Кредитная история - это важная информация о долговых обязательствах заемщика, своего рода досье на него, где содержатся данные о всех кредитах и покупках в рассрочку. Банки и микрофинансовые организации используют эти данные для оценки надежности и платежеспособности клиента, принимая решения о выдаче новых займов.
Как проверить и улучшить свою кредитную историю, рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Важно понимать, что входит в кредитную историю, что для банка кредитная история - это не просто формальность, а ключевой показатель финансовой дисциплины. Ни профессиональные достижения, ни личные качества, ни волонтерская деятельность не учитываются при решении о выдаче кредита. Гораздо важнее банку знать, были ли у клиента просрочки по платежам и насколько долго они длились. То есть кредитная история помогает банкам оценить уровень финансовой ответственности и надежности своего потенциального клиента.
Представим, что ранее вы уже брали заем - например, оформляли потребительский кредит или покупали технику в рассрочку. Вы своевременно вносили ежемесячные платежи или даже погасили кредит досрочно - эта информация фиксируется в вашей кредитной истории. В результате вы становитесь для банков надежным заемщиком. Позже, когда вы обращаетесь за новым кредитом в другой или тот же банк, он изучает вашу кредитную историю и, видя положительную динамику, одобряет заем - возможно, даже на более крупную сумму или на лучших условиях, чем было до этого. Все потому, что вы «выросли» в глазах банка, ваша репутация уже говорит сама за себя.
Отметим также, что в кредитной истории отражается пролонгация кредита, а с сентября 2024 года - еще и сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платеж, сумма и так далее).
Кроме того, банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны в режиме реального времени передавать в кредитные бюро информацию о поданных клиентами заявлениях на оформление займа. В этих данных указываются ИИН заемщика, сумма займа и его целевое назначение. Это одно из нововведений, внедренных в 2024 году, и позволяющее кредиторам отслеживать случаи, когда гражданин одновременно подает заявки в несколько банков или МФО.
Можно ли аннулировать кредитную историю и что делать при технической ошибке
Это один из самых часто задаваемых вопросов. Согласно Закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан», кредитное бюро обязано сохранять информацию о кредитной истории гражданина в течение пяти лет с момента поступления последних данных о нем. При этом полное удаление кредитной истории не предусмотрено - ее аннулирование не допускается, за исключением технических ошибок, допущенных в системе самого бюро.
Если вы заметили в своем кредитном отчете недостоверные данные, например, запись о просрочке по погашенному платежу или полностью выплаченному кредиту, сообщите о них в банк или МФО. Не откладывайте обращение - от этого зависит ваше финансовое состояние, и обязательно соберите подтверждающие документы.
Помимо этого, вы имеете право оспорить недостоверную информацию бесплатно на сайте Fingramota.kz по алгоритму: раздел «Продукты и услуги» - подраздел «Оспаривание информации в кредитной истории». Для подачи заявки надо заполнить специальную форму с указанием ИИН и номера телефона. Отметим, что этот проект реализует Агентство по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Первым кредитным бюро.
Как проверить кредитную историю
Для удобства казахстанцев есть несколько способов по онлайн- и офлайн-проверке этих данных. Кроме того, согласно законодательству, каждый гражданин Казахстана имеет право один раз в календарный год проверять свою кредитную историю бесплатно. При повторном запросе стоимость услуги составит 400 тенге.
Онлайн кредитную историю можно проверить через сайты Государственного кредитного бюро или Первого кредитного бюро (1CB.kz). Для получения услуги требуется ЭЦП. А также через портал электронного правительства eGov.kz. Нужно заполнить заявку и подписать ее с помощью ЭЦП. Результат отобразится в вашем личном кабинете.
Если вам не подходит онлайн-формат, то вы можете получить услугу лично в филиалах НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» и отделениях Казпочты. При себе обязательно нужно иметь удостоверение личности.
По информации сайта fingramota.kz
подготовила Лала ИСЛАМОВА