Меню
15 декабря, 2024 / Знамя труда / Право

О прошлом и настоящем

Как прокурорский надзор обеспечивает соблюдение Конституции

О прошлом и настоящем О прошлом и настоящем

За годы независимости прокуратура стала основной правовой опорой государства в укреплении законности и правопорядка в обществе. Об этом - в интервью с Генеральным прокурором РК Бериком Асыловым, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры.

 

- Берик Ногаевич, расскажите, пожалуйста, об основных этапах становления прокуратуры Казахстана, изменениях в надзорной деятельности и главных принципах ее работы.

- В первую очередь прокуратура сосредотачивает свой надзорный потенциал на защите фундаментальных ценностей Конституции - человека, его жизни, прав и свобод. В работе органов прокуратуры главным постулатом является соблюдение Закона и Порядка.

За годы независимости деятельность прокуратуры наполнялась новым содержанием, которое, прежде всего, предполагало усиление защиты жизненных интересов человека.

В первом высшем политическом документе страны - Декларации о государственном суверенитете от 25 октября 1990 года - было указано, что надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории республики осуществляется прокурором.

Важной страницей в истории надзорного органа страны стало принятие 6 декабря 1991 года постановления Верховного Совета «Об образовании единой системы органов прокуратуры Казахской ССР, обеспечении их самостоятельности и независимости». Именно с этого дня начинается исчисление летописи казахстанской прокуратуры.

Особое значение имеет принятие Конституции нашей страны в 1995 году. Она закрепила, в частности, прямую подотчетность прокуратуры Главе государства, ее независимость от других госорганов, а также единую централизованную систему органов высшего надзора с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Новый виток в истории прокуратуры начался в 2022 году с внесением изменений в Основной закон на респуб­ликанском референдуме. Обновленная Конституция придала закону о прокуратуре конституционный статус.

- Правозащитные задачи связаны с самыми разными моментами, с которыми сталкивается каждый из нас. Порой даже создается впечатление, что если не все, то многие вопросы общественной жизни относятся к сфере прокурорского надзора. Так ли это?

- Ответ на данный вопрос следует искать в первую очередь в Конституции. Там четко прописаны основные функции прокуратуры. Это высший надзор за соблюдением законности, представление интересов государства в суде и осуществление уголовного преследования.

В ходе конституционной реформы 2022 года Генеральному прокурору предоставлено право прямого обращения в Конституционный суд. Данные функции развиваются в Конституционном законе «О прокуратуре», принятом два года назад, процессуальных кодексах и других законах.

Самое многофункциональное полномочие прокуратуры - это осуществление высшего надзора за соблюдением законности. Прокуроры обеспечивают законность в уголовно-правовой сфере, включая оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, поддержание обвинения в суде. Прокуроры могут образовать следственно-оперативные группы и возглавлять их, расследовать дело сами. С начала 2023 года досудебное расследование пыток перешло в исключительную компетенцию прокуроров.

Также мы осуществляем надзор за законностью вступивших в силу судебных приговоров, исполнением уголовных наказаний, соблюдением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, пробацией и ресоциализацией лиц, отбывших наказания. Таким образом, работа прокуратуры охватывает весь цикл уголовно-правовой сферы.

Широкий пласт надзорной деятельности касается сферы общественных интересов. Здесь мы выступаем для защиты социальных, экономических и иных, не связанных с уголовной сферой, прав граждан. Особенно тех, кто нуждается в такой помощи, - детей, пожилых людей, и тех, кто в силу разных обстоятельств, особенно физиологических, не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав.

В зоне постоянного внимания сфера трудовых правоотношений. В текущем году по актам прокуратуры защищены права 122 тысяч работников, взыскано заработной платы на сумму 278 миллионов тенге. Также осуществляем надзор за соблюдением законодательства о собственности, финансового законодательства, налоговых, таможенных, бюджетных отношениях, природоохранного законодательства.

В сфере транспорта защищены интересы государства на сумму более 640 миллионов тенге. В круг надзора входят производство по административным правонарушениям, гражданское судопроизводство, административная юстиция, исполнение судебных решений по гражданским делам. Надзорные инструменты включаются и в случае, когда есть угроза жизни и здоровью людей, безо­пасности страны.

