Казахстан позиционирует себя как светское государство. Как показывает статистика, большинство стран на планете придерживается такой же государственной, точнее, идеологической модели. Как не раз отмечал в публичных выступлениях Глава государства Касым-Жомарт Токаев, «Казахстан был и остается светским государством, толерантным ко всем религиям».
На сегодняшний день в соответствии с индексом режимов государственно-конфессиональных отношений из 197 государств 12 являются религиозными, 60 - государствами с официальными религиями, пять - государствами с антирелигиозной идеологией и 120 государств закрепили принцип светскости на законодательном уровне.
Согласно первой статье Конституции РК, «Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством». Это означает, что государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений, не возлагает на них выполнение своих функций, а граждане обладают правом на свободу совести и вероисповедания. Попросту говоря, каждый гражданин нашей страны имеет право исповедовать любую религию либо не исповедовать ее вовсе.
Государство обязано относиться к религиозным объединениям и к своим гражданам одинаково, не проявляя каких-либо предубеждений. То есть светскость - не только как конституционный принцип, но и обязательство, принятое на себя государством, политика в религиозной сфере.
Вместе с тем первым законом в Казахстане, регулирующим отношения в религиозной сфере, был Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года. Он был принят до Конституции 1993 года. На тот период времени данная норма была прогрессивной и способствовала реализации права на свободу вероисповедания после долгих лет борьбы с религией. Это было продиктовано тем, что Казахстан является многонациональной и многоконфессиональной страной.
Преимущество светского государства наиболее проявляется, прежде всего, в многонациональных и многоконфессиональных странах, где государство, выражая интересы всего населения, не может отдавать предпочтения отдельным группам, в зависимости от национальной, религиозной и иной принадлежности, иначе будет нарушен баланс интересов. Таким образом, светское государство решает межнациональные и межконфессиональные конфликты. Вместе с тем пропаганда религиозности и приверженности к определенной религии в светском государстве недопустима.
В Казахстане нет официальной религии, и, согласно принципам светского государства, у нас в стране никто не имеет права склонять кого-либо к религии и религиозности. Это также подтверждается, например, статьей 5 Конституции и Законом РК «О политических партиях», которые запрещают создание политических партий по признаку религиозной принадлежности граждан.
Как известно, 11 октября 2011 года в действие вступил Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Важность этого документа заключается в том, что он своим положением утверждает Республику Казахстан демократическим, светским государством; подтверждает право каждого на свободу совести; гарантирует равноправие каждой личности независимо от ее религиозного убеждения; признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа; уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана; признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.
Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подтверждает важность и значимость принципа светскости, заложенного в фундаментальных положениях Конституции (Основной закон) Республики Казахстан.
Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и законах закрепила ключевые принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства. Это принцип отделения религиозных объединений от государства, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений, принцип законности.
Приоритетное значение в условиях светского Казахстана имеет принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, а также не участвуют в государственном управлении, формировании государственных органов.
Отсюда важный посыл - отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светского общества и власти.
Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным соединениям.
Государство и религиозные объединения - неравноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга; здесь всегда присутствует верховенство государства.
Согласно действующему праву в сфере религии, на религиозные объединения не возлагается выполнение функций государственных органов; они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью.
При этом свобода совести как конституционно-правовое понятие означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка.
Свобода совести и волеизъявления
Сущность свободы совести сводится к наличию у человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он считает необходимым в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов страны, правопорядка и этических норм.
Казахстанцы равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством нашего государства.
Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений опускается только в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Всё, что не запрещено, разрешено
Отметим, что светскость государства означает возможно полную свободу для его граждан в вопросе вероисповедания. По последним официальным данным, в Казахстане зарегистрировано 3961 религиозное объединение, представляющее 18 конфессий. Из них 2813 - исламские, 347 - православные, 93 - католические, 593 - протестантские, 61 - Свидетели Иеговы, 23 - Новоапостольская церковь, 13 - общество сознания Кришны, семь - иудейские, шесть - Бахаи, два - буддизм, два - церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), одно - муниты.
В нашей стране функционируют 3753 культовых сооружения, в том числе 2824 мечети, 301 православный храм, 115 католических церквей, 421 протестантский молитвенный дом, 56 молитвенных домов Свидетелей Иеговы, 24 молитвенных дома Новоапостольской церкви, шесть синагог, по два молитвенных дома Бахаи и общества сознания Кришны, один буддийский храм.
