В статье «Особенности менталитета» мы представили нашим читателям обзор, как проблему буллинга решают в разных странах. Однако, несмотря на разность менталитетов и подходов, во всех школах мира в первую очередь работают с авторами конфликтов - буллерами.
Психолог и гештальт-терапевт Айнур Карижанова считает, что буллеры, как правило, обладают низкой самооценкой и внутренними конфликтами, что подталкивает их к агрессивным действиям как способу самоутверждения.
- Важно понять, что такие подростки могут чувствовать себя уязвимыми и неполноценными. Они могут стремиться к власти и контролю, чтобы компенсировать собственные недостатки. Это стремление часто проистекает из семейного окружения, где они могли сталкиваться с насилием или отсутствием эмоциональной поддержки. Часто буллеры вырастают в семьях, где агрессия рассматривается как нормальное поведение, - говорит специалист.
Еще одним качеством подростка-агрессора психолог называет отсутствие достаточных навыков для конструктивного общения и разрешения конфликтов. Это может быть связано с недостаточным вниманием со стороны родителей к эмоциональному развитию ребенка.
- Если подросток не умеет и не учится справляться с чувствами и конфликтами, он может прибегать к насилию как к единственному доступному способу воздействия на окружающих, - добавляет А. Карижанова.
По словам психолога, взрослым нужно четко понимать, что буллеры - это тоже дети и часто - недолюбленные.
- Понимание этого аспекта помогает лучше подойти к решению проблемы буллинга и поддержке таких детей, - отмечает специалист.
А. Карижанова говорит, что первое, что стоит сделать всем родителям для того, чтобы их ребенок научился экологично решать конфликты, - это создать дома открытую и поддерживающую атмосферу. Родители должны поощрять обсуждение эмоций и чувств, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно, делясь своими переживаниями. Важно учить детей эмпатии, например, через обсуждение различных ситуаций, когда они могут поставить себя на место другого человека.
- Также родителям нужно следить за кругом общения подростка. Привлечение детей к группам, например, волонтерским, где поощряются сотрудничество и поддержка, может значительно снизить вероятность того, что ребенку захочется буллить кого-то. И, наконец, родителям стоит рассмотреть возможность обращения к психологу, если они замечают у ребенка устойчивые признаки агрессивного поведения или проблемы с эмоциональным выражением, - советует А. Карижанова.
Таким образом, важно понимать, что работа с буллерами требует комплексного подхода, включающего не только коррекцию поведения, но и поддержку их эмоционального развития.
Камила ПОЛЯКОВА,
корреспондент