Таким образом, выстроен системный надзор по обеспечению правопорядка в социально-экономической сфере. В текущем году по актам прокуратуры восстановили конституционные права более 287 тысяч лиц, защитили около полутора миллионов подростков, в том числе взыскали четыре миллиарда тенге долгов по алиментам.

Принимаются системные меры по обеспечению законности и правопорядка в войсках. Прокурорами защищены права более 10 тысяч военнослужащих и членов их семей.

Одним из ключевых направлений является международное сотрудничество. Взаимодействие с другими странами осуществляется в уголовно-правовой сфере, представлении интересов государства за рубежом по вопросам уголовного преследования. Также прокуроры участвуют в иностранных и международных арбитражах, могут предъявлять гражданские иски, связанные с возвратом активов. Кроме того, Генеральная прокуратура формирует правовую базу сотрудничества с иностранными государствами путем заключения международных договоров.

В целом прокуратура как высший надзорный орган выполняет задачу по координации всех заинтересованных органов в вопросах обеспечения законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

- Конституционный закон о прокуратуре возлагает на прокуроров защиту субъектов частного предпринимательства в случае вмешательства в их деятельность госорганов. Кроме того, Глава государства в прошлом году поручил Генпрокуратуре сопровождение инвестиционных проектов...

- Хочу сразу отметить, что в эту работу вовлечена не только прокуратура. Это целая система, которая занимается привлечением и «приземлением» инвестиций, куда входят Комитет по инвестициям МИД, Kazakh Invest, акиматы. У каждого свои задачи и функции.

В рамках так называемого «прокурорского фильтра» прокурор проверяет все ключевые решения госорганов запретительно-ограничительного характера до их принятия. Теперь ни один госорган без согласования с прокурором не вправе проверять инвестора, привлекать к административной ответственности, приостанавливать его деятельность, отзывать лицензии, в одностороннем порядке расторгать контракты и вносить иски.

На сегодня «прокурорский фильтр» оцифрован на Нацио­нальной цифровой инвестиционной платформе и в системах нашего Комитета по правовой статистике. Все решения госорганов в отношении инвесторов поступают к прокурору в режиме реального времени, что позволяет обеспечивать своевременность принятия решений госорганов.

Такая работа ведется полтора года, результаты положительные. За это время прокуроры отказали в согласовании 584 решений госорганов, пресекли 248 проверок и 229 административных производств. В целом нашими сотрудниками внесено 195 актов надзора. В результате их рассмотрения отменено 54 решения госорганов. За нарушение прав инвесторов наказали 119 должностных лиц различных уровней.

На сегодня прокуратура сопровождает 769 проектов Общенационального пула из 27 стран мира и 70 крупных инвесторов. Суть сопровождения заключается в правовой поддержке и защите интересов инвесторов на всех этапах реализации проекта. Если возникают проблемы в работе инвесторов, решаем их оперативно, напрямую и быстро устраняем бюрократические проволочки и препятствия.

В регионах работают фронт-офисы. Наши сотрудники практически каждый день встречаются с инвесторами, рассматривают их кейсы, вырабатывают меры по восстановлению их прав, дают поручения уполномоченным органам по устранению нарушений.

В рамках этой работы уже помогли 596 инвесторам, в том числе иностранным - из Турции, ОАЭ, Германии, Сингапура, Китая, России и Франции. Их вклад в экономику Казахстана - 9,9 триллиона тенге. Например, для расширения проекта по строительству парогазовых установок стоимостью 450 миллионов долларов в рамках прокурорского сопровождения инвестор был обеспечен дополнительной землей. В другом случае зарубежному инвестору с объемом инвестиций более 192 миллионов долларов помогли получить натурный грант для подведения инфраструктуры, включая железнодорожные пути, сети водоотведения и электроснабжения.

Сейчас на стадии завершения работа по закреплению «прокурорского фильтра» в законах. Законодательной новеллой станет формирование Реестра инвесторов как отечественных, так и иностранных. В этот реестр войдут инвесторы с реальными, важными для страны проектами, и именно на них будет распространяться «прокурорский фильтр».

Предпринимательский кодекс дополняется нормой о том, что решения госорганов о проведении проверок в отношении инвесторов, включенных в Реестр инвесторов, принимаются исключительно после обязательного согласования их с прокурором. В Гражданском процессуальном кодексе будет предусмот­рено положение, обязывающее госорганы обращаться в суд с иском в отношении инвесторов только после обязательного согласования с прокурором. Аналогичные поправки по согласованию с прокурором решений госорганов о возбуждении адмпроизводств будут предусмот­рены в Кодексе об административных правонарушениях. Надеемся, что Парламент примет соответствующий закон до конца года.

- Мы знаем, что, помимо инвесторов, прокуроры защищают права других частных предпринимателей...

- Защита прокурорами прав частных предпринимателей по фактам вмешательства в их деятельность гос­органами прямо указана в Конституционном законе о прокуратуре как одно из направлений надзора.

С 2000 года действует обязательная регистрация проверок бизнеса в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. С 2015 года полностью запретили плановые проверки бизнеса. На смену им внедрен профконт­роль, основанный на системе управления рисками. Он не несет карательный характер, а работает на упреждение, без штрафов. Привлекут к ответственности только если не устранишь недостатки.

Работа по уменьшению нагрузки на бизнес со стороны контролирующих органов продолжена и в рамках майского Указа Главы государства о мерах по либерализации экономики. Как итог - планомерное снижение проверок, за 10 лет их число сократилось в 6,5 раза (с 319 тысяч до 48 тысяч). Все это позитивно отразилось на деловом климате Казахстана.

Регулярно совместно с НПП «Атамекен» и депутатским корпусом проводим бизнес-форумы, где вырабатываем меры по решению системных для бизнеса вопросов. Только в этом году по итогам форума сняли более 40 таких вопросов. Например, Минсельхоз с 2022 года не обновлял сведения о предельной стоимости сельхозтехники, на основании которых производилось субсидирование. Из-за этого фермеры получали мизерные выплаты по своим затратам. По нашей инициативе пересмотрены предельные цены на 58 видов сельхозтехники, используемой фермерами. Прекратили практику начисления налогов на рекламу за вывески, проведения незаконных мониторингов, вынесения налоговых приказов в отношении ИП, определили места для розничной торговли и многое другое.

- Сейчас одной из тем, интересующих общество, является возврат государству незаконно приобретенных активов.

- Действительно, это одно из наиболее актуальных направлений деятельности прокуратуры. В июле 2023 года Парламент принял одно­именный закон, который заложил основу этой работы. В Генпрокуратуре создан самостоятельный Комитет по возврату активов, который является рабочим органом соответствующей Комиссии при Правительстве.

Работа по возврату активов началась еще до принятия закона. На сегодняшний день уже возвращено активов на сумму порядка двух триллионов тенге.

Как известно, Президент в своем Послании народу Казахстана указал на необходимость участия субъектов закона в строительстве социально-культурных объектов. Ранее на заседании Комиссии при Правительстве было одобрено строительство за счет средств субъектов закона: спортивного комплекса для одаренных детей-спорт­сменов на 120 мест в городе Аркалыке, реабилитационного центра для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Астане, тренировочного центра для людей с особыми потребностями на 400 мест в Алматы.

В настоящее время Комитетом Генеральной прокуратуры заключены соглашения о реализации семи социальных проектов на сумму более 18 миллиардов тенге. Также Правительством принято решение за счет поступивших средств Специального государственного фонда построить спортивный комплекс в селе Зеренде Акмолинской области, музыкальную школу в селе Темирлан Туркестанской области, специальный детский сад для особенных детей в Актобе и школу в селе Жамансор Атырауской области. Работа в данном направлении продолжается.

- Поговорим об уголовно-правовой сфере. Думаю, читателям будет интересно знать о результатах работы в данном направлении.

- Начну с того, что все реформы проводятся для усиления защиты конституционных ценностей государства. Как уже выше говорил и еще раз повторюсь - это человек, его жизнь, права и свободы.

Комплексная модернизация уголовно-правовой системы была проведена 10 лет назад с принятием действующих уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Дальнейшее совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики проводилось в рамках поставленных Президентом задач с учетом направлений, обозначенных в Концепции правовой политики до 2030 года.

Ключевым шагом реформирования является введение трехзвенной модели уголовного процесса по опыту стран ОЭСР. Напомню, в чем она заключается. В 2020 году Глава государства в своем послании народу Казахстана озвучивал проблемы, которые имелись на досудебной стадии. В первую очередь это преобладание в органах расследования обвинительного уклона, необоснованное вовлечение граждан в орбиту уголовного преследования. Главная причина - оперативники и следователи работают в подчинении одних и тех же начальников, для которых основная задача - раскрытие преступления.

Кроме того, прокурорский надзор носил запоздалый характер. Прокуроры знакомились с делом только перед направлением в суд. Поэтому с 2021 года начался переход на новую модель уголовного процесса, в котором зоны ответственности следственных органов, прокуратуры и суда четко разграничены. Органы досудебного расследования выявляют преступников, занимаются сбором доказательств их вины. Прокуратура дает независимую оценку собранным материалам, утверждает ключевые решения следствия, если достаточно доказательств, то направляет дело в суд и там поддерживает обвинение. Суд рассматривает дело и выносит приговор.

Ключевые решения следственных органов без согласования с прокурором не имеют юридическую силу и правовых последствий.

За время реализации трехзвенной модели через прокурорский фильтр прошло около полутора миллионов следственных решений. Пресечено принятие более 112 тысяч незаконных процессуальных актов, затрагивающих права как подозреваемых, так и потерпевших. Кроме того, прокуроры не допустили необоснованное вовлечение в уголовную орбиту свыше восьми тысяч лиц. Уже три года прокуроры сами составляют обвинительный акт по делам о коррупции, убийствам и другим особо тяжким преступлениям.

Что еще дало внедрение трехзвенной модели? Бюрократии стало меньше, принятие решений перешло в онлайн-режим, даже ряд процессуальных действий осуществляется через информационную систему ЕРДР, к примеру, назначают и получают экспертизы, справки, заключения и другие.

Еще раз хочу подчеркнуть, это все усилило защиту прав человека и повысило качество следствия. Так, на четверть сократились жалобы на работу следственных органов, которые судом удовлетворены, если в цифрах, то с 1707 жалоб в прошлом году до 1299 в этом. Меньше вынесено судом частных постановлений на низкое качество следствия (с 2466 до 1668). Прокуроры и суды стали реже возвращать дела органам расследования из-за нарушений и ошибок, в частности, суды в этом году вернули 433, а в прошлом - 1247 дел, прокуроры в этом году - 614, в прошлом - 637.

Есть еще один важный момент. Для адвокатов, потерпевших, их защитников и других лиц, кто является участником уголовного процесса, досудебное расследование стало доступным. Сейчас следователи перестали быть единоличными «хозяевами» материалов уголовного дела. Для этого мы ввели портал «Публичный сектор», через который можно удаленно ознакомиться и получать необходимые процессуальные документы.

- Открытые судебные процессы показали сложность задач, возложенных на гособвинителя, и уровень ответственности прокурора. Для людей это стало настоящим открытием.

- Действительно, в обществе, особенно среди молодежи, появился интерес к судебному процессу, к работе каждого его участника, особенно к фигуре гособвинителя, после того как процессы по резонансным преступлениям транслировались онлайн и отмечалось рекордное число просмотров, в том числе и из-за рубежа. Все с интересом наблюдали, как осуществляют защиту адвокаты потерпевших, подсудимых, как выступает прокурор, увидели особенности и отдельные нюансы, к примеру, что гос­обвинитель на процессе руководствуется не только материалами, собранными следователями. Он в ходе судебного разбирательства вносит дополнительные доказательства вины либо ее отсутствия.

Всего в год с участием прокуроров рассматриваются порядка 30 тысяч уголовных дел. По каждому делу у гособвинителя главная цель - установление объективной истины и содействие суду в осуществлении правосудия.

Гособвинитель независим от органов досудебного расследования. Если видит, что доказательств нет или они добыты с нарушением прав обвиняемого, то в суде он отказывается от обвинения, что влечет прекращение уголовного дела и полную реабилитацию подсудимого. За три года прокуроры отказались от обвинения в отношении 22 лиц.

Есть примеры, когда прокуроры добиваются оправдания незаконно осужденных. За этот год по протестам Генерального прокурора были полностью оправданы 10 граждан. Вместе с тем прокуроры принципиально реагируют и на необоснованные оправдания судом. К примеру, за те же три года, обеспечивая принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление, мы добились осуждения в вышестоящих судебных инстанциях 193 ранее оправданных лиц. Так, по кассационному протесту Генпрокурора Верховным судом отменен оправдательный приговор в отношении гражданина, который обвинялся в совершении действий сексуального характера в отношении малолетней падчерицы. По итогам нового судебного разбирательства он был осужден к длительному сроку лишения свободы.

- Вы в одном из интервью говорили о практике расследования прокурорами пыток. Какие именно меры принимаются, чтобы их не допускать в учреждениях уголовно-исполнительной системы?

- В вопросах пыток мы занимаем жесткую позицию. Особое внимание уделяется предупреждению пыток в пенитенциарной системе.

Дежурные прокуроры ежедневно посещают учреждения, проводят внезапные проверки, в том числе и в ночное время. Ввели в практику анонимное анкетирование осуж­денных. Во всех 78 учреждениях уголовно-исполнительной системы установили сплошное видеонаблюдение. Прокуроры в удаленном режиме осуществляют мониторинг, а это порядка 40 тысяч видеокамер. В два раза увеличили число терминалов электронных обращений. Их установили в столовых и отрядах. В учреждениях уголовно-исполнительной системы их сейчас 612.

Профилактический эффект указанной работы виден. В текущем году регистрация фактов пыток в учреждениях значительно снизилась - с 24 до пяти дел, по пыткам в колониях осуждены 17 человек.

- С 2022 года в нашей стране введен новый институт конституционной юстиции - Конституционный суд. Расскажите о взаимодействии Генеральной прокуратуры с данным органом.

- Конституционный суд обеспечивает конституционную законность путем дачи официального толкования Конституции, проверки законов, иных нормативных правовых актов, до ратификации международных договоров. Органы прокуратуры осуществляет высший надзор на территории всей страны. Суть его - обеспечение соблюдения законности.

При осуществлении надзора прокуратура в первую очередь изучает нормативный правовой акт, иные решения и действия на предмет их конституционности и законности. Здесь необходимо учесть, что прокуроры имеют широкий арсенал инструментов реагирования, включая внесение протеста, представления, указания, которые напрямую могут устранить выявленные нарушения, в том числе и Основного закона. Если выявится нарушение законов правовыми актами ниже уровня, то мы путем прокурорского реагирования ставим перед госорганами вопрос об их отмене или изменении, а если они не согласны с нами, то идем в суд.

В этом году по актам прокурорского реагирования отменено или изменено 1440 решений госорганов, из которых 267 нормативно-правового характера, в том числе 25 зарегистрированных в органах юстиции. К примеру, в области Абай по протесту прокуратуры внесены поправки в решение областного маслихата, и в перечень получателей жилищных сертификатов включены ветераны боевых действий на территории других государств, включая ветеранов-«афганцев».

Теперь у нас наряду с существовавшими механизмами надзора есть еще один инструмент - обращение в Конституционный суд. В этом году по двум обращениям Генерального прокурора Конституционный суд вынес свои итоговые решения.

К примеру, во исполнение правовых установок Конституционного суда в Шымкенте прокуратура выявила три случая неправильного применения сокращенного порядка адмправонарушений и, в соответствии с постановлением Конституционного суда № 12, разъяснила гражданам их право на пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Прокуратурой Жамбылской области было внесено пять протестов по адмвзысканиям, вынесенным в порядке сокращенного производства в отношении несовершеннолетних. Уполномоченное подразделение департамента полиции, руководствуясь решением Конституционного суда, отменил эти адмвзыс­кания. Есть и другие примеры. В СКО осужденному было незаконно назначено дисциплинарное наказание за членовредительство. Это противоречит Нормативному постановлению № 37, где такое действие, если не направлено на нарушение режима, может рассматриваться как способ выражения осужденным своего мнения. Прокуратура отменила взыскание и инициировала дисциплинарное производство против виновных лиц.

В целом повторюсь, главные наши цели - чтобы человек, которого поддержал Конституционный суд, реально добился восстановления своих прав, а также защита прав других граждан по аналогичным делам.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Самые читаемые статьи недели: