Повышая уровень защиты. Разрабатываются новые законопроекты
Разрабатываются новые законопроекты
Проекты изменений в законы, касающиеся прав потребителей, разрабатываются Министерством торговли и интеграции РК, сообщает пресс-служба ведомства. С целью формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей Комитетом по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции на постоянной основе проводится анализ и мониторинг поступивших обращений. Наряду с этим министерством на постоянной основе отслеживается динамика потребительского настроения через социологические опросы. По итогам прошлого года из 10 тысяч респондентов 65 процентов опрошенных недовольны качеством медицинских услуг и жалуются на грубость и некомпетентность медицинского персонала, на большие очереди и некачественно оказанные услуги. На услуги интернет-провайдеров жалуются 52 процента опрошенных: неправомерное взимание абонентской платы; некачественное предоставление услуг Интернета; увеличение и изменение стоимости тарифного плана без уведомления потребителя. Сферой туризма недовольны 52 опрошенных и отмечают грубость и некачественное обслуживание персонала; испорченную еду; несоблюдение санитарно-гигиенических норм; отсутствие меню на государственном языке. В разрезе регионов жители Актюбинской (70 процентов), Акмолинской (68 процентов), Туркестанской и Северо-Казахстанской областей (по 66 процентов) больше всего указали о нарушениях их прав в туристской деятельности. В то же время большая доля респондентов из города Алматы, Костанайской и Карагандинской областей (по 80 процентов) жалуется на услуги пассажирских перевозок всех видов. Вариант ответа «не удовлетворены услугами интернет провайдеров» чаще всего отмечают жители города Алматы (62 процента) и столицы (61 процент). Имеется потребность проведения анализа корневых причин возникновения недовольства потребителей. Решение этих проблем в Комитете по защите прав предпринимателей видят в необходимости распространения базовых принципов Закона «О защите прав потребителей» на все сферы услуг, оказываемых субъектами предпринимательства. Принимая это во внимание, Министерство торговли и интеграции разработало соответствующие законопроекты, направленные прежде всего на профилактику работы с недобросовестным бизнесом, которые в прошлом году внесены на рассмотрение в Мажилис Парламента. В текущем году в ходе заседаний рабочих групп поступили предложения депутатов по расширению положения законопроектов в части информационной системы защиты прав потребителей, по электронной торговле в целях усиления защиты прав потребителей, а также урегулированию общественных отношений на интернет-площадках частных объявлений. Что касается нововведений законопроекта, во-первых, предлагается предоставить потребителю выбор способа защиты своих прав. По действующему Закону «О защите прав потребителей» потребителю, прежде чем обратиться в суд, необходимо пройти последовательные обязательные этапы. В результате потребитель не доволен сложной, многоуровневой бюрократией. Теперь же он сам делает выбор: напрямую подать иск в суд, либо обратиться в госорган. Во-вторых, законопроектом предлагается повысить роль общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем утверждения должности омбудсмена в этой сфере. В настоящее время есть омбудсмен по защите субъектов бизнеса. Однако, для создания паритета отсутствует омбудсмен для потребителей, который бы защищал их права. Также будет введена возможность подачи исков в защиту неопределенного круга лиц. Дополнительно общественные объединения потребителей будут наделены правом отбора образцов товаров и закупа услуг (работ) в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка. В-третьих, существуют правовые рамки, которые блокируют действия Закона «О защите прав потребителей» в сферах медицинских, туристских и иных услуг, вопросы которых регулируются другими законами. К примеру, результаты анализа уполномоченного органа в сравнении с 2022 годом показывают, что в сфере ЖКХ наблюдается рост количества жалоб за 2023 год с увеличением почти в три раза (4617 жалоб), или до 273 процентов. В то же время недовольство граждан услугами в отраслях связи и туризма стало проявляться вдвое чаще (связь - 2079 жалоб, рост на 252 процента; туризм - 1490 жалоб, рост на 274 процента). Поэтому предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального хозяйства, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг. В-четвертых, предлагается ввести гражданскую правовую ответственность предпринимателя, налагаемую в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при его обращении к предпринимателю. Данный правовой инструмент нацелен на стимулирование бизнес-сообществ без участия государства. Также предлагаются поправки по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В рамках действующего закона требования, предъявляемые к офлайн-продавцу, распространяются и на онлайн-торговлю. Однако не всегда они соблюдаются, особенно продавцами, торгующими на электронных торговых площадках. В сравнении с 2022 годом за прошлый год количество жалоб потребителей в этом сегменте увеличилось в три раза: с 2,6 тысячи до 7,7 тысячи жалоб. Поэтому предлагается обязать владельцев электронных торговых площадок включать в договоры с предпринимателями обязательства и условия по соблюдению ими требований законодательства о защите прав потребителей. В целом законопроекты направлены на обеспечение всесторонней и эффективной защиты прав потребителей, повышение качества жизни общества, усиление роли неправительственных институтов в вопросах защиты прав потребителей.Подготовила Айгуль МАХМУДОВА