Меню

Не «Матрица», а реальность

Студенты смогут учиться у ИИ

Не «Матрица», а реальность Не «Матрица», а реальность

Об искусственном интеллекте и его применении в разных сферах нашей жизни начали говорить еще 80 лет назад с появлением первых компьютеров. Главным популяризатором этой идеи выступало кино (вспомним шедевр Джеймса Кэмэрона «Терминатор»), а потом раз! - и этот самый ИИ вдруг стал ресурсом, которым сегодня пользуются даже дети.

 

Наши возможности в получении знаний и их использовании снова выросли до очередных виртуальных небес. Искусственный интеллект и информационные технологии нашли применение в медицине, благотворительности, экологии и других социально значимых сферах. Среди них, конечно, особняком стоит и образование. Здесь нейросети помогают снизить рутинную нагрузку учителей и преподавателей, сделать учебу более персонализированной для школьников и студентов, облегчить освоение новых профессий.

Эти вопросы обсуждались на семинаре, организованном специалистами регионального филиала «Zhambyl Hub» технопарка «Astana Hub» со студентами Жамбылского инновационного высшего колледжа. Провел его IT-юрист управления Генеральной прокуратуры РК Данияр Шадыханов.

Он рассказал о возможностях персонализированного обучения, когда алгоритмы машинного обучения анализируют данные обучающего процесса и способности учащегося, определяя оптимальные методы обучения и темп усвоения материала. Системы ИИ могут также автоматизировать рутинные задачи, такие, как проверка домашних заданий и оценка результатов тестов. Это позволяет учителям сосредотачиваться на более важных аспектах обучения.

Спикер остановился и на других моментах. Индивидуальная поддержка и тьюторинг - это образовательный процесс, в котором тьютор предоставляет индивидуальные учебные сессии ученику. Тьютор играет роль наставника, поддерживая ученика в изу­чении материала, разъясняя сложные концепции и помогая развивать учебные навыки. В этом случае ИИ может быть использован для создания виртуальных учителей или тьюторов, которые могут предоставлять дополнительную помощь и поддержку учащимся вне школы.

Аналитика и прогнозирование. Здесь ИИ позволяет анализировать большие объемы данных об учебном процессе и выявлять закономерности в успеваемости учащихся. На основе данных можно строить прогнозы, предсказывать возможные трудности в обучении и предпринимать меры для их предотвращения.

Развитие творческих способностей и критического мышления. ИИ может предоставить доступ к различным образовательным ресурсам, стимулируя креативность и интерес к обучению.

Глобальный доступ к образованию. С использованием ИИ можно разрабатывать образовательные платформы и приложения, которые доступны онлайн. Это обеспечивает возможность обучения для людей из отдаленных районов или других стран, где доступ к качественному образованию может быть ограничен.

Развитие учительских навыков. Обучение учителей использованию технологий ИИ способствует их профессиональному росту. Учителя могут узнавать новые методики обучения, базирующиеся на искусственном интеллекте, что помогает им становиться более эффективными и инновационными в своей работе.

Важно помнить, что применение искусственного интеллекта как помощника дополняет, а не заменяет роль родителей, учителей и других взрослых в обучении ребенка.

- Про идею заменить учителя искусственным интеллектом, чтобы сэкономить время и бюджет, говорят многие, - отмечает менеджер филиала технопарка Нуржан Сагындык. - Это кажется очень заманчивым. Но надо учесть, что социальное взаимодействие и личность педагога — важные факторы качественного образования. Поэтому ИИ нужно рассматривать как помощника, а не заместителя учителя. Если технология выстроена высококвалифицированными методистами, то она действительно повысит доступность и качество образования.

Что до возможностей обучения, то тут перспективы многообразны. Конкретный пример: алгоритмы искусственного интеллекта помогают определить уровень студента и создать для него персонализированный план обучения. Вариант - приложение для изучения иностранных языков «Duolingo». На старте вы проходите тест по изучению языка, и приложение собирает для вас упражнения подходящей сложности. Затем на основе каждого пройденного урока, ваших успехов и ошибок «Duolingo» выбирает упражнения, которые помогают заполнить пробелы и повысить свой уровень. Также в приложение встроена система распознавания речи.

Напомним, «Astana Hub» - крупнейший международный технопарк IT-стартапов в Центральной Азии. Здесь созданы условия для развития казахстанских и зарубежных технологических компаний, подготовки квалифицированных кадров для сферы информационно-коммуникационных технологий.

- Филиалы «Astana Hub» в партнерстве с Министерством цифровизации Казахстана занимаются развитием IТ-экосистем. В том числе этот процесс включает в себя развитие стартап-культуры, расширение сферы применения IТ-технологий путем просвещения студентов и молодых специалистов. Так, «Zhambyl Hub» за прошлый год провел более 70 образовательных мероприятий, в которых приняли участие более двух тысяч студентов и учащихся школ и гимназий. В числе мероприятий были и массовые хакатоны, - рассказал Нуржан Сагындык.

Хакатон - от hacker (хакер) и marathon (марафон) - это мероприятие, где разработчики, дизайнеры и маркетологи в одной команде решают какую-либо задачу, соревнуясь с другими командами. Победители обычно получают приз, а все остальные участники — памятные подарки. Длится хакатон от нескольких часов до недели.

- В наших хакатонах участвовало до 20 команд, которые предлагали свои стратап-идеи, - продолжает
Нуржан Сагындык. - Отмечу особо результаты команд Жамбылского инновационного высшего колледжа и Назарбаев интеллектуальной школы (НИШ) города Тараза. Причем успехи учеников НИШ легко объяснимы: их качественно обучают основам бизнеса и стартап-культуры.

По его словам, в текущем году упор делается на обучение использованию ИИ в повседневной работе и учебе.

- Вместе с управлением цифровизации и архивов области планируем провести образовательный курс по ИИ для госслужащих. Ведь сейчас много говорят об искусственном интеллекте, но никто толком не объясняет, как им пользоваться в обычной жизни и в рабочем процессе. А ведь с помощью ИИ можно составлять отчеты, доклады, планы, проверять представленную документацию на ошибки и неточности и многое другое.

Юрий ЕФИМОВ

Самые читаемые статьи недели: