Меню
7 августа, 2024 / Знамя труда / Культура

Мыслитель о человеческих пороках

Что мешает духовному и личностному развитию

Мыслитель о человеческих пороках Мыслитель о человеческих пороках

В 2020 году было решено ежегодно отмечать День Абая. Для этого выбрали дату 10 августа (день рождения акына). Несомненно, это правильное решение, так как творчество Абая Кунанбаева с каждым годом оказывает все большее влияние на современную жизнь нашего народа, что выражается в восстановлении морально-нравственных основ и ценностей, духовных традиций.

 

О глупости и хвастовстве

«Дурак ищет толпу,

умный - одиночество».

Абай

 

В «Словах назидания» Абай значительное место уделяет таким порокам, как глупость и хвастовство, которые в его время имели распространение. К слову, они сохраняются поныне, и в XXI веке. Определенно, Абай осуждает эти явления.

Он пишет в Пятнадцатом слове: «…Глупый же никак не найдет своего места в жизни. Он увлекается, чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над этим. Предавшись пустым потехам, он становится ненасытным и однажды, слишком поздно, замечает, что время согнуло его. Вот и получается, что лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием».

XXI век, по сравнению с XIX, намного динамичнее, а значит, хлопот и суеты у нас стало еще больше.

«Тот, кто стремится быть заметным в глазах врага, добивается, чтобы его поднял на щит народ. Тот, кто хочет, чтобы его почитал народ, домогается похвал своих соплеменников. А среди близких родственников хвастун сам себе судья и, конечно, вознесет себя до небес», - рассуждает Абай в Двадцать первом слове.

В современной жизни почитание и похвалы народа могут слишком дорого обойтись человеку. В философии и педагогике западных стран еще в конце XIX века появилась теория прагматизма, которая учит, что необходимо принимать решения, исходя из практической стороны вопроса, с максимальной выгодой для себя и, конечно же, не в ущерб себе. Это может относиться как к внешней политике страны, бизнесу, так и повседневной жизни народа. Но наша жизнь показывает, что какая-то часть людей не придерживается этой теории.

В основном это относится к огромной закредитованности населения. У нас из 12 миллионов работоспособного населения девять миллионов имеют потребительские кредиты (более 19 триллионов тенге), и только три миллиона не имеют их (16-17 процентов работоспособного населения), и это число постоянно сокращается. В эпоху феодализма казахи не брали кредиты на свадьбы и тои, это не било по их кошельку, а точнее, у них и денег-то не было, каждый проводил свадьбы по своим возможностям. К тому же, по статистике, более 30 процентов браков у нас сейчас разваливается. Где гарантия, что вы не войдете в число этих злополучных или счастливых 30 процентов? Угрохать 5-10 миллионов тенге или больше на свадьбу и через полгода, год развестись, оставаясь должником банка, - верх практичности. Если у вас очень много денег и вы можете пустить пыль в глаза, тогда кредит можно и не брать. А если денег нет?

Эти цитаты Абая очень красочно характеризуют негативные стереотипы у отдельной части общества, которые тормозят его развитие:

«… свойство умных и совестливых. Для них важно не то, что их не будут хвалить, а то, что не отнесут к разряду ничтожных» (Двадцать второе слово);

«Почему же для глупого должно служить утешением существование безмозглых дураков?» (Двадцать третье слово);

«Подобно тому, как на сорока клячах не одолеешь даже одного холма, так и на пустом бахвальстве далеко не уедешь» (Тридцатое слово);

У хвастунов нет совести и чувства собственного достоинства, способности к большим делам и высоких помыслов. Не найдешь у них ни решимости борца-силача, ни мужества батыра, ни человечности» (Тридцатое слово).

Кстати, два года назад парламент Кыргызстана принял закон, запрещающий богатым гражданам проводить слишком роскошные свадьбы, так как бедные кыргызы смотрят на них, завидуют и берут кредиты в банках, что не способствует общественному спокойствию.

В своей поэме «Масгуд» Абай дает ценные советы:

Для того на плечах сидит голова,

Чтоб в делах человек мог размыслить сперва.

Так и я: рассудил, а потом решил,

Взвесил мысли свои и взвесил слова.

 

Вот пример, как всесильна глупость порой.

Не пускай свой ум по дороге чужой.

Не много хорошего приобретешь,

Слепо следуя за безумной толпой.

О зависти и зле

Он враг тому, кто умен.

