В Казахстане продолжается процесс совершенствования кадровой работы в государственном секторе. В интервью газете «Знамя труда» руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области Руслан Шарипов рассказал, как проводится отбор государственных служащих.
- Повышение уровня профессионализации всей государственной службы будет осуществляться через переход к так называемой гибридной модели государственной службы, сочетающей в себе лучшие черты как карьерной, так и позиционной модели. Она призвана обеспечить баланс между конкурентным подходом и поиском специалистов с учетом их уникального профессионального опыта и потенциала, - говорит наш собеседник. - Президент РК Касым-Жомарт Токаев 17 июля 2024 года утвердил Концепцию развития государственной службы Казахстана на 2024-2029 годы. Данный документ введен в действие. В нем сформулирована повестка дальнейшего развития государственной службы, а именно: формирование модели государственной службы, основанной на принципах сервисности и клиентоориентированности, выраженной в проактивной, нацеленной на конечный результат дебюрократичной модели поведения; профессионализация государственного аппарата с использованием гибридной модели государственной службы — прагматичное сочетание средств и способов, нацеленных на профессионализацию государственного аппарата; управление и цифровизация HR-процессов, использование их инструментов лишь в той мере, в которой они способны обеспечить надлежащее и добросовестное выполнение функций государственными служащими, их мотивацию и удержание, а также минимизацию условий и критериев, способствующих профессиональному выгоранию.
- Что подразумевается под конкурентным подходом при подборе кадров на государственной службе?
- Данным подходом является конкурсный отбор, который в свою очередь обусловлен конституционным принципом равного доступа граждан Казахстана к государственной службе (статья 33 пункт 4 Конституции РК). Конкурсные процедуры в настоящее время упрощены. При участии во внутреннем конкурсе кандидату требуется предоставление всего двух документов - заявления и послужного списка.
Для участия в общем конкурсе требуются заявление, документ об образовании, послужной список.
Вместе с тем за 2024 год государственными органами области всего объявлены конкурсы на занятие 1683 должностей, из них в местные исполнительные органы - 965, в территориальные подразделения центральных государственных органов - 718 вакантных административных государственных должностей.
По итогам конкурсов выявлены 869 победителей: в местные госорганы - 549, территориальные департаменты - 320.
При этом не могу не упомянуть о внедренном Агентством РК по делам государственной службы новом формате проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-қызмет».
Указанный порядок отбора уже проводится в 24 государственных органах, в том числе в местных исполнительных органах Жамбылской области с 1 января 2025 года.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане могут участвовать в конкурсе круглосуточно в режиме 24/7 в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.
- Каким еще образом перспективные молодые специалисты могут попасть на государственную службу или подняться по служебной лестнице?
- В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов теперь лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения GPA - 3,33, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
Аналогично лица, окончившие обучение в высших учебных заведениях в рамках государственного заказа (государственный грант) по программам высшего и (или) послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения GPA - 3,33, также в течение одного года после окончания данного обучения без проведения конкурса могут занять низовые и не руководящие административные государственные должности корпуса «Б».
В целях реализации данной нормы закона на низовые должности были приняты всего 35 выпускников высших учебных заведений.
- В прошлом году проводился отбор в региональный кадровый резерв по принципу Президентского молодежного кадрового резерва. Каковы результаты реализации данного инструмента в регионе?
- Создание эффективной современной государственной службы и структуры управления всегда будет особым приоритетом в деятельности государственной власти. Поэтому одной из первых публичных инициатив Главы государства Касым-Жомарта Токаева стало проведение отбора в Президентский молодежный кадровый резерв, который в свою очередь служит действенным социальным лифтом для талантливой молодежи.
В 2019 году впервые в стране стартовал проект Президентского молодежного кадрового резерва, который продолжился в 2021 и 2023 годах.
Однако отбор талантливых молодых управленцев становится необходимым для развития системы государственного управления и на региональном уровне.
Так, в прошлом году проведен отбор в региональный кадровый резерв, общее количество участников отбора составило 478 человек, из них 26 претендентов отобраны в резерв.
На сегодняшний день шесть резервистов назначены на государственные должности без проведения конкурсных процедур.
- Руслан Шамелович, занимаемая Вами должность указывает на председательство в Совете по этике. Расскажите, пожалуйста, об этой структуре подробнее.
- Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере государственной службы, оценку и контроль качества оказания государственных услуг.
В соответствии с утвержденным положением коллегиальными органами агентства являются советы по этике в областях, городах республиканского значения, столице. Соответственно, на местах координацию деятельности и руководство советами осуществляют руководители территориальных подразделений агентства.
К основным задачам, стоящим перед Советом по этике, относятся борьба с нарушениями этических норм, предупреждение правонарушений, дискредитирующих государственную службу в государственном аппарате. В свою очередь функциями Совета по этике являются выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу; принятие мер по повышению уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики.
Помимо сказанного, советы рассматривают итоги анализа коррупционных рисков, деятельности дисциплинарных комиссий государственных органов. То есть в настоящее время целью проводимой политики государства является не наказание государственных служащих, а принятие мер превентивного, упредительного характера.
Само собой разумеющимся является факт включения в составы советов по этике представителей средств массовой информации, партий и общественности, неправительственных организаций, депутатов, что в свою очередь подтверждает открытость и прозрачность данного института. Для обеспечения принципа открытости на заседания совета приглашаются представители гражданского общества и средств массовой информации.
Каждое заседание Совета по этике проходит при широком освещении в СМИ, что в свою очередь является методом превентивного воздействия на сознание государственных служащих о недопущении совершения правонарушений. Члены совета не ограничиваются определением ответственности государственных служащих, но и дают рекомендации, выносят на законодательный уровень предложения, направленные на искоренение причин и факторов, способствующих совершению нарушений.
К примеру, по итогам 2024 года выработано 214 рекомендаций по вопросам координации деятельности уполномоченных по этике и взаимодействия с дисциплинарными комиссиями госорганов, по укреплению служебной дисциплины, реализации мер, направленных на профилактику нарушений требований законодательства в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Причем на основании трех рекомендаций Совета по этике отменено три акта о наложении дисциплинарного взыскания на государственных служащих и восстановлены их нарушенные права.
Кроме этого, по итогам рассмотрения дисциплинарных дел на 13 должностных лиц рекомендовано наложить взыскания, из них 11 за совершение проступка, дискредитирующего государственную службу, в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, два - в виде замечания и выговора за нарушение норм служебной этики.
- Каким образом реализуются контрольные функции департамента в сфере соблюдения законодательства о государственной службе?
- В соответствии со статьей 5 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» агентством и его территориальными департаментами осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, соблюдением служебной этики государственными служащими, качеством оказания государственных услуг.
При этом в сфере государственной службы государственный контроль осуществляется как путем составления специального плана проведения проверок, так и на основании поступающих обращений и жалоб от физических и юридических лиц.
Так, в 2024 году проведена 31 проверка, в результате установлено 566 различных нарушений законодательства в сфере государственной службы.
По результатам проведенных плановых проверок и профилактического контроля восстановлены права 70 государственных служащих (60 служащим выплачена соответствующая сумма пени за просрочку командировочных расходов, 10 служащим пересмотрены результаты оценки деятельности).
По итогам проведенных внеплановых проверок восстановлены права 10 граждан (из них семь государственные служащие).
При этом в одном из районных государственных органов на основании жалобы участника конкурса было отменено решение конкурсной комиссии, тем самым предоставлена возможность повторного участия в конкурсе.
За допушенные нарушения 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 26 служащих - к административной.
- Вы уже упомянули о защите прав государственных служащих. Что это значит?
- Следует отметить, что защита прав государственных служащих является одним из основных направлений деятельности нашего департамента. Причем защита прав государственных служащих не всегда осуществляется только путем регистрации и проведения проверок. Так, по результатам проведения мониторинга по соблюдению режима рабочего времени 267 служащим предоставлено более 406 часов дополнительного отдыха. Кроме этого, проведен соответствующий анализ соблюдения требований законодательства при предоставлении государственным служащим отпусков, оплате командировочных расходов, а также премирования.
В результате принятых по итогам проведенного анализа мер 261 государственному служащему выплачены соответствующие суммы пени (за нарушение сроков оплаты командировочных расходов и трудовых отпусков) на общую сумму более 900 тысяч тенге, тем самым восстановлены их нарушенные права. Только после вмешательства департамента 31 государственному служащему области оплачены командировочные расходы на общую сумму более 1255 тысяч тенге. Работа в данном направлении проводится на постоянной основе.
- Из Ваших слов следует, что Агентство РК по делам государственной службы также осуществляет оценку и государственный контроль за качеством оказания государственных услуг. Каков уровень оказания услуг в нашем регионе?
- На сегодняшний день в Жамбылской области государственные услуги оказываются 21 территориальным подразделением центральных государственных органов, 11 областными управлениями, а также местными исполнительными органами Тараза и 10 районов области, государственными организациями.
В соответствии с Реестром государственных услуг государственными органами оказываются 373 вида госуслуг, из них территориальные департаменты оказывают 197 видов, местные исполнительные органы - 176.
Госорганами за 2024 год оказано всего 14126970 услуг, из них в альтернативной в бумажной форме - 356116 (2,5 процента).
- Учитывая, что это довольно большой объем работы, расскажите, каким образом тогда осуществляется контроль за качеством предоставления государственных услуг?
- Как было указано ранее, одним из важных направлений деятельности департамента является осуществление государственного контроля за качеством оказания государственных услуг. Контроль качества оказания государственных услуг проводится путем проверок на основании обращений и жалоб услугополучателей, а также профилактического контроля, результатов анализа, мониторинга и иных форм контроля. За 2024 год посредством контрольных мероприятий установлено 3185 нарушений. По результатам указанных мероприятий выданы 27 предписаний об устранении нарушений.
Кроме того, департаментом реализуется работа по мониторингу и анализу административных процедур государственных органов. А именно, в ходе мониторинга соблюдения сроков оказания услуг и оснований для отказа, контроль за качеством оказания государственных услуг проводится дистанционно посредством информационной системы «Е-лицензирование», что позволяет принять соответствующие меры в проактивной форме, то есть не дожидаясь жалоб со стороны услугополучателей.
По итогам мониторинга установлено 452 нарушения (в местных исполнительных органах - 333, в территориальных подразделениях - 119), далее департаментом внесены рекомендации в компетентные органы, после чего 24 служащих привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.
При этом отмечу, что в настоящее время усилен акцент на защиту и восстановление прав услугополучателей. К примеру, департаментом установлены нарушения, выраженные в необоснованном отказе в оказании государственной услуги «Продление срока аренды земельного участка». Например, женщине было необоснованно отказано в продлении срока аренды земельного участка по причине его использования не по целевому назначению.
В ходе рассмотрения обращения департаментом установлено, что постановлением акимата города Тараза целевое назначение земельного участка изменено с «под платную автостоянку и строительство технического обслуживания автомашин» на «для обслуживания зданий (строений и сооружений)» без соответствующего заявления землепользователя, что противоречит требованиям земельного законодательства. В целях защиты прав и законных интересов услугополучателя департаментом в акимат направлено письмо о принятии мер, направленных на восстановление нарушенных прав услугополучателя, после чего права услугополучателя полностью восстановлены с принятием положительного решения о продлении срока аренды земельного участка.
- При таком большом количестве оказываемых государственных услуг эффективность государственного контроля за качеством их оказания может быть снижена без должной поддержки населения. В этой связи возникает вопрос о взаимодействии департамента со структурами гражданского общества.
- Полностью с Вами соглашусь. Поэтому департаментом постоянно ведется работа по сотрудничеству с гражданским обществом. При ведомстве функционирует консультативно-совещательный орган - межведомственная рабочая группа по вопросам оказания государственных услуг. Ее целями являются обеспечение контроля качества и доступности государственных услуг во всех сферах жизнедеятельности, удовлетворение потребностей граждан и упрощение взаимодействия населения с государственными органами. В составе группы представители разных сфер деятельности - средств массовой информации, государственных органов, гражданского сектора, неправительственных, общественных организаций. При появлении проблемных вопросов рабочая группа вносит в государственные органы соответствующие рекомендации по устранению и недопущению подобных недостатков или нарушений, заслушивает отчеты руководителей, ответственных должностных лиц государственных органов.
Кроме того, в целях обеспечения контроля за соблюдением законодательства в сфере оказания государственных услуг сотрудниками департамента совместно с представителями общественности проводится так называемый общественный контроль в местах оказания государственных услуг. Цель данных мероприятий - постоянное совершенствование качества оказания государственных услуг, обеспечение к ним свободного доступа граждан.
- Сейчас довольно часто говорят о дебюрократизации государственного аппарата. Какая работа в этом направлении проводится в возглавляемом Вами органе?
- Главой государства ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации. В этом ключе департаментом проанализированы сферы здравоохранения, образования, сельского хозяйства, земельных отношений и финансов.
В 2024 году в соответствии с утвержденным распределением проведена аналитическая работа в сфере автомобильных дорог, создания специальных экономических зон, их функционирования, ликвидации, твердых полезных ископаемых, государственного управления недропользованием, чрезвычайных ситуаций, энергетических и водных ресурсов и ирригации.
В результате было выработано 38 отраслевых предложений.
Мониторинг по вопросам дебюрократизации государственного аппарата в 2024 году проводился по направлениям: «Бюрократические проявления при реализации национальных проектов, концепций отраслевого развития», «Мониторинг отказов в реализации прав граждан» и «Оценка эффективности механизмов государственной поддержки: выявление и минимизация признаков бюрократизма и волокиты (аграрная поддержка)». В результате в Агентство РК по делам государственной службы было направлено всего 20 кейсов (с 25 предложениями).
Подготовил
Юрий ЕФИМОВ