Принятые в последнее время программные документы направлены, прежде всего, на дальнейшее совершенствование законодательства о государственной службе.
Государственная служба Казахстана до настоящего времени представляла собой пример карьерной модели. Однако постепенно осуществляется переход на так называемую гибридную модель, включающую в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы.
Одним из условий, обеспечивающих эффективность системы государственной службы, является разделение государственных служащих на политических служащих, несущих ответственность за реализацию политических целей и задач, и административных, осуществляющих свою деятельность на постоянной профессиональной основе. Важное значение имеет такой подход, как прием на государственную службу на конкурсной основе, что позволяет отбирать на государственную службу квалифицированных и компетентных специалистов и снизить возможности для патронажной системы отбора и продвижения кадров.
Безусловно, основой государственной службы является меритократия - система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе; правовую и социальную защищенность государственных служащих; равную оплату труда за выполнение равнозначной работы; поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны; постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
В целом меритократия (буквально «власть достойных», от латинского meritus - достойный и древнегреческого κраτοс - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно в двух значениях. Первое значение термина означает, что руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов (такая система в значительной степени противоположна как аристократии, так и демократии). Второе, более распространенное значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
Государственная кадровая политика в Казахстане - одно из приоритетных направлений деятельности государства в координации мероприятий по развитию и совершенствованию трудового потенциала страны. Она включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Основополагающая функция государства - оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания.
В целом политика приема кандидатов на государственную службу на низовые должности и последующее их карьерное продвижение на основе компетентностного подхода дает свои плоды.
Так, только за девять месяцев 2024 года в Жамбылской области по итогам внутренних конкурсов проведено 151 назначение, из них на руководящую должность назначены 107 человек, что составляет 70,9 процента.
В последующем продвижение и внедрение остальных элементов меритократии, таких, как оценка претендентов по критериям их личных способностей, знаний и умений; одинаковое и беспристрастное отношение ко всем государственным служащим; равная оплата труда за выполнение равнозначной работы (оплата в зависимости от результатов работы); поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности; коррекция деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны; увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны, будут способствовать поднятию престижа и укреплению института государственной службы.
Таким образом, реализация одного из самых важных аспектов реформирования государственной службы, каким является внедрение принципов меритократии, естественным образом должна привести к повышению эффективности государственного аппарата и предотвращению коррупции.
Руслан ШАРИПОВ,
руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы
по Жамбылской области,
председатель Совета по этике