Он псами ругает тех,

Кто лучше живет, чем он.

Абай

 

В своих размышлениях о жизни и негативных качествах человека Абай также уделяет внимание зависти и злу как порокам, мешающим духовному, личностному становлению как самого индивида, так и субъекта, на которого направлено зло. В Третьем слове он описывает происходящую в Степи реальность: «Мы мечтаем об обнищании соперников, те хотят, чтобы разорились мы. Со временем зависть вырвалась наружу, вылилась в открытую борьбу. Мы стали враждовать, драться, делиться на различные партии и, чтобы отстоять свои богатства и пастбища, начали грызться за власть и чины. Никто не остался в стороне от этой лихой круговерти».

Абай призывает держаться подальше от зависти и зла, так как эти энергии в конечном счете вернутся бумерангом к самому человеку, и ему же в будущем придется отрабатывать свою карму.

«Не будь завистлив, легкомыслен и мстителен, иначе твоя учеба не принесет пользы», - пишет Абай в Тридцать втором слове.

В стихотворениях «Измучен, обманут я всеми вокруг» и «Стал изобиловать край» (1887) акын написал:

Завидуют злобно свои своему.

Не внемлет, не верит никто никому.

И дети, и брат, и жена, и твой друг

Тебе ж изменяют в твоем же дому.

* * *

Стал изобиловать край

Врагами жизни людской.

На всех подымают лай,

Куснут - хоть иди, хоть стой.

 

Язык ядовит у них,

Душа их - черная грязь.

На честных и на прямых

Бросаются, разъярясь.

 

Чтоб им привольней жилось -

Вск очернят, что светло.

Пропитаны злом насквозь,

И все их деянья - зло.

 

Какая выгода им

Желать для других добра?

Им правда - что едкий дым,

Их ненависть к ней остра.

 

Мыслитель резонно спрашивает читателя в Тридцать четвертом и Тридцать седьмом словах: «Зачем тебе завидовать чужому достатку и счастью, мешать другому жить?»; «Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель - один ты сам».

Очевидно, в этом сущность человека - завидовать тому, кто в чем-то преуспел больше, чем ты, кто приложил больше усилий в достижении поставленной цели, а может, кому-то больше повезло, но это не так важно. В греческой мифологии описан случай. Боги мирно сидели за столом, включая Афину и Афродиту, и тут кто-то бросил на стол очень красивое яблоко, на котором было написано: «Самой красивой». Обе богини захотели завладеть этим яблоком, никто не хотел уступать, каждая считала себя самой красивой, и в итоге они переругались между собой из-за обычного яблока. Поступок, не достойный богов, но, может быть, достойный простых смертных?

Абай описывает причину появления зависти у человека в Тридцать восьмом слове: «Себялюбие делает человека завистливым, зависть его озлобляет других, ему подобных, и таким образом люди теряют покой и становятся недругами». Далее он продолжает: «Злодеяние - античеловечно. Тот, кто все время норовит сделать людям зло, теряет свою человеческую сущность и превращается в зверя».

В этом же Слове он приводит в пример человека, лишенного зависти, любящего добро и правду: «Человек, столкнувшись со злом или несправедливостью, не опускается до уровня тех, кто творит это зло, а всеми силами противостоит им. Это человек со светлой душой. Его стойкость вызывает уважение».

Таким образом, добрый человек расходует энергию и разум на противостояние недостойным людям, вместо того чтобы направить их на свою пользу, саморазвитие или на благо человечества.

Негативный же человек, по мнению Абая, «… избирает зло своим оружием. Он чинит людям неприятности, унижает их, если у него в руках власть, оскорбляет, если слаб. Это человек с темной душой. Его поведение оборачивается для него враждебностью людей».

В итоге Абай приходит к заключению, что «Все, что сверх меры, - зло. В еде и питье, в смехе и веселье, … в стремлении накопить богатство, в ловкости и хитрости, в одежде - во всем должна присутствовать мера» (Сорок третье слово).

Абай полагает, что недостойных людей необходимо наказывать (стихотворение «Стал изобиловать край»):

Пора уж в конце концов

К столбу пригвоздить подлецов.

Мы живем в мире, где все зависят друг от друга, так как человек - социальное существо, и чем больше в обществе будет добрых, порядочных, созидательных людей, тем лучше будет и само общество. Именно эту мысль Абай хотел донести до своих современников и потомков.

Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент Университета Дулати,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: