Согласно данным UIS UNESCO за 2021 год, Казахстан занимает первое место среди стран по количеству студентов, обучающихся за границей, в расчете на душу населения. В общей сложности за пределами страны три года назад учились 91,9 тысячи казахстанцев. В 2024 году количество студентов из Казахстана в престижных учебных заведениях Америки и Евразии оказалось чуть меньше, но тоже немало - 80 тысяч. Такую статистику в своем материале приводят журналисты портала Informburo.kz.
- В условиях текущей геополитической ситуации Казахстан является единственной страной в регионе с заметным экономическим ростом и качественным средним образованием. Это способствует увеличению количества зарубежных грантов для наших студентов и растущему интересу к обучению за границей, - заявила председатель правления АО «Центр международных программ» Алия Оспанова.
По ее словам, основными преимуществами зарубежных вузов для казахстанцев стали развитая инфраструктура и индустриальные кооперации. Возвращаясь на родину, они привозят не только новые знания и навыки, но и новые культурные тренды и идеи развития, отметила А. Оспанова.
Так называемые индустриальные кооперации создаются в рамках сотрудничества между университетами и промышленными предприятиями. Вузы и компании работают вместе над проектами, внедряют инновации, проводят совместные исследования, а также организуют стажировки для студентов.
По данным руководителя по маркетингу образовательной компании Crimson Education в Казахстане и странах Центральной Азии Петра Пилипенко, наибольшей популярностью среди казахстанских абитуриентов пользуются вузы США - их выбирают две трети студентов. Второй по востребованности является Великобритания, куда отправляются около 20 процентов студентов. Остальные, около 16 процентов, отдают предпочтение другим европейским странам.
- В этом году чаще всего абитуриенты из Казахстана поступали на экономические и бизнес-направления - таких 30 процентов. Каждый четвертый (24 процента) решил учиться на инженера. На третьем месте - сфера информационных технологий (22 процента). Около 13 процентов подавали документы на направления, связанные с медициной, нейронауками, химией и биологией, и еще 11 процентов - на факультеты искусства, дизайна и гуманитарных наук, - рассказал Петр Пилипенко.
В образовательной компании Globus Education также подчеркнули, что наблюдается растущий интерес к учебе в Восточной Европе, особенно в таких областях, как бизнес, маркетинг и менеджмент.
Помимо США и Великобритании, все больше студентов интересуются обучением в Австралии, Сингапуре и Германии. Последняя страна привлекает казахстанцев благодаря возможностям дополнительной подготовки, которая помогает преодолеть разницу в образовательных системах.
В последние годы отмечается рост интереса у казахстанских абитуриентов к специальностям, связанным с блокчейн-технологиями. Также популярностью пользуются программы по архитектуре, искусству, актерскому мастерству и устойчивому развитию.
В настоящее время казахстанским студентам доступны разные возможности для получения образования за рубежом. Одна из самых популярных программ - «Болашак». Она обеспечивает полное финансирование обучения в лучших мировых университетах, включая оплату обучения, проживания и транспортные расходы.
Кроме того, существует ряд межправительственных грантов. Например, соглашения с Китаем, Венгрией и другими странами позволяют казахстанским студентам учиться бесплатно.
Существуют и правительственные программы других стран, такие, как Chevening (Великобритания), Fulbright (США), DAAD (Германия) и Erasmus Mundus (ЕС). Эти программы также покрывают расходы на обучение и проживание.
- В Европе можно найти такие государственные программы, как Stipendium Hungaricum. Это венгерский грант, который покрывает до 100 процентов обучения. Другой пример - DSU, похожий грант в Италии. Бывают стипендии и от университетов: условия обучения могут сильно различаться, поэтому нужно рассматривать каждый случай отдельно, - подчеркнул Петр Пилипенко.
По его словам, каждая страна имеет свою специфику образования. Например, в США высокая стоимость обучения, но абитуриент имеет реальную возможность получить финансовую помощь и покрыть большую часть расходов на обучение и проживание. Чаще всего иностранные абитуриенты получают стипендии напрямую от вузов, куда отправляются учиться.
- В Великобритании возможность получить финансирование на бакалавриате очень низкая. Существуют стипендии за достижения или для студентов с низким доходом, но они покрывают не больше 30 процентов от суммы, а чаще - намного меньше. Зато для будущих магистров получить стипендию более чем реально, - добавил П. Пилипенко.
Важно помнить, что стипендии вручают ограниченному количеству людей. Поступая за границу в хороший вуз, заявитель конкурирует с абитуриентами со всего мира, а университет заинтересован в том, чтобы отобрать лучших, говорит эксперт.
- Получить полное финансирование в престижном вузе реально, но для этого нужно знать горькую правду: оценки должны приближаться к идеальному баллу, английский - быть на уровне С1, нужно участвовать в конкурсах или олимпиадах на национальном и международном уровнях и успевать работать над внеклассными проектами, которые будут полезны школе, одноклассникам или обществу в целом, - делится рекомендациями собеседник.
Несмотря на наличие многочисленных возможностей для казахстанских абитуриентов, многие из них сталкиваются с серьезными трудностями, которые могут помешать сбыться их мечтам об учебе за границей.
Петр Пилипенко выделил несколько распространенных проблем, с которыми сталкиваются казахстанские абитуриенты при поступлении в зарубежные университеты.
Семья абитуриента обращается слишком поздно. Например, компания Crimson Education получает много запросов от тех, кто уже перешел в 11-й класс при обучении по национальному стандарту (ГОСО РК). При этом в США и Великобританию поступают не после школы, как принято в Казахстане, а осенью-зимой выпускного класса. Обычно ребенок просто не готов поступать прямо сейчас, а пропускать год после школы не хотят родители.
Разница в требованиях к абитуриентам. К примеру, для поступления в США и Великобританию обязательно иметь портфолио внешкольных активностей: у казахстанцев обычно это самая отстающая часть. Многие ребята думают, что выйти на «Алтын белгі» или быть победителем олимпиад в Казахстане и за рубежом будет достаточно, но дело в том, что для лучших университетов это только один из критериев оценки, ведь туда стремятся сотни отличников и победителей олимпиад.
Недостаточный уровень владения иностранным языком. При этом, даже если ребенок читает или смотрит фильмы на английском без субтитров, но его разговорный навык проседает - это будет препятствием как на экзаменах вроде TOEFL и IELTS, так и при обучении в университете. Первокурсникам сложно переключиться на учебу на иностранном языке, если до этого они не учились в международной школе. Немаловажно отметить, что привыкание к культурным различиям и первый опыт жизни вдали от семьи бывает непростым, а если есть трудности с английским, то переживания только обостряются.
Петр Пилипенко подчеркивает, что тем, кто намерен поступать в рейтинговые вузы, стоит задуматься о своей подготовке за четыре года до окончания школы. Статистика показывает, что студенты, обращающиеся за помощью заблаговременно, в девять раз чаще получают приглашения от желаемых университетов.
- Ранняя подготовка поможет снизить стресс для ребенка и улучшить любые результаты: есть время придумать и воплотить проекты для портфолио, выучить язык, исправить оценки, сдать и пересдать экзамены - речь, прежде всего, про такие международные тестирования, как SAT, IELTS и TOEFL, - объяснил собеседник.
Если до подачи документов осталось всего два года, все еще возможно подготовить сильную заявку, но это потребует значительных усилий, считает Петр Пилипенко. По его словам, успех зависит от готовности абитуриента работать усердно и целеустремленно.
Более того, активное участие в спортивных и волонтерских мероприятиях может значительно повысить шансы на получение финансирования. Чем больше усилий приложит желающий учиться в зарубежном вузе в процессе подготовки, тем больше возможностей у него будет для поступления.
Подготовила Камила ПОЛЯКОВА,
фото из открытых источников