В статье «За комфортную среду» мы описали конкретный пример того, как буллингу противодействуют в наших школах. Однако мы еще не рассматривали этот вопрос в контексте международной практики.
Буллинг - глобальная проблема, но подходы к ее решению различаются в зависимости от культурных, социальных и ментальных особенностей каждой страны. Важную роль в этом играют национальные традиции, система образования и уровень осведомленности общества о проблеме.
В Казахстане особое значение всегда имели семейные и общественные ценности, которые оказывают влияние на отношения в школе. Традиции уважения к старшим и иерархичность могут в некоторых случаях способствовать тому, что буллинг воспринимается как часть «воспитания» или установления авторитета среди сверстников. Часто подобное поведение даже не воспринимается как серьезная проблема.
Однако в последние годы в стране предпринимаются существенные меры по борьбе с буллингом. В школах внедряются программы по его профилактике, а также повышается осведомленность среди учителей и родителей о необходимости своевременного вмешательства в проблему травли среди школьников. Вопрос буллинга становится более публичным благодаря активной деятельности общественных организаций и средств массовой информации.
Судя по материалам западных СМИ, в странах Европы и Северной Америки, например, свои подходы к борьбе с буллингом. Там акцент делается на правах личности, защите детей и жестком пресечении любого вида агрессии. В США, Великобритании, Канаде и других странах школы активно работают над разработкой программ по предотвращению буллинга, включают в учебные программы уроки толерантности и навыков общения, а также проводят тренинги для учителей и родителей.
Важную роль в борьбе с буллингом в этих странах играет законодательство, которое предоставляет детям и их родителям возможность обращаться в суд и защищать свои права.
А вот в странах Восточной Азии, таких, как Япония и Южная Корея, борьба с буллингом имеет свои особенности. Общество там акцентирует внимание на коллективизме и социальной гармонии. Буллинг рассматривается не только как угроза для конкретного индивида, но и как дестабилизирующий фактор для всего школьного коллектива.
При этом школа, как правило, стремится решить проблему внутри коллектива, не привлекая внимания общественности. Однако подобная закрытость иногда мешает оперативному вмешательству и может затягивать решение проблемы.
В некоторых африканских странах буллинг усугубляется такими социальными проблемами, как бедность, недостаток образовательных ресурсов и высокая преступность. В условиях, когда дети часто сталкиваются с насилием за пределами школы, буллинг может восприниматься как естественное продолжение суровых жизненных условий. Однако с ростом международной поддержки в этих странах все больше внимания уделяется защите прав детей и созданию безопасной среды в школах.
Конечно, различия в подходах к решению проблем, связанных с буллингом, в разных странах обусловлены не только культурными и социальными нормами, но и уровнем экономического развития, состоянием образовательных систем и общественной готовностью признавать проблему.
Казахстан сегодня находится на пути к формированию полноценной системы конкретных действий, которые могут помочь искоренить проблему буллинга. И, конечно, тщательное изучение опыта других развитых стран может быть для нас полезно.
Камила ПОЛЯКОВА,
корреспондент