В конце прошлого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с речью на Всемирном климатическом саммите, который проходил в рамках Конференции ООН по изменению климата в Дубае. Он подчеркнул, что сегодня половина населения Земли проживает в регионах, находящихся в высокой степени зависимости от изменений климата.
- Наибольшей опасности подвергаются малые островные развивающиеся государства, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, и наименее развитые страны. Постоянная геополитическая нестабильность и отсутствие энергетической безопасности также усложняют задачу сохранения внимания к климатической повестке дня, - сказал Президент.
Касым-Жомарт Токаев поддержал призыв ООН принять конкретные действия, направленные на сохранение окружающей среды для будущих поколений, и подчеркнул, что Казахстан стал первой страной в регионе, которая ратифицировала Парижское соглашение и приняла Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года.
По его словам, принятый в Казахстане Экологический кодекс будет способствовать всесторонней адаптации зеленых технологий практически в каждом секторе национальной экономики.
- Наша страна обладает огромным потенциалом для развития ветровой и солнечной энергетики, а также для производства зеленого водорода. Мы продолжим тесное сотрудничество с нашими партнерами, чтобы раскрыть данный потенциал. Являясь ведущим экспортером урана, обеспечивающим 43 процента мировых поставок, мы играем решающую роль в производстве электроэнергии без выбросов углерода в глобальном масштабе, - отметил Глава государства.
По мнению Касым-Жомарта Токаева, в ближайшие десятилетия важнейшие минералы, в том числе редкоземельные, станут незаменимы по мере декарбонизации мира. В этой связи Президент заявил о готовности Казахстана стать основным поставщиком таких минералов переходного периода.
Он также заявил, что наша страна активно поддерживает частные зеленые инициативы, и привел в пример казахстанскую Ассоциацию по пластику, которая работает над проектами по избавлению от пластиковых отходов, внося свой вклад в защиту экологии.
Глава государства напомнил, что сокращение выбросов метана - это самый быстрый способ замедлить темпы глобального потепления. В связи с этим он сообщил о решении Казахстана присоединиться к Глобальному обязательству по сокращению выбросов метана.
Кроме того, Президент проинформировал о стремлении Казахстана решить масштабную проблему угля в странах нашего региона путем реализации Партнерства по справедливому энергетическому переходу в нашей стране и призвал друзей и партнеров поддержать Казахстан в этом деле.
- В более широком смысле мы надеемся, что международное сообщество расширит свои обязательства по увеличению финансирования климатических программ. Но финансирование - это только первое препятствие. Даже если мы успешно ограничим повышение глобальной температуры до 1,5 градуса к 2050 году, страны Центральной Азии все равно столкнутся с повышением температуры на 2,5 градуса. Это приведет к нехватке воды, сильной жаре, опустыниванию и экстремальным гидрологическим явлениям, - сказал Глава государства.
В данном контексте Касым-Жомарт Токаев призвал международное сообщество выделять больше средств на поддержку Международного фонда спасения Аральского моря - некогда четвертого по величине внутреннего водоема в мире.
Подытоживая свое выступление, Касым-Жомарт Токаев заявил, что чрезвычайная климатическая ситуация - это глобальный кризис, который требует глобального ответа, и только коллективные действия и сотрудничество помогут нам разрешить климатический кризис.
На саммите также выступили лидеры более 40 государств, руководители международных и региональных организаций.
Климат: Казахстан - Республика Корея
Недавно в Сеуле директор департамента многостороннего сотрудничества Министерства иностранных дел Республики Казахстан Дидар Теменов провел встречу с заместителем министра иностранных дел Республики Корея по вопросам изменения климата Ким Хё Ын. Стороны обсудили вопросы сотрудничества в области борьбы с изменением климата, реализации зеленых проектов и взаимодействия в международных климатических организациях. В частности, собеседники обсудили перспективные направления сотрудничества в рамках Зеленого климатического фонда (GCF), а также взаимодействия с Институтом глобального зеленого роста (GGGI).
Также состоялся обмен мнениями относительно кооперации в сфере лесного и водного хозяйства, в том числе в рамках международных усилий по спасению Аральского моря.
В ходе визита в Южную Корею Д. Теменов принял участие в заседании Совета Фонда ущерба и потерь (Loss and Damage Fund Board) и провел встречу с заместителем генерального директора GGGI Эленой Маклауд.
В Казахстане оценивают риски
Наша страна с самого начала существования принимает активное участие в решении глобальных и региональных вопросов по негативному изменению климата. Причина этого, прежде всего, в том, что процессы изменения климата в Средней Азии вот уже много лет наблюдаются, что называется, невооруженным глазом и заметно влияют на экономику многих стран.
Напомним, что Казахстан еще в 2016 году присоединился к Парижскому соглашению по изменению климата. Оно считается важным символом решимости мирового сообщества в борьбе с загрязнением окружающей среды. Заявленная цель Парижского соглашения - не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2°С от доиндустриального уровня и сделать все возможное для удержания потепления в пределах 1,5°С (в настоящее время средняя температура на 0,75°С выше, чем среднегодовые показатели 1850-1900 годов).
Основной способ борьбы с глобальным потеплением - сокращение выбросов парниковых газов. К чрезмерному количеству этих выбросов, как считают многие ученые, приводит сжигание энергоносителей - нефти, газа, угля - для получения энергии, необходимой в деятельности человека. Почему парниковые газы приводят к потеплению? Земля получает энергию от Солнца. Ее неиспользуемые излишки планета преобразует в инфракрасное излучение и отправляет в космос. Так Земля поддерживает баланс между получаемой и отдаваемой энергией. Парниковые газы поглощают инфракрасное излучение и удерживают уходящую в космос энергию в атмосфере Земли, тем самым нагревая ее.
Тем не менее в 2017 году бывший президент Дональд Трамп анонсировал выход США из Парижского соглашения. Он аргументировал это тем, что, осуществляя требования соглашения, Америка лишится 2,7 миллиона рабочих мест к 2025 году.
К счастью, после вступления в должность новый президент США Джо Байден подписал документ о возвращении США в Парижское соглашение по климату.
А потому его участники взяли на себя обязательства принять национальные планы по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к климатическим изменениям (в терминологии Парижского соглашения - предварительные национально-определяемые вклады) и пересматривать их в сторону повышения каждые пять лет; планомерно снижать выбросы CO2 в атмосферу: для этого к 2020 году необходимо разработать национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику (промышленность не должна сжигать ископаемое топливо и, соответственно, выбрасывать в атмосферу парниковые газы, главным образом, диоксид углерода); наладить международный обмен зелеными технологиями в сфере энергоэффективности, промышленности, строительства, сельского хозяйства.
В отличие от Киотского протокола в новом соглашении обязательства по сокращению выбросов парниковых газов берут на себя все государства независимо от степени их экономического развития, а не только развитые страны и страны с переходной экономикой, нет конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению выбросов CO2, каждая из стран будет самостоятельно определять свою политику в этой сфере; создается новый международный экономический инструмент, позволяющий странам финансировать проекты по снижению выбросов в других странах; не прописан механизм строгого контроля за его соблюдением и меры принуждения по его исполнению.
Документ лишь дает комиссии международных экспертов право проверять информацию, предоставляемую странами об их достижениях по сокращению выбросов СО2.
Парижское соглашение было открыто для подписания с 22 апреля 2016 года по 21 апреля 2017 года. 4 ноября 2016 года оно вступило в силу. В настоящее время фактически является руководством к действию для его участников, полностью заменив Киотский протокол после 2020 года.
По данным на сегодняшний день, участниками Парижского соглашения являются 185 стран и ЕС.
На 24-й конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прошедшей 2-14 декабря 2018 года в Катовице (Польша), был принят свод правил реализации Парижского соглашения. Он описывает то, как государства должны отчитываться о проделанной на пути к сокращению выбросов работе, а также регулирует вопросы реализации международных проектов в области защиты климата.
Наши решения
Так, в декабре 2022 года Казахстан представил отчет о мерах борьбы с изменением климата. Министерство экологии и природных ресурсов РК при поддержке Программы развития ООН в Казахстане и Глобального экологического фонда подготовило специальные документы по этой теме - восьмое национальное сообщение и пятый двухгодичный доклад. В них представлена информация о том, как страна справляется с последствиями изменения климата. И вот какова оказалась картина климатического обзора.
Согласно докладу, климат Казахстана постоянно становится жарче: по сравнению с периодом 1961-1990 годов, в 1991-2020-х годовая температура в среднем по территории республики повысилась на 0,9°C. Отмечается устойчивое увеличение количества дней с температурой выше 30-35 °C, что особенно заметно на юге, юго западе и западе республики. Из-за изменений климата случаи аномальной жары в Казахстане фиксируют все чаще. Например, в 2020 году температура достигла рекордного максимума, превысив климатическую норму на 1,92 °С, что обновило предыдущий рекорд 2013 года с показателем 1,89 °С.
Изменение климата несет негативные последствия для человека и биологического разнообразия, а также для различных секторов экономики. Чтобы этого избежать, надо действовать в двух направлениях: сокращать выбросы парниковых газов в атмосферу и адаптироваться к текущим и предстоящим изменениям.
Меры по сокращению выбросов
Согласно докладу, в 2018 году совокупные выбросы парниковых газов в Казахстане достигли 401,662 миллиона тонн эквивалента углекислого газа, превысив уровень базового 1990 года. Это сравнимо с выбросами, которые могли бы произвести около 80 миллионов автомобилей в течение года.
В следующие два года наблюдалось снижение выбросов в энергетическом секторе. В итоге, в 2020 году совокупные выбросы страны составили 351,244 миллиона тонн CO2-эквивалента, что на 7,98 процента ниже уровня 1990 года.
Основным инструментом регулирования климатической политики страны является Экологический кодекс, принятый в 2021 году. Он предусматривает внедрение рыночного механизма - системы торговли выбросами, требующей ежегодного снижения выбросов на 1,5 процента до 2030 года.
Помимо Экологического кодекса, в Казахстане разработана законодательная база, позволяющая принимать меры, необходимые для снижения выбросов парниковых выбросов. Например, План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике на 2021-2030 года, Концепция развития топливно-энергетического комплекса РК до 2030 года и др. В рамках этих документов основные меры в секторе производства тепло- и электроэнергии, влияющими на снижение выбросов, включают увеличение доли газовых, возобновляемых и атомных источников энергии
Наглядными примерами реализации этих мер являются завершение строительства газопровода «Сарыарка» в 2019 году и перевод теплоцентралей Астаны на природный газ, принятие решения о строительстве атомной электростанции, а также создание объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). К 2021 году в Казахстане работало 115 объектов ВИЭ общей мощностью 1897 мегаватт. В составе ВИЭ были гидро-, ветро-, солнечные электростанции и биогазовые установки. В результате доля энергии, производимой из возобновляемых источников, составила 3,5 процента от общего объема.
Вышеперечисленные практики в секторе производства тепло- и электроэнергии подробно изложены в докладе, который также уделяет внимание и другим секторам экономики, таким, как сельское хозяйство, земледелие, управление отходами, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и промышленные процессы.
Приспособимся?
Какие бы меры по снижению выбросов парниковых газов сейчас не предпринимались, климат уже изменился и будет продолжать меняться. И этот процесс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Например, согласно докладу, благодаря потеплению ожидается увеличение урожайности подсолнечника на восемь процентов к 2030 году и на четыре - к 2050 году.
Однако в целом эксперты признают, что изменения климата негативно влияют на большинство секторов экономики. Чтобы минимизировать ущерб, необходимо постоянно проводить оценку вероятного изменения климата в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и принимать адаптационные меры к таким изменениям.
С этой целью в Экологический кодекс Республики Казахстан включен раздел о государственном управлении в сфере адаптации к изменению климата в целях смягчения и уменьшения неблагоприятных последствий и ущерба для здоровья человека, экологических систем, общества и экономики, снижения уязвимости к изменению климата, а также использования благоприятных возможностей, связанных с изменением климата. Приоритетными для адаптации к изменению климата являются следующие четыре сектора экономики: сельское, водное и лесное хозяйства, гражданская защита.
В докладе можно найти примеры оценки влияния климатических изменений и предложенных адаптационных мер, например, для пастбищного хозяйства. По состоянию на 1 января 2021 года в структуре земель сельскохозяйственного назначения сельхозугодья составляли 97,2 процента, в том числе: пашня - 23,8, многолетние насаждения - 0,1, залежи - 1,7, сенокосы - два, пастбища - 69,6 процента.
В 2017 году в Казахстане площадь пастбищных угодий составила 186,4 миллиона гектаров. Из них шесть миллионов используются землепользователями других государств. В республиканском пользовании находятся 180,4 миллиона гектаров пастбищ, из них улучшены 5,9 миллиона, обводнены 105,2 миллиона гектаров. Соответственно пригодными для выпаса скота являются более 111,1 миллиона гектаров пастбищ. Из 180,4 миллиона гектаров использовались 71,1 миллиона, в том числе улучшенные - четыре, обводненные - 43,3.
