Меню
Сегодня, 13:42 / Знамя труда / Право

В интересах покупателей

Жители Жамбылской области всё чаще обращаются за защитой прав потребителей

В интересах покупателей В интересах покупателей

За 2024 год в департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области поступило 1193 обращения, что на 460 больше по сравнению с предыдущим годом. Об этом на брифинге в региональной службе коммуникаций рассказал заместитель руководителя департамента торговли и защите прав потребителей по Жамбылской области Байкадам Дуйсенбаев.

 

Основное количество обращений - 1024 случая - связано с вопросами защиты прав потребителей, что на 50,4 процента больше, чем в 2023 году (681 обращение). Также поступило 169 письменных заявлений по вопросам торговой деятельности. Из 1193 обращений 671 было подано в письменной форме, 317 обращений поступило через горячую линию, 87 - через Telegram-бот. Кроме того, специалисты департамента приняли лично 118 граждан. Такая разноплановость каналов связи указывает на старания департамента обеспечить доступность обратной связи для всех категорий населения.

- Наибольшее число жалоб касается розничной торговли - 451 обращение, или 44 процента от общего числа. Основные причины: отказ от обмена или возврата товара ненадлежащего качества; отказ от обмена товара в течение 14 календарных дней. Рост обращений в сфере электронной торговли составил 52,7 процента - со 112 в 2023 году до 171 в 2024-м. Это позволило данной категории жалоб занять второе место, обогнав заявления, связанные с бытовым обслуживанием и ЖКХ. Динамика свидетельствует о продолжающемся росте популярности онлайн-торговли и связанных с ней проб­лем, - рассказал Байкадам Дуйсенбаев.

За 2024 год департаментом удовлетворено 708 заявлений (65 процентов от общего числа). Потребителям было возвращено 40,7 миллиона тенге, что подтверждает эффективность мер, принимаемых ведомством. При этом 382 потребителя получили разъяснения по интересующим вопросам, а 103 обращения перенаправлены в другие госорганы для дальнейшего рассмотрения.

- В рамках защиты прав потребителей и регулирования торговой деятельности департамент провел 139 внеплановых проверок субъектов бизнеса: 119 проверок в сфере торговли (превышение торговой надбавки на социально значимые товары); 26 проверок в сфере защиты прав потребителей (игнорирование претензий). В результате выявлено 108 нарушений. Было наложено 85 административных взысканий в виде предупреждений и 20 штрафов на общую сумму 3,4 миллиона тенге. Такие меры не только способствуют наведению порядка в коммерческом секторе, но и формируют у предпринимателей понимание важности соб­людения законодательства, - пояснил спикер.

Также был поднят вопрос о качестве социального картофеля и увеличении его стоимости. По словам спикера, этот вопрос находится в компетенции управления предпринимательства.

- Как отмечают специалисты данного управления, проблемы с некачественным товаром практически не возникают, хотя случаются исключения, например, может попадаться картофель меньшего размера, чем коммерческий. Это связано с природными факторами, которые сложно контролировать. Увеличение цены объясняется высоким экспортным спросом и низкой урожайностью картофеля, что вызвало рост спроса на продукт по всему Казахстану, - ответил нам спикер.

Рост обращений в департамент торговли и защиты прав потребителей Жамбылской области в 2024 году свидетельствует о повышении правовой активности населения. Это, в свою очередь, требует от департамента усиления работы как в части оперативного реагирования на обращения, так и в направлении профилактики нарушений. Статистика удовлетворенных заявлений и возвращенных потребителям средств подтверждает высокую эффективность работы ведомства, но выявленные нарушения говорят о необходимости продолжения активной деятельности в сфере контроля и разъяснения норм законодательства.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Самые читаемые статьи недели: