Важной целью школьных педагогов является не только вооружить учащихся знаниями, но и привить детям уважение к духовным ценностям, культуре, традициям разных народов.
Этой цели был посвящен открытый урок «Украшаем костюм» по трудовому обучению, проведенный для второклассников общеобразовательной школы-лицея имени Мухтара Ауэзова в селе Мерке опытным учителем Ляззат Нурсеитовой.
На уроке присутствовали директор школы Нурила Койшиманова, завуч начальных классов Назира Кожабекова, педагоги, родители. Чтобы зайти в класс и побывать на открытом уроке, им надо было познакомиться с детьми, бросить кубик, определив цвет орнамента, и пройти по дорожке именно этого цвета.
Поприветствовав гостей, второклассники, дружно взявшись за руки, адресовали друг другу добрые пожелания. Кто-то пожелал своему однокласснику добра, счастья, любви, здоровья, а кто-то отметил, что его друг привлекателен и добр.
Поздоровавшись с ребятами и гостями, Ляззат Нурсеитова познакомила детей с целью урока: научиться отличать казахский национальный костюм от костюмов других этносов. Учитель продемонстрировала ученикам национальные костюмы разных этносов: казахский, узбекский, чеченский, русский, татарский, украинский, грузинский, испанский и другие. При этом отметила, что каждый этнос выражает свое понимание красоты, прежде всего, через костюм. А слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Ребята узнали, каким бывает казахский национальный костюм и что у казахских женщин принято вместе с платьем (көйлек) носить камзол, головной убор сәукеле, платок или кимешек в зависимости от возраста, а в мужском костюме кроме плотной рубахи и брюк, важны тақия и чапан.
Ребята в ходе урока узнали много нового и полезного, работая в трех командах. Они собрали пазлы, в итоге получилось три картинки - «камзол», «чапан» и «тақия». Затем школьники создавали для шаблонов кукол женский и мужской казахские костюмы и украшали их национальными орнаментами.
- В ходе урока у школьников развиваются творческие способности, ведь они самостоятельно определяют композицию узоров и орнаментов в украшении традиционного казахского костюма, - отметила педагог.
В завершение занятия дети с удовольствием продемонстрировали результаты своей работы и, нажав на смайлики на интерактивной доске, выразили свои эмоции, отметив, понравился ли им урок, были ли у них затруднения в выполнении поставленных задач.
Вместе с учениками учитель сделала вывод: национальный костюм - это не просто одежда, а часть культуры и истории народа, его традиций и образа жизни, которые важно знать.
Ольга МАЗУР