В связи с тем, что потепление климата больше влияет на горные пастбища, там ожидается значительное снижение урожайности. Например, в урочище Ассы к 2030 году предполагается снижение на 20 процентов.
Чтобы снизить данные негативные последствия потепления климата, в докладе предлагалось выделить следующие основные направления мер адаптации пастбищных угодий к ним: соблюдение положений Закона Республики Казахстан «О пастбищах»; улучшение растительного покрова на деградированных пастбищах; обводнение пастбищ и лиманное орошение; внедрение системы регулируемого выпаса животных; восстановление отгонно-пастбищной системы содержания животных; усовершенствование системы мониторинга пастбищ и агрометеорологического обеспечения пастбищного животноводства.
Идеи, безусловно, здравые и полезные, но до сих пор многие из них даже не начали выполняться либо выполняются формально. Например, для того, чтобы оценить степень деградации пастбищ и возможности их восстановления, сначала необходимо провести экспертизу растительного покрова, который резко различается по составу и объемам даже на близких участках, а также качественного состава почв. А вот специалистов для этого на весь Казахстан осталось десяток человек, и те пенсионеры. Кроме того, такая оценка возложена непосредственно на районные акиматы и их средства. Последствия нетрудно себе представить.
Вместе с Европой
Евросоюз придает особое значение укреплению стратегического сотрудничества с Центральной Азией, а инициативы Казахстана по объединению усилий в борьбе с климатическими изменениями своевременны и актуальны. Об этом в мае нынешнего года в Брюсселе в ходе специального заседания делегации Европарламента по сотрудничеству со странами Центральной Азии и Монголией заявили евродепутаты и эксперты. Делегация Европарламента по сотрудничеству со странами Центральной Азии и Монголией - это рабочая группа из 37 депутатов во главе с действующим председателем. Выступая перед европейскими политиками, посол нашей страны в Бельгии Маргулан Баймухан ознакомил их с Посланием Президента. Он отметил, что в Казахстане успешно развивается цифровизация банковских и госуслуг. Это подтверждает и решение руководства Mastercard об открытии в Алматы регионального хаба в СНГ, Центральной и Восточной Европе.
Евродепутаты и эксперты отметили, что опыт нашей страны в этой и других сферах служит примером для всей Центральной Азии. Так, Томаш Здеховский, глава делегации Европарламента по сотрудничеству с Центральной Азией, сказал следующее:
- Центральная Азия и Монголия имеют ключевую роль для будущего ЕС, особенно в сфере энергетики. Поэтому мы хотим укрепить сотрудничество с этими странами, инвестировать туда больше. Мы также очень ценим то, как Президент Касым-Жомарт Токаев решительно настроен бороться с изменением климата. Это большой месседж и для других стран в регионе. Политолог и обозреватель известного в Брюсселе издания Diplomatic World отмечает, что климатическая повестка в последние недели активизировалась во всей Центральной Азии, особенно в Казахстане. Это таяние ледников, водные катастрофы, падение уровня воды в Каспийском море. Без региональной координации по водным вопросам добиться устойчивого развития и продовольственной безопасности будет очень сложно. Поэтому Казахстан призывает к совместным действиям в этой сфере не только в регионе, но и за его пределами. В ближайшее время климатические проблемы будут ключевыми для всей Центральной Азии.
Альберто Тюркстра, политолог, обозреватель издания Diplomatic World, оценил ситуацию так:
- Президент Касым-Жомарт Токаев берет инициативное лидерство в решении проблем окружающей среды и трансграничных водных ресурсов, причем не только в регионе, но и в сотрудничестве с США. Мы увидели это и на встрече глав государств региона в формате C5+1 на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Поэтому мы видим сегодня много совместных усилий как на национальном, региональном, так и международном уровнях. Одной из центральных тем саммита «ЕС - Центральная Азия» в следующем году также будут водные ресурсы. Ожидается, что эти и другие вопросы взаимодействия стран нашего региона с ЕС будут обсуждены и в ходе предстоящего ХХ заседания Комитета парламентского сотрудничества «Казахстан - Евросоюз» в ноябре.
Подготовил Юрий ЕФИМОВ,
фото из открытых источников