В Казахстане официально зарегистрированы 400 миссионеров, из них 360 - иностранцы, 40 - граждане Республики Казахстан. В контексте убеждений из них католиков - 245, Пятидесятнической церкви - 60, мормоны - 24, общество сознания Кришны - 23, Пресвитерианской церкви - 22, православных - 11, баптистов - пять, Новоапостольской церкви - четыре, Адвентистов седьмого дня - три, последователей иудаизма - два, буддистов - один.
Религиозные объединения в рамках законодательства могут оказывать содействие государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности. Следует подчеркнуть, что конституционно-правовые аспекты светскости республики обусловлены соответствующими международно-правовыми документами.
Все мировые и традиционные религии учат человека любви, добру, состраданию, милосердию и справедливости. Вековая миссия мировых и традиционных религий - защищать и поддерживать духовный и этический ресурс человека и общества, дать нравственные ориентиры в изобилующем проблемами мире.
Ни одна религия не отрицает права каждого на счастливую, достойную жизнь. В Казахстане сама политика государства, Конституция способствуют свободному развитию народов и религий. Более того, эта политика проводится таким образом, что сами религиозные конфессии не могут ущемлять друг друга.
Один Бог — одна власть
Как известно, в современном мире существуют и религиозные государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и другие). Для теократических государств характерны такие признаки: наличие обязательной для всех граждан религии; религиозные организации не только входят в политическую систему, но и составляют ее центральное звено; религиозный лидер или группа религиозных лидеров находится во главе государства, возглавляет органы государственной власти, обладает полномочиями политической государственной власти; религиозные организации не отделены от государства и обладают правом принимать участие в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.
Противоположностью теократического государства является светское государство. Как известно, понятие «светскость» формируется под влиянием исторических, социально-политических, экономических и культурных особенностей каждого общества. Различные факторы, в том числе социальные трансформации и изменение роли религии в общественном пространстве, вносят определенные коррективы в смысл этого термина.
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; светскость определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее, медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нем прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.
Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.
В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: наличие партнерства государства и религиозных организаций и степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить четыре типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).
Светские государства в мире
Страны Северной Америки, около трети европейских и африканских стран, а также некоторые азиатские страны называют себя светскими в своих конституциях или других официальных документах.
Большинство мусульманских стран не отвечает критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами. В конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной.
В Малайзии в последние годы произошел отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман).
Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан, Албания. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и другие).
Религия не отделена от государства и в Израиле. На его территории могут быть заключены лишь религиозные браки, действуют ограничения на работу многих заведений и общественного транспорта в субботу, а в государственных и армейских заведениях обязателен кашрут. Наличие государственного раббанута (равината), заведующего браками, разводами, ограничениями в субботу и кашрутом, является главным препятствием на пути к отделению религии от государства.
Африка и Европа имеют наибольшее количество светских государств в мире, с 27 и 33 светскими государствами соответственно. В Азии - 20 светских государств, а в Южной Америке - семь. Океания и Северная Америка имеют наименьшее количество светских государств: только четыре (Австралия, Новая Зеландия, Микронезия и Фиджи) в Океании и пять (США, Мексика, Куба, Канада и Гондурас) в Северной Америке.
Тем не менее многие светские государства демонстрируют тенденции, наблюдаемые в религиозных государствах. Например, Великобритания является признанным светским государством, но ее конституция требует, чтобы глава государства поклялся защищать Англиканскую церковь путем принятия присяги на коронацию. Эта клятва, принятая в конце XVII века, характерна для религиозных, а не светских государств. Еще один повод для беспокойства виден в палате лордов Великобритании, где представлены священнослужители из Англиканской церкви.
Шаг вперёд и два назад
Некоторые страны были первоначально светскими государствами, но позже изменили свои законы, устанавливая государственные религии и превращаясь в религиозные государства в обратном прогрессе. Есть только два примера таких стран в мире - Иран и Ирак.
Иран утвердился в качестве светского государства в 1925 году и придерживался этого определения до Исламской революции 1979 года, в результате которой ислам стал государственной религией в Иране. Еще одна ближневосточная страна, бывшая светская страна, - это Ирак, который стал светским государством после обретения независимости в 1925 году.
Однако в 2005 году в стране была принята новая конституция, в которой ислам был признан государственной религией, превратив Ирак в религиозное государство. Нельзя, однако, не отметить, что в исламском государстве живет и не подвергается дискриминации небольшое количество иранских парсов, наследников древнего зороастризма. Они свободно исповедуют свои взгляды, имеют культовые сооружения, проводят обряды. Так что не все так однозначно на родине «Авесты».
Безусловно, сегодня правительства стран мира осознают необходимость чувствовать и учитывать религиозные потребности общества с целью поиска новых возможностей для их удовлетворения на уровне государственной политики.
Каждое государство реализует принцип светскости согласно своей национальной политике, исходя из особенностей сложившейся религиозной и общественной ситуации внутри страны. В большинстве стран мира одним из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства является светскость государства, нацеленного на укрепление светских устоев и недопущение использования религии в деструктивных целях.
Можно сказать, что политика большинства светских стран показывает, насколько гибкой является идея светского государства. Современные модернизационные процессы во всех сферах социальной жизни привели к существенному изменению роли и места религии в общественном пространстве. В наше время во многих западноевропейских странах модернизация сопровождается сокращением влияния христианской религии и постепенным уменьшением религиозного сознания. При этом во многих странах мира наблюдается тенденция религиозного возрождения ислама, в том числе за счет человеческих потоков мигрантов и беженцев.
Следует отметить, что в июле 2021 года Европейский союз утвердил право работодателей запрещать религиозные символы на рабочих местах в отношении всех конфессий, то есть было узаконено требование работодателей к работникам не носить религиозную одежду.
Правильный выбор
С учетом изложенного можно предположить, что преимущество светского государства наиболее проявляется в классическом варианте, прежде всего, в многонациональных и многоконфессиональных странах, где государство, выражая интересы всего населения, не может отдавать предпочтения отдельным группам в зависимости от национальной, религиозной и иной принадлежности, в противном случае будет нарушен баланс интересов. Кроме того, светскость дает возможность государству наиболее объективно оценивать интересы населения и принимать взвешенные решения, поскольку нейтральная позиция максимально позволяет дистанцировать государство от давления со стороны заинтересованных групп населения.
Можно предположить, что реализация светской модели государства еще не достигла своего расцвета. Глобальные интеграционные процессы, прежде всего, экономического характера, способствуют миграции человеческих потоков, разбавляя мононациональные территории людьми разных национальностей, культур, а значит, и взглядов, убеждений, религий. Тенденция роста многонациональных стран ставит перед государством новые цели и задачи по выработке оптимальных конструкций, моделей и механизмов взаимодействия различных интересов.
В этой связи светское государство как один из способов данного позитивного взаимодействия способно решать не только межнациональные и межконфессиональные конфликты, но и преодолевать новые вызовы современности.
Что касается Казахстана, то важно подчеркнуть, что светское устройство государства - важное историческое достижение Казахстана, которое отражено в Конституции РК, Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Плане нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» и других документах.
На территории нашей республики, где на протяжении многих веков мирно сосуществовали и культурно взаимообогащали друг друга представители различных этносов и конфессий, созданы необходимые политико-правовые и социально-экономические условия для развития культуры и традиционных духовных ценностей казахстанского народа.
В частности, Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» направлен на реализацию предусмотренного международным правом и Конституцией страны права каждого на свободу совести, является правовой основой реализации политики государства и защиты национальных интересов в религиозной сфере. Сегодня готовятся новые дополнения и изменения в данный закон с целью его обновления в свете новых тенденций и вызовов современного мира.
Казахстан наглядно демонстрирует миру, что религия выполняет важнейшую роль в сохранении стабильности и согласия внутри страны, укреплении общенационального единства на универсальных общечеловеческих ценностях, а различные религии и конфессии могут сосуществовать и гармонично развиваться на основе полного взаимопонимания и взаимоуважения. Международная инициатива бывшего Президента РК Нурсултана Назарбаева об учреждении Съезда лидеров мировых и традиционных религий стала важным вкладом государства в развитие глобального межцивилизационного и межрелигиозного диалога во имя мира и стабильности.
В целом можно констатировать, что в Казахстане, который многие годы лидирует на Евразийском пространстве положительным опытом проведения съездов лидеров мировых религий, сформировалась светская модель государственно-конфессиональных отношений, построенная на основе толерантности и активного социально-политического партнерства. При этом основным механизмом данной модели является межконфессиональный диалог, ключевую роль в котором играют традиционные религии Казахстана.
Необходимо отметить, что благодаря дальновидному предложению Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, отраженному в Декларации участников VI Съезда лидеров мировых и традиционных религий, был учрежден Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога.
Подготовил Юрий ЕФИМОВ,
фото Юрия КИМА