Меню
5 мая, 2025 / Знамя труда / Мнение

С уважением к памяти Героя

«Я обращаюсь к вам, молодые!»

С уважением к памяти Героя С уважением к памяти Героя

Сегодня мы публикуем еще один отрывок из книги «Открытый всем» писателя Дмитрия Снегина - однополчанина и друга знаменитого полководца Великой Отечественной войны, Народного Героя и Героя Советского Союза, выдающегося писателя, поэта Бауыржана Момышулы. Начало - в публикации «Вспоминая мирные годы Героя. Творцу Великой Победы посвящается».

Открытый всем

(Беседы с Бауыржаном Момышулы)

Три блокнота, или Откровения моего побратима Бауыржана

Он оглядывается по сторонам грустно, отчаянно, как бы прощаясь.

- Я ухожу. - И мне: - Ты уйдешь. Мы уйдем. Завтра жить молодым. Я обращаюсь к вам, молодые. Я очень прошу вас: уважайте наши седые усы, лысые головы, наши пораненные души и сердца! Уважайте наши родительские чувства! Будьте достойными гражданами. Аминь.

Бауыржан подходит к окну, грузно опирается на подоконник. Уткнувшись лбом о стекло.

- Так я скажу молодым и уйду, но завещание останется с ними - через твое перо!

Из ранних вариаций.

- Ты - тщеславный... в благородном понимании. - Прилагательное «благородный» он эксплуатирует частенько, но бережно, сказал бы - робко; произносит на низких бархатных тонах, трепетно веря в его целительную магию. Оттого оно - это прилагательное - даже в беседе с пустыми собеседниками не линяло, не теряло нравственной свежести.

- Обо мне написано недостойно много хвалы и хулы - то плоской, как Сары-Арка, то вздыбленной, как хребты Ала-Тау. Ты знаешь лучше меня: плоское не всегда безлико, и не каждая вершина имеет свой лик. Для них, обо мне пишущих, я подходящий материал...

Глоток дешевого вина и глубокая затяжка сигаретой, вставленной в длинный мундштук, обозначают паузу. Она длится столько, сколько необходимо на то, чтобы выдохнуть дым. Главное - отточить мысль.

- Для тебя я не материал! Из благородного тщеславия ты не пишешь обо мне и не собираешься писать, пока я жив. Ты чувствуешь: это и мое тайное повеление. Как ты поступишь, когда я уйду в лучший из миров, ты еще не знаешь... сердце подскажет.

Наступал критический перелом, когда все могло перегореть и вылететь в трубу, не обогрев ни души, ни последнего желания.

- Не уподобляйся критику, подталкивающему меня на роковой шаг.

- Не дерзи! Я старше тебя! - И улыбнулся открыто, незащищено.

Сам он дерзил, не считаясь с возрастными рогатками. Сабиту Муканову, Маршалу Советского Союза, министру обороны Гречко, Габиту. Случалось - и Мухтару Ауэзову.

- Мухтар-то в чем провинился перед тобой?

- Он медленно прозревал в поисках истины. Я не соглашался.

- Думаю, Мухтар ничего не принимал на веру, оттого и не спешил.

Бауыржан тут же согласился и так же быстро уточнил:

- Сабит принимал и менял. Габит нет. В отличие от Мухтара, который прозревал разумом, этот иронист (можно так сказать по-русски?) сквозь частокол голой, навязчивой агитации видел реальные контрасты жизни, от которых чешутся затылки... Но позволь вернуться к твоей персоне.

- К моему пророчеству о неизбежном одиночестве?

- Рано или поздно ты напишешь обо мне... не изолированно обо мне, а что-нибудь наподобие «Вокруг Бауыржана» или «Сломленная (несломленная) гордыня». - Он кружил вокруг да около, что-то не договаривая, быть может, не решаясь сказать. И решился. - «Волоколамское шоссе» Александра Бека долго не проживет. И меня, и время он видел, как выражаются ученые мужи, без исторической перспективы. Аллах не дал ему дара предчувствия. У тебя он находится в зачаточном состоянии, пока дремлет.

- Бауыржан, ты этого не говорил, а я не слышал.

- Я говорил, а ты слышал! Бек не нуждается в твоей защите. Он великий писатель-натуралист в моем понимании. Я его глубоко ценю и уважаю. И благодарен - честно, чисто, критически... Господи, но о чем мы говорили? Ах, да - дар предчувствия. В тебе он пока дремлет. Но ты жил во мне, а я жил в тебе - такое сожительство возможно только на войне, у окопных побратимов, где и оттачивается, однажды пробудившись, дар предчувствия. Не путай с предвидением - это привилегия Богов! Ты тоже будешь писать без исторической перспективы. Но после моего ухода взойдет другая эра, и это взрывное событие - мой уход и приход новой эры - сделают тебя другим. Твое предсказание о грозящем мне одиночестве за грехи мои тяжкие сбудется, и тебе много откроется - во мне и в тебе самом. Мы еще не писатели. Александр Бек - отстоявшийся писатель.

На минуту прерву нашу беспокойную беседу. Дело в том, что размолвка между Беком и Бауыржаном возникла раньше. Вот что он писал мне на фронт 7 мая 1944 года:

«До 3.05.1944 г. проживал в гостинице «Москва», работал с Беком над 2-ой и 3-й повестью.

Вера Павловна вместе со мной приехала в Москву и работает над сценарием.

С 5.05.1944 г. приступил к изучению науки в академии ГШ.

...По второй повести у нас с Беком получился конфликт; он упорствовал, но принял поправки. Ему был посвящен стих в следующем подстрочнике:

Он, возомнив себя творцом, художником слова,

Жизнь воспринимает лишь по внешним признакам…

Я хочу изнутри преподнести рисунок реальной жизни,

Начертав ее углем, а не намалевав «масляной» краской.

Ведь лучше быть хорошим зарисовщиком, чем быть плохим

художником.

Он расставляет героев, как знаки препинания и пешки.

Я смотрю на них как на личности в истории, как на биографию народную.

Я, кровью пережив историю, - художник, больше чем он!

Потому мой стиль - кованый язык воина, а не никелированный, проутюженный язык газетчика.

О, глупец честолюбивый, раб интриг и личных побуждений, остановись и опомнись!

Образумься! Не меняй честь на хлеб! Погибай сам, но не губи дела Шеитов!!

Им, омывшим кровью священное дело, я по долгу совести солдатской

Памятник воздвигнуть был намерен!»

В постскриптуме Бауыржан уточнил: «Пусть тебя не удивляет мое отношение к Беку. Я хочу, чтобы он понял (и делал), что его книга должна быть документом: политическим (прежде всего), литературным, историческим и военно-биографическим о Панфиловской дружине, разумеется, не исчерпывающим, а хотя бы одним из них - эгоизм в сторону, как неуместное лишнее, - эту сторону он упускает,.. допустив некоторые грубые ошибки - мне кажется, он лезет в пропасть, а я оттягиваю его (ей-ей, не бери на себя много) в интересах дела - жив будешь...»

Напомнив Бауыржану об этом письме, спросил:

- Ты читал свой стих Александру Альфредовичу?

- Читал... пережил хорошо. Ему особенно понравилось мое солдафонское бахвальство: «кровью пережив историю, - художник больше, чем он». Он воспитанный умница. Я невежественный умница. И ты невежественный, иначе не накаркал бы мне немощное одиночество.

Слова об одиночестве, ему грозящем, неосторожно мной оброненные, не только бередили его душу, но и тешили ее: вот обозначилась еще одна грань уникального характера. Он, мой милый друг Бауыржан, изнурительно боролся с самим собой за неординарность своей натуры и не жалел в этой борьбе ни сил, ни здоровья. Однажды (произошло это 28 июня в восемь часов утра), перемахнув через запертую калитку, застал меня на веранде за пишущей машинкой. Прикрикнул:

- Открой калитку, тебя и Александру Яковлевну хочет видеть моя жена, но она не умеет прыгать через заборы.

После того как все было улажено, и наши жены принялись накрывать импровизированный дастархан, Бауыржан приступил к делу, ради которого «жертвовал утренним покоем друга и своей жизнью». Продолжилась вариация на тему одиночества.

- Враг смешит, а друг заставляет плакать. Когда-то ты сделал открытие: в старости меня ждет одиночество. Пророчество твое сбылось. Я стар, инвалид, одинок. Но я этим не огорчен. Напротив, горжусь. Я обиделся, когда впервые услышал от тебя такое. Теперь горжусь: ты вдохнул в меня новые силы, и я готовлю докторскую диссертацию на тему «Всегда ли пророки правы».

- Нет пророков... - хотел я напомнить ему расхожую истину, но Бауыржан был в ударе - говорил сам и слушал только себя.

- Ты ошибся. Я - богатый человек. Я международный гвардии полковник. Я - международный хулиган: у меня на это есть документ. Я - ученый, у меня и на это есть документ, попробуй доказать обратное! Я - образованнее тебя в десять раз. И на это есть документ. Я - документалист. Я не одинок! У меня много детей. За десять лет я написал двадцать томов - это мои дети! Нет, я богатый человек и этим опровергаю твое пророчество. Я - поэт! И как поэт я имею право заявить всему миру.

Мен өлмеймін, менікі де өлмейді!

Я не умру, и мое не умрет!

Надан кісі өлім жоғын білмейді!

Только невежественные идиоты не понимают,

Что смерти вообще не существует!

Вариации на тему бессмертия воспламеняли его до яростного, застревавшего в горле хрипа. И он упивался своей неудержимой разъяренностью:

-Я один из бессмертных: мое тело будет лежать в гробу, но мой дух будет жить среди моих друзей. Кто-то окрестил меня русским казахом. Я горжусь этим. Я - русский полковник. Я - русский писатель. Я отдаю должное моим наставникам. Родина мне приказала хорошо учиться - я учился на отлично; приказала честно воевать - я воевал неплохо; в меня стреляли миллион раз - я не виноват, что меня не убили, об этом я очень сожалею. Погибли многие мои братья, они были лучше, умнее и храбрее меня. Они погибли, а я живу. Зачем я живу?!

Соғыста бір-ақ заң бар мен білетін:

В бою есть один закон, который я знаю:

Ия, өлім, әйтпесе өлтіретін.

Убивать или быть убитым.

Оборвав двустишие на трагической ноте, Бауыржан вдруг переменился: ни хриплой ярости, ни разящего нетерпеливого жеста. В глазах - восторг и умиление.

- Оказывается, у нас, у казахов, до невозможности звучный, живописный и выразительный язык! И какой я бездарный переводчик.

В душе я обрадовался: друг переболел. Не тут-то было.

- Третий приказ моей родины: гвардии полковника Бауыржана Момышулы выбросить за борт, из рядов Советской Армии! Генштабиста, ординарного профессора военной академии - за борт! Не народ, не партия выбросили, а чиновники-преследователи во главе с душкой Гречко! Я - образованный военный, мог бы командовать еще лет пятнадцать. Мне дали хорошую пенсию - 200 рублей и самым глупым образом приказали: не рыпайся, лежи на койке и плюй в потолок. Как ты думаешь, на плевательское дело хватит двухсот рублей? Прекрасное занятие для образованного офицера! Как гражданин и честный офицер СССР был этим глубоко оскорблен и унижен, мое самолюбие уязвлено.

Женщины принесли вазу с черешней и бутылку «Иссыка». Он недовольно умолкает, раскуривает сигарету, ждет, когда они уйдут. Женщины не уходят, предлагают какой-то тост. Бауыржан ощерился (изобразил любезную улыбку):

- Благодарю, я не пью. - И мне: - Вели им удалиться, я скоро закончу исповедоваться.

Наши жены и не такое видели; с благо­родным достоинством оставляют поле боя. Бауыржан провожает их загадочным взглядом, попутно меняя сигарету.

- Возвращаюсь к третьему приказу. Я ему не подчинился. Ты знаешь, я офицер дисциплинированный, и мне стоило адских мучений ослушаться. Словом, я послал всех своих начальников к такой-то матери - и начал писать. Я стал писателем от обреченности. Казахи - дураки (не народ, руководители казахи) - издевались надо мной, а я решил издеваться над ними, решил наказать их. Через кого? Через моих русских друзей Иванов я начал писать по-русски, и Иваны меня поняли и приняли от Балтийского до Японского морей. Что оставалось делать моим казахским недоброжелателям для спасения своего престижа во главе с твоим любимчиком Габитом? Хотя бы не отворачиваться от меня принародно. Так и заставил твоих уйсуней признать меня как писателя.

Он пригубляет бокал, успокаивая волнение. Он устал от противоречивой борьбы с самим собой, но каторжной версте не видно конца. И хорошо, что не видно: жизнь на марше - его спасение, его мечта и надежда, опора, встречи с друзьями, преодоление самого себя.

- Я прихожу к тебе с большим доверием, потому что ты понимаешь меня. Ты - семиреченский казах, и у тебя в руках была плетка, ты сменил ее на перо. У меня в руках оказалась более магическая вещь: понимание. Я - националист на марксистско-ленинской позиции. Многие мои сородичи втайне причисляют себя к националистам, и понятия не имея, что такое национализм. И наушничают: остерегайтесь, Бауыржан - националист. Но от иных Иванов мне больше достается, чем от своих Мыркымбаев. У меня хватает мужества и разума не обижаться ни на тех, ни на других. Как не могу обижаться на казахский и русский языки, на которых они говорят. Язык каждого народа от Бога! В этом - интернационализм. Я - интернационалист на марксистско-ленинской позиции, потому непримиримо борюсь с лицемерами и растлителями моего народа, моего многострадального родного языка, не даю им спуска. «Екі аяғын бір етікке тықтым!» - Обе их ноги затолкал (обул) в один сапог, пусть попробуют походить, так их мать!

