Меню

Развитие отрасли

Отмечается рост объёма производства в машиностроении

Развитие отрасли Развитие отрасли

В Правительстве рассмотрели вопросы развития машиностроения и меры поддержки отечественного производства. Даны поручения по модернизации предприятий, обеспечению дополнительного финансирования проектов в машиностроении и наращивании поставок на внешние рынки.

 

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Олжаса Бектенова рассмотрены вопросы развития машиностроения. О ситуации в отрасли доложил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев, с докладами выступили представители отраслевых ассоциаций - союзов машиностроителей Мейрам Пшембаев и промышленных инвесторов Кайрат Еламанов, Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева.

По итогам 2023 года доля машиностроения в структуре ВВП достигла 1,9 процента. Отмечается рост объема производства, положительная динамика привлечения инвестиций. За девять месяцев текущего года в казахстанские проекты вложено порядка 108,2 миллиарда тенге, что превышает объем за аналогичный период прошлого года в 2,2 раза.

Один из ключевых вопросов сектора - модернизация оборудования. Премьер-Министр отметил, что в машиностроении износ техники достигает 40 процентов. Только в железнодорожной отрасли до 2030 года ожидается вывод из эксплуатации более 800 изношенных пассажирских вагонов. По данным Союза промышленных инвесторов Казахстана, в обновлении нуж­даются порядка 76 процентов сельхозтехники.

Глава Правительства подчеркнул, что для достижения поставленных Президентом целей по диверсификации экономики необходимо активно использовать потенциал отечественного машиностроения и внедрять новые технологии.

- Глава государства подчеркивает, что именно индустриализация должна стать основным драйвером диверсификации экономики. Ускоренное развитие обрабатывающего сектора, и прежде всего машиностроения, должно быть локомотивом в обеспечении экономической самодостаточности Казахстана. Государство активно поддерживает отечественных производителей. Перед нами стоят важные задачи по созданию цикла производства с высокой долей локализации. Кроме того, для повышения эффективности предприятий надо проводить своевременную модернизацию производства, - подчерк­нул Олжас Бектенов.

Отмечена необходимость внедрения цифровых технологий на предприятиях в соответствии с глобальными тенденциями роботизации и автоматизации производственных циклов.

На сегодня в автомобилестроении ведется работа по формированию кластерного производства. Такой подход стимулирует развитие смежных отраслей, открывает новые возможности и перспективы для всего сектора.

В нефтегазовом машиностроении действуют порядка 50 предприятий. Объем производства достигает 160 миллионов долларов США, при этом объем импорта превышает 1,6 миллиарда долларов. Премьер-Министр обратил внимание на десятикратную разницу и необходимость сокращения разрыва. Для содействия в создании новых отечественных производств был создан Международный центр нефтегазового машиностроения. Уже успешно реализованы проекты по локализации продукции таких международных компаний, как Honeywell, PetrolValves, Wika. Олжас Бектенов отметил необходимость расширения полномочий Центра по гарантированию заключения долгосрочных договоров международных операторов с казахстанскими предприятиями.

Он поручил министерствам промышленности, финансов, нацэкономики и холдингу «Байтерек» обеспечить дополнительное финансирование проектов в машиностроении в рамках уже одобренных финансово-экономических обоснований. Олжас Бектенов подчеркнул, что предприятия машиностроения должны быть обеспечены кредитами по льготной ставке для обновления основных фондов и запуска производства новых видов товаров.

Также Министерству промышленности необходимо держать на постоянном конт­роле ход реализации проектов в автомобилестроении и оперативно решать возникающие вопросы, расширять экспорт.

Премьер-Министр поручил усилить поддержку отечественного машиностроения и повысить долю казахстанской продукции на рынке ЕАЭС

В ходе заседания Правительства рассмотрены меры поддержки казахстанских производителей для обеспечения потребностей внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала в целях развития машиностроения.

На сегодня емкость рынка машиностроительной продукции Казахстана оценивается в 31,6 миллиарда долларов, из которых 16 процентов приходится на долю отечественного производства.

Премьер-Министр отметил существенный потенциал для роста машиностроительной отрасли и значительные перспективы для развития экспорта.

- Мы должны придерживаться экономического патриотизма - активно покупать свою казахстанскую продукцию, продвигать ее на внешние рынки, - подчеркнул Олжас Бектенов.

На данный момент общий объем импорта машиностроительной продукции на рынке Евразийского союза составляет порядка 141 миллиарда долларов. Казахстан уже экспортирует аккумуляторы, трансформаторы, кабели, локомотивы, автомобили и автобусы - имеются возможности для увеличения доли отечественного производства на рынке ЕАЭС.

Премьер-Министр обратил внимание на ситуацию в ряде секторов машиностроения и озвучил меры, способствующие решению актуальных вопросов. Так, в сельскохозяйственной отрасли при износе техники в 76 процентов фактический темп обновления составляет пять процентов при норме шесть-восемь процентов. Для поддержки отечественных производителей сельхозтехники в текущем году было исключено субсидирование импортных аналогов. Кроме того, внедрен дифференцированный подход к субсидированию процентной ставки лизинга, при котором для местных производителей процент значительно ниже. Данные меры способствуют углублению локализации и ускорению модернизации парка отечественной техникой.

Уровень износа железнодорожной техники оценивается в 55 процентов. В 2024 году запущен механизм доступного лизингового финансирования, благодаря чему производство выросло в 1,5 раза. Олжас Бектенов отметил необходимость обеспечения потребностей перевозчиков в полном объеме, в первую очередь за счет техники отечественного производства. Глава Правительства подчеркнул, что важно стимулировать запуск новых проектов как по производству готовой продукции, так и комплектующих изделий, и запасных частей.

Для поддержки внутренних производителей Премьер-Министр поручил министерствам промышленности и финансов усилить контроль исполнения подрядчиками требований по отечественной доле в работах и услугах. На сегодня, несмотря на изъятия из госзакупок ряда машиностроительных товаров, фиксируются факты приобретения импортной продукции, скрытой в перечне закупок.

Также перед Фондом «Самрук-Казына», одним из крупнейших потребителей продукции отечественных машиностроителей, поставлена задача по увеличению доли местного содержания в закупках холдинга до 89 процентов к концу 2025 года. Олжас Бектенов поручил активнее использовать механизм офтейк и долгосрочных контрактов, предусматривая встречные обязательства бизнеса в целях обеспечения мультипликативного эффекта для роста экономики.

В своем докладе председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев отметил, что для дальнейшего развития отрасли работа ведется согласно утвержденному Комплексному плану по развитию машиностроения на 2024-2028 годы, включающему 79 мероприятий по семи ключевым направлениям.

В течение пяти лет преду­смотрено финансирование АО «Фонд развития промышленности» в объеме 600 миллиардов тенге на создание новых и модернизацию действующих производств, АО «ДАМУ» - на 50 миллиардов тенге, что позволит профинансировать малый и средний бизнес коммерческими банками на сумму порядка 370 миллиардов тенге.

- Поставленные целевые индикаторы по увеличению индекса физического объема в 2,2 раза, производства в денежном выражении - в 4,5 раза, объема экспорта - в три раза, производительности труда - в два раза, инвестиций - в 1,5 раза. Мы планируем внести достойный вклад по удвоению ВВП страны к 2029 году согласно поручению Президента, -
отметил Мейрам Пшембаев.

Глава государства в Послании текущего года поручил утвердить Национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов.

- У нас достаточно развито производство продукции для жилищно-коммунального хозяйства. Имеются потенциал и компетенции для производства энергетического оборудования. Несомненно, модернизация данных секторов увеличит емкость рынка, тем самым позволит повысить загрузку предприятий обрабатывающего сектора и открыть возможности для локализации новых производств, - подчерк­нул Мейрам Пшембаев.

Он попросил предоставить производителям полную информацию об объектах, планируемых к модернизации, и потребности в машиностроительной продукции. Также было предложено внедрение действенного механизма заключения офтейк-контрактов в рамках национального проекта.

Председатель Союза машиностроителей Казахстана затронул вопрос повышения производительности труда.

- Добиться более высокой производительности к 2029 году можно за счет использования робототехнических комплексов в производстве, что наглядно доказывает опыт стран с развитой экономикой. Предлагаем включить внедрение робототехнических комплексов в документы Системы государственного планирования, где необходимо четко прописать индикаторы роста производительности, предусмотреть механизмы поддержки со стороны государства, - резюмировал Мейрам Пшембаев.

Президент ОЮЛ «Казахстанский автомобильный союз» Анар Макашева на заседании Правительства доложила о развитии сферы автомобилестроения.

Отечественный автопром на сегодня состоит из восьми предприятий по производству транспортных средств. За девять месяцев 2024 года в Казахстане произведена 91 тысяча единиц автотранспортных средств, при этом индекс промышленного производства составил 86,7 процента.

- Глава государства в своем Послании отметил необходимость увеличения локализации и перехода на производство автокомпонентов. Уже сегодня наши производители взяли обязательства по углуб­лению технологических операций по мелкоузловому производству, что является базой для развития производства автокомпонентов, - отметила Анар Макашева.

На стадии реализации крупно­масштабные проекты, такие как мультибрендовый завод в Алматы, завод по производству автомобилей Kia в Костанае.

- Данные проекты - это прямая кооперация с мировыми производителями. На предприятиях устанавливается современное оборудование, свыше 30 процентов объема продукции сразу будет производиться мелкоузловым методом. Во всех странах мира было поэтапное развитие производства. Первая стадия развития автомобилестроения в Казахстане уже завершена, - подчеркнула Анар Макашева.

На сегодня в работе - 10 проектов по производству автокомпонентов, часть из которых уже запущена. По словам главы автомобильного союза, это позволит частично снизить зависимость от импортных поставок, обеспечить стабильность производственных процессов, снижение стоимости выпускаемой продукции и создание рабочих мест. Промышленная кооперация между производителями транспортных средств и автокомпонентов налаживается на производственных площадках Костаная и Алматы.

- Предлагается использовать кластерный метод путем создания пояса малого и среднего бизнеса вокруг действующих предприятий. То есть если в Казахстане уже создано производство такого компонента, то все автопроизводители покупают у этого поставщика. Это исключает избыточное дублирование и дает возможность развития большего числа проектов в этой сфере, - пояснила Анар Макашева.

Такие меры позволяют развивать компонентную базу и привлекать инвестиции в Казахстан. Более того, каж­дое рабочее место в производстве создает дополнительно семь-восемь рабочих мест в смежных отраслях. Производители смогут увеличить локализацию и снизить стоимость автомобилей.

- Перед нами стоит амбициозная задача по организации дополнительных рабочих мест в отрасли. Порядка пяти тысяч новых сотрудников необходимо уже в течение 2025 года. Президент отметил острую проблему дефицита отраслевых специалистов. Особенно чувствуется нехватка инженеров и представителей рабочих профессий. Все производители тесно сотрудничают с колледжами и высшими учебными заведениями по всему Казахстану. Но рабочие специальности менее популярны, и количество заинтересованных студентов ограничено. Мы полностью поддерживаем инициативу Президента по повышению имиджа рабочих профессий и реформированию системы образования. Это гранты для инженеров, программы обмена опытом и дуального обучения, строительство общежитий. Здесь нужен системный подход. В свою очередь автопром предлагает гранты, обучение, социальный пакет для своих работников, - резюмировала Анар Макашева.

primeminister.kz

Самые читаемые статьи недели: