Министерство просвещения РК внесло изменения в штатные расписания образовательных организаций, чтобы усилить поддержку детей с особыми образовательными потребностями и развивать инклюзивное образование.
В дошкольных учреждениях теперь предусмотрены штатные единицы специальных педагогов, таких, как дефектологи, логопеды, олигофренопедагоги и другие специалисты. Для учреждений, где не созданы специальные группы для детей с ограниченными возможностями, предусмотрена должность специального педагога с расчетом 0,5 ставки на одного ребенка или полной ставки на 12-14 детей. В детских садах для детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и другими особенностями устанавливаются штатные единицы педагогов на каждую группу.
Аналогичные изменения внесены для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и других учебных комплексов. Здесь штатные единицы специальных педагогов также устанавливаются в зависимости от количества детей с особыми образовательными потребностями.
Особое внимание уделено учреждениям, которые работают с детьми, имеющими сенсорные нарушения или интеллектуальные особенности. На каждую группу таких детей предусмотрены штатные единицы сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов и дефектологов. Эти меры позволят создать более комфортную и безопасную среду для обучения.
Также в специальных образовательных организациях с дошкольными группами вводятся новые должности, направленные на поддержку детей с ограниченными возможностями и особенными образовательными потребностями. На каждую группу выделяются две штатные единицы воспитателя. В группах для детей с нарушениями слуха предусмотрена должность сурдопедагога, для детей с нарушениями зрения - тифлопедагога, а для детей с нарушениями интеллекта - олигофренопедагога (учителя-дефектолога, дефектолога).
В учреждениях для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями вводятся штатные единицы педагогов в зависимости от особенностей детей. Для детей с нарушениями слуха предусмотрен сурдопедагог, для детей с нарушениями речи - логопед, для детей с нарушениями зрения - тифлопедагог, для детей с нарушениями интеллекта - олигофренопедагог (учитель-дефектолог, дефектолог).
Изменены также штатные нормативы для организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями. В психолого-медико-педагогических консультациях сокращены ставки врача-психиатра и врача-невропатолога до 0,5, а врача-сурдолога и офтальмолога - до 0,25. Одновременно введены 0,5 ставки социального педагога, а также должности регистратора и статистика.
Установлены штатные нормативы для реабилитационных центров, кабинетов психолого-педагогической коррекции и центров поддержки детей с аутизмом. Штат реабилитационного центра включает руководителя, врача-психиатра, врача-невропатолога, врача-сурдолога, врача-офтальмолога, врача-реабилитолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (дефектолога, олигофренопедагога), сурдопедагога, тифлопедагога, социального педагога, медсестру, методиста, инструктора по лечебной физкультуре или учителя физической (адаптивной) культуры и бухгалтера. В кабинете психолого-педагогической коррекции предусмотрены руководитель, методист, социальный педагог, учитель физической (адаптивной) культуры, медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (дефектолог, олигофренопедагог), сурдопедагог, тифлопедагог, воспитатель, музыкальный руководитель и бухгалтер.
Штат центра поддержки детей с аутизмом включает руководителя, методиста, учителя-дефектолога (дефектолога, олигофренопедагога), педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя физической (адаптивной) культуры, социального педагога, регистратора, музыкального руководителя, воспитателя, медицинскую сестру и бухгалтера.
Приказ вводится в действие с 30 декабря 2024 года.
Подготовил Дионисий ПЛЯШЕШНИК,
фото из открытых источников