Автомобильный рынок Казахстана в 2024 году продемонстрировал рост продаж, но незначительное снижение объемов производства. В декабре продажи новых автомобилей превысили 25000 единиц, что стало рекордным показателем для рынка. Общий объем продаж за год достиг 205000 автомобилей, что на 3,2 процента выше, чем в 2023 году. Это произошло несмотря на ужесточение требований к автокредитованию и перебои с поставками автомобилей и комплектующих.
Изменения коснулись и структуры самых популярных брендов. Toyota покинула пятерку лидеров, а ее место заняли китайские марки. В топ-5 вошли Hyundai (44218 единиц), Chevrolet (30927 единиц), Kia (23045 единиц), Chery (14883 единицы) и JAC (11771 единица). В совокупности на эти бренды пришлось более 124000 проданных автомобилей, что составляет свыше половины от общего объема продаж. При этом Hyundai, Chevrolet, Kia и JAC уже выпускаются в Казахстане на заводах в Костанае и Алматы. Исключение составляет Chery, но ожидается, что в 2025 году в Алматы начнет работу новый автозавод, что позволит локализовать их сборку.
Производственные показатели продемонстрировали снижение на 1,6 процента по сравнению с предыдущим годом. В 2024 году казахстанские предприятия выпустили 147431 единицу автотранспортных средств общей стоимостью 1,9 триллиона тенге. В 2023 году этот показатель составлял 149753 единицы, однако инвестиции в отрасль значительно выросли. В 2024 году в производство автомобилей было вложено 189,8 миллиарда тенге, что на 475,2 процента больше, чем в 2023 году. Основной рост инвестиций связан с модернизацией существующих мощностей, оснащением предприятий новым оборудованием, а также строительством двух новых заводов в Алматы и Костанае. В индустриальной зоне Алматы начали работу совместные предприятия по выпуску автомобильных компонентов, а в Сарани (Карагандинская область) запущен шинный завод.
По данным Казахстанского Автомобильного Союза, производство легковых автомобилей осталось практически на уровне 2023 года и составило 133978 единиц (-0,1 процента). Выпуск грузовых автомобилей снизился до 7705 единиц (-22,2 процента), автобусов - до 2942 единиц (-6,1 процента).
Развитие казахстанского автомобилестроения зависит не только от производства самих автомобилей, но и от локализации компонентов. В 2024 году активное развитие получила сфера производства комплектующих. Чем больше автомобилей выпускается методом мелкоузловой сборки, тем привлекательнее отрасль становится для производителей автомобильных компонентов. Президент Казахстанского Автомобильного Союза Анар Макашева отметила, что одной из стратегических задач отрасли является создание экосистемы малого и среднего бизнеса вокруг крупных предприятий, что позволит производить комплектующие не только для сборки новых автомобилей, но и для вторичного рынка.
В 2025 году ожидается значительное увеличение объемов производства - до 160000 автомобилей. Существенное влияние окажет запуск нового завода Kia в Костанае. Этот проект стоимостью 200 миллионов долларов станет полностью автоматизированным и привлечет 80 процентов инвестиций от южнокорейского концерна. Кроме того, ожидается стабилизация поставок комплектующих, что позволит избежать перебоев в производстве. Казахстанский автопром продолжает укреплять свои позиции, привлекая международных партнеров и создавая новые возможности для развития внутреннего производства.
Подготовил Денис ЛЕСИН