Школа-гимназия № 7 в сотрудничестве с филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» по Жамбылской области провела семинар-практикум для педагогов «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях современной системы образования». Мероприятие собрало учителей начальных классов из нескольких школ области и стало важной площадкой для обмена опытом и поиска новых подходов в образовании.
Директор школы-гимназии № 7 Юлия Фризен подчеркнула, что формирование функциональной грамотности является приоритетом в обучении младших школьников и требует активного взаимодействия между образовательными учреждениями, учителями и методистами.
Заместитель директора по научно-методической работе и педагог-исследователь Толкын Ормаханова провела один из ключевых мастер-классов семинара на тему «Развитие функциональной грамотности учебного процесса через инновационные технологии».
- Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение всем видам речевой деятельности - чтению, письму, говорению и слушанию. Наша задача как педагогов - создать условия, в которых ребенок сможет уверенно применять эти навыки в реальной жизни, будь то понимание прочитанного, решение практических задач или развитие математического и естественно-научного мышления, - отметила она.
Т. Ормаханова подчеркнула, что внедрение инновационных технологий в учебный процесс - это не просто новшество, а необходимость. Она уверена, что использование интерактивных методов, таких, как мультимедийные презентации, виртуальные лаборатории и цифровые инструменты помогает учащимся лучше воспринимать и усваивать информацию, развивая у них критическое и креативное мышление.
- В современных условиях важно, чтобы каждый урок был насыщен не только теорией, но и практическими заданиями, которые подталкивают учеников к самостоятельному исследованию и поиску решений, - подчеркнула педагог-исследователь.
В ходе теоретической части участники семинара ознакомились с основными аспектами функциональной грамотности, включая читательскую, математическую и естественно-научную грамотность.
Юлия Фризен провела мастер-класс, посвященный психологическим аспектам развития функциональной грамотности в инновационной образовательной среде, где акцент был сделан на необходимости учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Практическая часть семинара позволила участникам погрузиться в конкретные методики и подходы. В первой группе, организованной под руководством педагога-исследователя Ольги Пак, педагоги рассматривали роль цифровых технологий в развитии функциональной грамотности. Толкын Ормаханова также привела примеры, как подобные методы эффективно работают на практике, когда дети привыкают к самостоятельному поиску информации, обработке данных и решению нестандартных задач.
Во второй группе участники осваивали методы повышения внимания и скорости чтения у детей, а также познакомились с методикой, ориентированной на развитие памяти и концентрации.
Завершением семинара стало внеклассное мероприятие «Моя Родина - Казахстан», проведенное учителем Гульнарой Кобеевой совместно с учащимися 3 «В» класса. Это занятие не только подчеркнуло значимость патриотического воспитания, но и стало ярким примером функционального подхода в обучении, который позволяет детям применить свои знания на практике в создании проектов о родной стране.
- Каждое такое мероприятие - это стимул для нас, педагогов, к дальнейшему поиску и росту. Только вместе, обмениваясь знаниями и опытом, мы можем развивать функциональную грамотность учеников, готовить их к вызовам времени и жизни в условиях быстро меняющегося мира, - отметила, подводя итоги семинара, Толкын Ормаханова.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК,
фото автора