Он уже не ярился, а искал выход, спасение в бесшабашном юморе, в притворной грубости, брани. Он страдал оттого, что не мог скрыть своих страданий... Уехали Момышулы внезапно, подловив попутное «левое» такси. В ту ночь меня преследовали уродцы, чьи ноги были обуты в один сапог. Они были голы и походили на высунутые языки. Забылся под утро. Поднял с постели резкий телефонный звонок. В трубке взволнованный голос Бауыржана:

- Я познакомился с авторефератом одного казахского сарыорыса. Между строк вычитал: будущий ученый муж призывает закрыть казахские школы, поскольку современные казахи говорят на русском языке.

Я разделяю гнев батально настроенного Бауыржана, но мне трудно смириться с мыслью, что «этот ученый муж» мог в своем трактате прийти к такому выводу.

- Может быть, тебе показалось... между строк?

- Я возмущен, оскорблен: это - гибель народа! И, представь, главными консультантами у автора реферата - Сабит и Малик. С ума можно сойти. Позор! Я им приказал признать ошибку и отказаться.

- Кто-то призывал меня не делать ошибок, чтобы не раскаиваться в них.

Трубка долго молчит.

- Хорошо, я еще раз прочту реферат. Спокойной ночи.

В окне - утренняя заря.

Пьем коньяк маленькими глоточками - по-европейски. Этому искусству его обучала жена Григория Рошаля, сценарист и кинорежиссер Вера Строева. Бауыржана не оставляет мысль о тщеславии.

- Я тщеславен не меньше твоего, но выражаю его не благородно. Человек от природы склонен скрывать это чувство. Я маскирую его грубостью, нигилизмом, вызовом, нетерпимостью и заносчивостью. Многих это оскорбляет. Чувство понимания другого - эталон культуры. У нас оно остановилось на уровне неандертальца.

- Не я, а Вера Павловна предупреждала: «Милый Бауыржан, вам не к лицу самоунижение».

Он расстреливает меня глазами.

- Довольно дерзить!

С некоторых пор у него на языке это благоприобретенное слово. Он произносит его то со свистящим рыком, то нежно-нежно, в том и другом случаях испытывая наслаждение. «Наслаждение словом - высшее наслаждение».

- Наберись терпения и слушай. Иначе мы не докопаемся до корней. Корни - в уравниловке. Как она утвердилась в нашем обществе, когда? Предмет для научного исследования - в будущем. Я считаю, что отцом уравниловки (не пугайся!) был Ленин. Сталин - это Ленин сегодня. Не обвинение - факт. Жить стало лучше, жить стало веселее. Вопрос в том - как понимать... точнее... с чем кушать эти самые «лучше» и «веселее»? Что у человека на плечах - бас или кочан капусты? На языке пропаганды любая проворливая кухарка сможет управлять государством. В цивилизованном обществе так не бывает. По двум причинам. Первая: цивилизованное общество состоит из хороших, нормальных людей и потому способно генерировать из себя (готовить, воспитывать) лидеров. В силу выдающихся способностей они самовозвышаются над соотечественниками и ведут их, окрыляемые духом верящей им нации. К таким я отношу (не пугайся!) великобританца Черчилля. Вторая причина: нормальному обществу благоволят Боги, посылая ему вождей-пророков. К таким я отношу святого Ганди, - произнося имя Черчилля, Бауыржан воспроизвел грохотание стального локомотива; в имени Ганди - едва уловимый шелест лепестков расцветающего лотоса.

- А Сталин? - спрашиваю я.

Он продолжает развивать свою мысль.

- Восток - Запад. Мы болтаемся между. Нахлебавшись дерьма, придумали уравниловку. Стрижем под одну гребенку и головы, и души… Что касается Сталина... время его не прошло, судить его будут другие. Сегодня уместнее вспомнить об Иване Васильевиче Панфилове. Он - личность, это общепризнано. И все же, что ты думаешь о нашем генерале?

Бауыржан не принадлежал к выводку стригунов. Я знаю: к числу злокачественных (его слово) и лично ему особенно неприятных стригунов он причислял Маршала Советского Союза Гречко. Об этом он говорит неохотно - тщеславие (благородное!) не позволяет. Гордыня попрана, и он молчаливо страдает. Иногда его прорывает: по вине душки Гречко ему не присвоено звание Героя Советского Союза, не присуждено звание генерала. Расскажу об этом подробнее.

Дмитрий СНЕГИН,
фото с сайта tengrinews.kz

Самые читаемые статьи недели: