Общество

На чужих ошибках

Что нужно знать при покупке товаров

В корреспонденции «Должен быть грамотным» мы рассказали об исследовании торговых сетей, которое провело Мангистауское областное общество по защите прав потребителей в ходе реализации проекта «Информационно-просветительская работа с населением по вопросам защиты прав потребителей путем оказания информационных услуг».

 

При поддержке Министерства торговли и интеграции общественное объединение реализовало социальный проект в регионах страны, в том числе в Жамбылской области. Об итогах исследования в нашем регионе мы уже сообщали. Здесь же расскажем об общей ситуации.

Стоит отметить, что для проведения исследований было достигнуто соглашение с РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также с филиалами АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» в регионах. С результатами всех исследований можно ознакомиться на сайте Zakon.kz.

 

О, маркировка!

Хотя в регионах акцент делали на разные аспекты потребительской грамотности, в целом можно сказать, что во всех регионах проблемы примерно одинаковые.

Так, например, для всех регионов характерно довольно беспечное отношение к маркировке продуктов.

Потребитель редко задумывается о том, что обозначает маркировка на упаковке. Однако она выполняет ключевую роль - «говорит» потребителю о продукте: его составе, условиях хранения, сроке годности, происхождении и даже о рекомендациях по утилизации упаковки. Вот почему техрегламент о маркировке пищевой продукции определяет, что вся она должна иметь четкую и понятную информацию обязательную на двух языках - казахском и русском.

Основные сведения включают: наименование продукта и его назначение; состав с указанием всех ингредиентов; срок годности и условия хранения; информацию о производителе - наименование, местонахождение; пищевая ценность продукта; объем (масса) продукта и идентификационные данные о партии.

Эти данные должны быть указаны четко и без искажений, чтобы каждый потребитель мог сделать осознанный выбор и быть уверенным в безопасности покупок.

Зная, что именно должна содержать правильная маркировка, давайте рассмотрим, какие несоответствия были найдены у образцов десерта, приобретенных методом тайного покупателя в магазинах Усть-Каменогорска.

Бисквит Cravingz Spongiez Golden. Маркировка не соответствовала требованиям к доступности изложения. Не указаны состав, пищевая ценность и условия хранения на казахском и русском языках, а данные о производителе не указаны на русском языке. Отсутствовали цифровой код материала упаковки и информация о возможности ее утилизации.

Шоколадные конфеты «Левушка детям». На основной этикетке информация на казахском языке отсутствовала. На конфетах был указан лишь состав и название продукта, а также наименование и адрес производителя, что не отвечает требованиям, предъявляемым к маркировке.

Шоколадные палочки Pocky chokolate. Маркировка не соответствовала условиям о доступном и легко читаемом тексте, а текст на казахском языке был представлен лишь частично: только наименование продукта, а также наименование и адрес производителя.

Зеленый чай Toza tea Tashkent. Информация на казахском языке не включала условий хранения и показателей пищевой ценности. Как и у бисквита, не было сведений о материале упаковки и возможности его переработки.

 

Какие опасности несет такая маркировка?

На первый взгляд может показаться, что мелкие недочеты в маркировке - это лишь бюрократические формальности. Но если вдуматься, их игнорирование несет реальную опасность. Например, отсутствие состава делает продукт потенциально опасным для людей с аллергией и не только; неполная информация о производителе лишает потребителя возможности проверить происхождение товара и оценить его подлинность; отсутствие данных о сроке годности ставит под угрозу здоровье потребителя, если продукт просрочен; нет инструкций по утилизации - упаковка может быть опасной для окружающей среды.

Правозащитница Алия Алибекова советует внимательно изучать этикетки. Если вы заметили, что часть информации отсутствует, лучше оставить продукт на полке. Не стоит рисковать здоровьем, даже если продукт кажется безобидным. Отсутствие важных данных - это тревожный знак.

Сообщите о несоответствиях в местные организации по защите прав потребителей или оставить жалобу через госорганы. Потребуйте консультацию. Если вы сомневаетесь, обратитесь за консультацией в общественные объединения по защите прав потребителей.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА