Меню
Сегодня, 16:46 / Знамя труда / Общество

Должен быть грамотным

Потребителям рассказали как отстаивать права

Должен быть грамотным Должен быть грамотным

В региональной службе коммуникаций состоялся брифинг, посвященный вопросам защиты прав потребителей. Спикерами выступили представитель общественного объединения «Мангистауское областное общество защиты прав потребителей» Жанна Биятан и заместитель руководителя департамента защиты прав потребителей по Жамбылской области Байкадам Дуйсенбаев.

 

Появление мангистауского представителя правозащитной организации в эфире нашего региона было не случайным: «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» стало победителем государственного конкурса по социальному проекту «Информационно-просветительская работа с населением по вопросам защиты прав потребителей путем оказания информационных услуг». При поддержке Министерства торговли и интеграции общественное объединение реализовало социальный проект в регионах страны, в том числе в Жамбылской области.

Как рассказала Ж. Баятан, для реализации проекта на получение информации о товарах, их безопасности и качестве, а также об их продавцах (изготовителях) достигнуто соглашение с РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также с АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» о проведении исследований.

В Жамбылской проведены исследования по 28-ми образцам продукции казахстанского, российского, китайского, корейского, арабского происхождения. В казахстанском колбасном изделии обнаружена просрочка, российская мука и кондитерское изделие не соответствовали требованиям технических регламентов, китайские игрушки, техника и косметика имели признаки фальсификата, корейские и арабские продукты реализованы без этикеток и информации с использованием казахского и русского языков, соответственно без декларации о соответствии.

Результаты исследования в целях информирования потребителей опубликованы на страницах интернет ресурсов Zakon.kz и Nur.kz, на государственном и русском языках.

Помимо несоответствий продукции техническим регламентам нарушены права потребителей, предусмотренные Законом РК «О защите прав потребителей». Предприниматели зачастую не соблюдали температурный режим при реализации товаров. На рынках в жаркую погоду на уличных прилавках реализовывались колбасные изделия.

При покупке продукции многие продавцы не выдавали фискальные и товарные чеки, что является нарушением статьи 284 Кодекса об административных правонарушениях.

По данному факту направлены заявления в соответствующий орган государственных доходов.

- В ходе реализации проекта выяснилось, что доказать факт покупки небезопасного товара потребителю очень сложно, - поделилась спикер. - Для этого потребитель должен знать четкий алгоритм, а фотомагазинов и переводы на Каспи не являются достаточными доказательствами, если даже был указан адрес продажи.

Другая проблема, если вам не выдан фискальный чек, то свои права невозможно защитить, путем подачи жалобы в департамент санитарно-эпидемиологического контроля. Об этом твердо утверждает

Предпринимательский кодекс, где основанием для жалобы является обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств.

По иерархии нормативно-правовых актов Предпринимательский кодекс РК стоит выше, чем Закон «О защите прав потребителей», поэтому если права потребителей нарушены, то меры должны приниматься с учетом Предпринимательского кодекса.

Поэтому если даже права потребителей, каким-то образом нарушены, необходимо следовать алгоритму:

Не покупать продукт, если не выдают фискальный или товарный чек,с наименованием продавца, ИИН/БИН и адресом.

С момента покупки некачественного и небезопасного продукта потребитель должен успеть обратиться в соответствующие органы в течение 2-х месяцев. Но при этом нужно твердо знать, какой орган, какие жалобы рассматривает, иначе есть риск пропустить срок обращения.

Далее, можно обратиться в суд, с гражданским иском и возместить причиненный вред.

Заместитель руководителя департамента защиты прав потребителей по Жамбылской области Байкадам Дуйсенбаев рассказал, что за девять месяцев 2024 года его ведомством проведено 106 внеплановых проверок субъектов бизнеса по заявлениям потребителей. В том числе в сфере торговли 82 проверки (превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары), в сфере защиты прав потребителей 24 проверки (н предоставление ответа на претензию потребителя).

В результате проверок выявлены 83 нарушения.

Внесено 65 предписаний, на нарушителей наложены 67 административных взысканий в виде предупреждения, и 16 взысканий в виде штрафа на общую сумму два миллиона 362 880 тенге. Шесть проверок в сфере защиты прав потребителей были завершены примирением сторон.

В завершение брифинга спикеры ответили на вопросы журналистов.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Самые читаемые статьи недели: