Работу исполнительных органов по оказанию государственных услуг рассмотрели участники заседания областного Общественного совета, вел которое председатель совета Марат Абдраимов. С докладами выступили руководитель отдела мониторинга государственных услуг аппарата акима области Галия Боранбаева и заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ акимата области Самат Торегельдиев.
Докладчики сообщили, что управлением координации занятости и социальных программ через карьерные центры (бывшие центры занятости) и отделы занятости акиматов города Тараза и районов оказываются 24 вида государственных услуг.
Непосредственно в управлении занятости оказываются три государственные услуги: присвоение или продление статуса «кандас» (через порталы e-licence, eGov); выдача или продление разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы (предоставляется через мобильное приложение «Құтты мекен», цон); выдача или продление справки иностранцу или лицу без гражданства о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства.
За восемь месяцев этого года по присвоению или продлению статуса «кандас» оказано 854 услуги, выдаче или продлению разрешения на привлечение иностранной рабочей силы работодателям -162. В связи с отсутствием заявок на оказание государственной услуги по выдаче или продлению справки о соответствии квалификации иностранцу или лицу без гражданства для самостоятельного трудоустройства данный вид услуг не оказывался.
Для справки: с 1991 года по сегодняшний день в область переселены 64508 кандасов (19108 семей). Большинство занимаются индивидуальным предпринимательством и сельским хозяйством. С момента приобретения гражданства Республики Казахстан статус кандаса прекращается.
Еще четыре вида услуг оказываются в карьерных центрах: регистрация лиц, ищущих работу; регистрация безработных; предоставление справки о регистрации в качестве безработного; выдача направлений на участие в активных мерах содействия занятости. Таких услуг на 1 сентября 2024 года по области оказано 134696, что на 5511 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в электронном виде - 106349, что по сравнению с восемью месяцами 2023 года больше на 18049.
В целом в соответствии с политикой Правительства получатели услуг из года в год получают государственные услуги, не переступая порог государственных органов.
В целях создания благоприятных условий для лиц с ограниченными возможностями, согласно дорожной карте, утвержденной предвыборной программой партии Amanat (пункт 84), к концу 2024 года доля адаптированных объектов, соответствующих стандартам, в области должна составить 80 процентов.
В соответствии с реестром государственных услуг местные исполнительные органы области оказывают 281 государственную услугу, включая подвиды. За первое полугодие 2024 года ими оказаны 6,3 миллиона государственных услуг, в том числе в электронном виде - 6247494 (98,61 процента), остальные - в бумажном виде или бумажном эквиваленте.
Отказано в оказании 1166 услуг из-за неполного или неправильного заполнения пакета документов услугополучателями.
Общественным объединением «Жаңа шабыт» в 2023 году проведен общественный мониторинг качества оказания государственных услуг в рамках государственного социального заказа по семи видам услуг, оказываемых местными исполнительными органами.
Итоги социологических опросов показали высокий уровень удовлетворенности жителей качеством оказания государственных услуг. В частности, показатель акимата области составил 4,64 балла, то есть доля полностью удовлетворенных респондентов составила 74,6 процента.
Администрация Президента формирует рейтинг оценки по качеству оказания государственных услуг. Показатель в Жамбылской области составил 95,28 балла из 100 возможных. По сравнению с 2022 годом (итоговый балл - 88,73) наблюдается улучшение оценочного показателя на 6,55 балла.
Более высоким показателям помешали выявленные нарушения. Например, 28 нарушений сроков. При этом стоит отметить, что почти половина этих нарушений связана с отсутствием специалистов, обеспечивающих работу системы «Е-лицензирование».
Также выявлено 863 факта нарушения порядка оказания государственных услуг: нарушения порядка (бизнес-процесса) оказания государственных услуг - 500 (57,9 процента) фактов; 192 (22,2 процента) факта оказания государственной услуги при отсутствии полного пакета документов, предусмотренных утвержденным стандартом; 68 (7,9 процента) фактов несоблюдения графика работы, предусмотренных стандартом; 7 (0,8 процента) фактов истребования документов, не предусмотренных утвержденным стандартом государственной услуги; 96 (11,2 процента) фактов нарушения иных требований законодательства в сфере государственных услуг.
Одной из мер профилактики нарушений стали уголки самообслуживания, их в области 704, и сервисные акиматы.
Члены Общественного совета сделали немало жестких замечаний докладчикам. В частности, по сервисным акиматам и уголкам самообслуживания, относительно плохого качества разъяснительной работы о государственных услугах, обучению специалистов, активным мерам по улучшению занятости населения, формированию доступной среды. Предложения и замечания вошли в резолюцию заседания общественного совета. А сами отчеты признаны удовлетворительными.
Айгуль МАХМУДОВА