобные электронные банки можно будет формировать и в регионах под эгидой филиалов ЦМЗНИ. Эти банки должны постоянно обновляться и быть доступными для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы их собственности. В последние годы среди отечественных ученых делается большой акцент на публикацию научных результатов в зарубежных рейтинговых журналах, входящих в международные базы цитирования, в том числе таких, как Scopus и Web of Science. Эти журналы, обладающие высокими параметрами цитирования, пользуются огромной популярностью в научной среде. Публиковаться в них становится не только престижным, но и обязательным для наших ученых. На фоне этих изданий отечественные журналы выглядят неприглядно, что не может не беспокоить ученых. В настоящее время отечественные издания, входящие в Казахстанскую базу научного цитирования, обладают импакт-фактором. Но, к сожалению, данный параметр не используется для придания публикационного статуса изданиям. Поэтому сейчас, независимо от импакт-фактора, отечественные издания делятся на те, которые входят, и на те, которые не входят в перечень Комитета по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования. Положение усугубляется еще и тем, что работы по установлению импакт-факторов изданий неоправданно затягиваются. Не налажена система ежегодной визуализации цитирования и ранжирования изданий. Так, например, последний раз импакт-факторы научных изданий в стране обновлялись только в 2020 году. Поэтому для улучшения качества научных публикаций в отечественных изданиях и повышения их престижности как на отечественном, так и на международном уровнях, необходимо базу цитирования привести в конкурентноспособное состояние с зарубежными аналогами. Неоспоримым является то, что результаты научных исследований должны применяться на практике, приносить пользу (доход, прибыль, положительный эффект) обществу и способствовать развитию отраслей экономики. Причем, чем быстрее и масштабнее будет реализовываться этот процесс, тем выше шансов у государства на лидирующие позиции. С этой точки зрения актуальность коммерциализации научной продукции становится одним из архиважных вопросов науки. Ежегодные конкурсы проектов, которые проводит АО «Фонд науки», функционально обеспечивают процесс коммерциализации результатов научных исследований. Но, к сожалению, значительная часть потенциальных проектов от вузов не доходит до этих конкурсов. Прежде всего это связано с трудностью привлечения предприятий и организаций в качестве партнеров для выполнения проектов. Здесь главным сдерживающим фактором является то, что будущий партнер должен внести свою долю расходов в финансирование проекта (не менее 20 процентов от общей его стоимости). Для большинства отечественных предприятий это риск вложения средств без гарантии их возврата, не говоря уже о получении прибыли от запуска нового производства. К сожалению, Закон РК о коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности в данном случае не регламентирует предоставление каких-либо выгод и преимуществ для хозяйствующих субьектов, участвующих в софинансировании проектов коммерциализации. В создавшихся условиях было бы правильным, если бы действующий Налоговый кодекс РК предусматривал возможность предоставления налоговых льгот для предприятий и организаций, принимающих участие в реализации проектов коммерциализации. На наш взгляд, сумма подобных льготных послаблений должна быть соизмерима с затратами субъекта и быть не меньше, а, может быть, и больше, чем затраты, которые он планирует потратить за реализацию проекта. Причем сроки предоставления налоговых льгот предприятию-партнеру не должны превышать дату завершения проекта. Именно при таком подходе у отечественных предприятий появится заинтересованность в участии в проектах и запуске новых производств. Поэтому было бы вполне своевременным внести соответствующую поправку в действующий Налоговый кодекс РК. Считаем, что данное налоговое новшество существенно повысит уровень коммерциализации результатов научно-исследовательских разработок в нашей стране. Эти льготы должны быть дифференцированными в зависимости от объема средств, выделяемых предприятиями на коммерциализацию результатов научных разработок. Льготы должны быть доступными и выгодными для хозяйствующих субъектов и частных предпринимателей. Только тогда возможно их активное участие в проектах коммерциализации. В вузах страны коммерциализация результатов научно-исследовательских работ осуществляется через специальные отделы или же офисы коммерциализации, которые проводят работы по внедрению результатов научно-исследовательских проектов в производство на коммерческой основе. При сложившейся системе вузы предлагают производству свою научную продукцию, которая может быть передовой, но не реализуемой технически, невыгодной экономически или просто не востребованной в стране (так как она опережает все существующие прототипы). Поэтому в таких условиях было бы правильным, наряду с вузовскими офисами коммерциализации, практиковать создание офисов научного сопровождения производства при крупных отечественных компаниях и фирмах, в том числе и национальных. Такие структурные подразделения, исходя из условий работы предприятия, должны ставить конкретные научные задачи (технические, технологические, экономические, экологические) по улучшению и модернизации действующего производства, расширению ассортимента и повышению качества продукции. Для решения этих задач на контрактной и конкурсной основе должны привлекаться соответствующие вузы и НИИ. Создание таких офисов позволит отойти от принципа «Наука предлагает производству» и реализовать принцип «Производство требует от науки». Использование данного принципа позволит «привязать» ученых к решению конкретных задач производства. Другая ценность данного принципа заключается в том, что выполненная по заданию предприятия научная разработка будет обязательно внедрена в производство, а ее эффективность реально оценена. Более того, придерживаясь рассматриваемого принципа, было бы правильным на грантовое и программно-целевое финансирование научно-исследовательских работ, принятое в Казахстане, выставлять научные заявки предприятий и на основе конкурсов отбирать соответствующих исполнителей среди НИИ и вузов на их выполнение. Иными словами, наряду с конкурсами научных проектов, как это принято в настоящее время, следует практиковать ежегодные конкурсы исполнителей на выполнение научных заявок конкретных предприятий и организаций. Аналогичные конкурсы можно проводить и для отбора исполнителей на решение значимых региональных или отраслевых проблем от лица местных территориальных структур и отраслевых ведомств. Такие конкурсы позволят привлекать лучшие умы для решения проблем предприятий, ведомств, отраслей и регионов с обязательным внедрением результатов научно-исследовательских разработок в практику. Реализация вышеизложенных предложений, направленных на решение обозначенных актуальных проблем, в целом будет способствовать дальнейшему активному развитию казахстанской науки и процесса коммерциализации ее результатов.Исабай БЕКБАСАРОВ, доктор технических наук, профессор, академик Национальной академии горных наук РК, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Наноинженерные методы исследований имени А. С. Ахметова» Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати