Меню

Хранители слова

Как становятся преподавателями русского языка и литературы

Хранители слова Хранители слова

В Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати есть факультет филологии и гуманитарных наук. На примере одной из кафедр факультета - русского языка и литературы - мы расскажем, как в регионе готовят педагогов.

 

Заведующая кафедрой «Русский язык и литература», доцент, кандидат филологических наук Гульнар Алтаева рассказала, что вуз готовит бакалавров по образовательной программе «Подготовка учителей русского языка и литературы», где обучаются четыре года, а также магистрантов (два года) и докторантов (три года).

- Сейчас Университет Дулати выпускает учителей новой формации. На нашей кафедре работают одни из самых квалифицированных специалистов вуза, всего 32 преподавателя, в числе которых доктора и профессора, кандидаты, доценты филологических и гуманитарных наук, а также доктор PhD - декан факультета филологии и гуманитарных наук Гульнур Исабекова. Регулярно мы повышаем квалификацию преподавательского состава как у нас в стране, так и за рубежом. Активно внедряем инновационные технологии в учебный процесс, сотрудничаем на постоянной основе с преподавателями школ областного центра и районов. А еще часто проводим различного рода тренинги, мастер-классы, семинары, коллоквиумы, научно-практические конференции по актуальным вопросам литературоведения, лингвистики и методики преподавания русского языка и литературы, - рассказала Гульнар Алтаева.

По ее словам, всего на кафед­ре на четырех курсах бакалавриата обучаются в этом учебном году 182 студента, 10 из них - из Туркменистана. Если у иностранных студентов возникают какие-либо вопросы или проблемы, например, с адаптацией к общению, к новым условиям, им активно оказывают помощь, с ними на добровольных началах занимаются кураторы. Только в этом учебном году поступили 30 человек на бакалавриат, сейчас они первокурсники. Плюс четыре студента в этом году обучаются в магистратуре, три готовятся защищать докторскую диссертацию.

- Кафедра «Русский язык и литература» факультета филологии и гуманитарных наук нашего вуза имеет древнюю и славную историю. Это одна из самых старинных кафедр, возникших со дня основания педагогического института в регионе, в далекие 60-е годы. Мы стараемся следовать парадигме: образование и самосовершенствование через всю жизнь. Этот постулат действует как для студентов, так и для преподавателей, руководящего состава, - отметила Г. Алтаева.

По информации ее коллеги, профессора, преподавателя кафедры «Русский язык и литература» Гульнар Абдрахман, на факультете филологии и гуманитарных наук Университета Дулати, кроме кафедры «Русский язык и литература», педагогов готовят еще шесть кафедр: «Казахский язык и литература», «Иностранная филология и переводческое дело», «История», «Мировые языки», «Практические иностранные языки», «Журналистика и филология».

- Мне 17 лет, я с детства мечтала стать учителем, именно преподавать литературу, поэтому поступила в этот вуз на филологию. В средней школе № 21 имени Пахомова в селе Коныртобе Жуалынского района, где я училась, для меня примером была учитель русского языка и литературы Надежда Ивановна Кидралиева. Больше всего мне нравятся занятия по орфографии и педагогике. Преподаватели очень интересно рассказывают, насколько древняя профессия учителя, какие были самые первые учителя в античную эпоху. Я мечтаю работать в обычной школе, может быть, вернусь в родное село. Постараюсь быть лучшей в своем деле, - поделилась первокурсница Тамила Магомадова.

А студентка четвертого курса Илария Вавулиди уже попробовала свои силы в педагогике на практике - в прошлом году проводила уроки русского языка и литературы в шестом классе таразской гимназии № 40.

- Пока я не знаю, в какой школе буду трудиться, возможно, мне предстоит переезд в город Алматы. Если нет, то, наверное, выберу или 40-ю или седьмую школу-гимназию, которую сама окончила в 2021 году. Выбрала профессию учителя, ибо в нашей семье уже есть педагоги: моя бабушка Анна Вавулиди была учителем музыки, тетя Светлана Карева преподает русский язык и литературу, моя мама Юлия Карева также училась на филолога, но по семейным обстоятельствам не доучилась. Хочу продолжить учительскую династию, - рассказала Илария.

Девушка призналась, что учеба в университете ей очень нравится, недавно ввели новые предметы: историю русского и литературного языка, где ей интересна история развития грамматики.

- Под руководством моего научного руководителя Елены Сергеевны Шмаковой я написала уже несколько исследовательских работ и проектов. Горжусь, что в респуб­ликанском научном журнале «Керуен» Института литературы и искусства имени Ауэзова уже была опубликована моя статья «Семантика и функция диминутивов в рассказах А. П. Чехова: корпусное исследование». Кроме Антона Чехова, я еще со школы люб­лю произведения Иосифа Бродского, Ивана Тургенева, Александра Грибоедова, Александра Островского, из современников обожаю Николая Верёвочкина, в вузе продолжаю углубляться в изучение их творчества. Все свои знания постараюсь после окончания вуза передать ученикам максимально креативно и интерактивно. Сейчас готовлю к защите дипломную работу «Лингвокультурологические основы лингвистической креативности современных русскоязычных авторов Казахстана на примере произведений Дуйсенбека Накипова». Литература и русский язык неразделимы, в вузе мы изучаем предметы в симбиозе. Надеюсь, что я буду для моих учеников интересным преподавателем и собеседником, воодушевлять их словом на великие дела и свершения, - поделилась планами Илария Вавулиди.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: