Меню

Сложное трудоустройство

Почему выпускники колледжей остаются без работы

Сложное трудоустройство Сложное трудоустройство

В Таразе сложилась парадоксальная ситуация. Городские колледжи ежегодно выпускают не одну сотню дипломированных специалистов, из которых в лучшем случае работу по выбранной профессии находят 22 процента. Остальные пополняют армию самозанятых либо становятся на учет по безработице.

 

- Создается впечатление, что наши колледжи занимаются не обучением, а элементарной раздачей дипломов всем желающим, - отметил секретарь Таразского городского Общественного совета Сакен Кондыбаев, выступая с докладом по результатам мониторингового изучения и общественной экспертизы работы системы профессионально-технического образования города Тараза при подготовке востребованных кадров в рамках Года рабочих профессий.

На заседание городского Общественного совета, посвященного обсуждению результатов мониторинга, пригласили директоров таразских колледжей. Доклад они выслушали очень внимательно. А в нем Сакен Кондыбаев не поскупился на критику.

- 2025-й по инициативе Президента страны Касым-Жомарта Токаева объявлен Годом рабочих профессий. Эта инициатива, помимо повышения внимания общества к человеку труда, дает большой импульс переоценке важности рабочих профессий, обеспечивающих экономическое развитие страны, - отметил докладчик. - По данным Министерства труда и социальной защиты населения, до 2030 года на рынке труда страны потребуются около двух миллионов специалистов. А половина из них, то есть один миллион, должны быть простыми работниками с профессионально-техническим образованием.

 

Кто в рабочие пошел?

Сегодня в 22 профессионально-технических колледжах города (восьми государственных, 14 частных) обучаются более 20 тысяч студентов. Из них 13371, или 66,9 процента, осваивают специальности за счет государственных грантов, 6848, или 33,1 процента, - на платной основе.

Учитывая, что наша область является флагманом химической отрасли, понятно, что спрос на это направление также будет высоким. Кроме того, в Атласе новых профессий, придающем импульс системе профориентации, приоритет отдается подготовке специалистов по пяти основным отраслям, необходимым для региона (агропромышленность, горное дело, альтернативная энергетика, туризм, транспорт и логистика).

Насколько эффективно ведется подготовка этих специалистов? Чтобы ответить на этот вопрос, Таразский городской Общественный совет сформировал несколько групп общественных активистов, которые в первой половине апреля текущего года провели мониторинговое исследование в 21 колледже города.

В результате наряду с некоторыми положительными изменениями, происходящими в этой сфере, было выявлено множество проблемных вопросов.

Во-первых, большинство специалистов, подготовленных в профессионально-технических учреждениях образования, не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Даже обладателей красных дипломов, пришедших на производство, приходится переучивать. Впрочем, и 30-40 лет назад на заводах была актуальной присказка: «Забудь, чему тебя учили в институте, будешь учиться заново». По-видимому, сегодня она утратила злободневность, так как нынешние работодатели хотят получить для себя уже грамотного специалиста. А это возможно только при условии качественного дуального обучения. То есть теория обязательно должна совмещаться с практикой.

Здесь мы пришли ко второму пункту, который показывает, что не все колледжи имеют производственные мастерские, где студенты получали бы практические навыки. А там, где такие мастерские есть, оборудование морально устарело. Именно поэтому выпускники колледжа часто не могут справиться с современным оборудованием на производстве.

- Возьмем, к примеру, государственный колледж № 15 при исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, - говорит С. Кондыбаев. - Образовательные программы колледжа на 80 процентов устарели, используются несовременные технологии. В ходе обучения студенты будут знакомиться не с оборудованием, используемым на производстве сегодня, а с устаревшими технологиями, которые были введены в эксплуатацию в 60-70-е годы прошлого века. В чем польза такого обучения? Как выпускник колледжа будет работать завтра с современным оборудованием на производственном предприятии?

При этом докладчик подчеркнул, что большая часть профессионально-технических колледжей, особенно частных, имеет чрезвычайно слабую материальную базу, можно даже сказать, вовсе не имеют ее. Есть только теория, нет практики. Понятно, что знания, получаемые только на бумаге, не представляют какой-либо пользы.

По информации управления образования, в 2024-2025 учебном году из 20119 студентов, обучающихся в 19 профессионально-технических учебных заведениях, дуальным образованием охвачены лишь 5197 человек, или всего 25,8 процента, а из 13273 студентов, обучающихся по государственному заказу, лишь 4127 человек, или 31,1 процента.

В прошлом учебном году всего 31 процент обучающихся вторых, третьих и выпускных курсов прошли учебно-производственную и преддипломную практику.

- Мы уверены, что широкое внедрение дуального метода обучения способствовало бы повышению ответственности не только образовательных учреждений, но и работодателей за подготовку молодых специалистов, необходимых для рынка труда, - считает докладчик.

 

Как ребят научат?

Проблема низкого качества подготовки специалистов технического направления заключается в стесненных финансовых условиях колледжей. По словам их руководителей, они не могут сами распоряжаться выделенными государством средствами.

Вопрос о предоставлении финансовой автономии колледжам поднимается уже несколько лет. Ранее Министерство образования страны заявляло, что с сентября текущего года размер подушевого финансирования обучающихся в организациях технического и профессионального образования увеличится вдвое, при этом средний размер средств, выделяемых на обучение одного обучающегося, в настоящее время составляет 437 тысяч тенге, теперь он увеличится в среднем до 912 тысяч тенге, а в перспективе система обучения в колледжах Казахстана может стать полностью бесплатной.

На интернет-ресурсах Минобразования также появилась позитивная новость о том, что министерство рассматривает способы диверсификации источников финансирования, в том числе позволяя работодателям размещать целевые заказы на подготовку кадров, производить собственные товары и оказывать услуги в дополнение к государственным образовательным заказам для колледжей.

Эта инициатива должна способствовать улучшению материально-технической базы колледжей, повышению конкурентоспособности.

Но пока в Таразе дело обстоит не так радужно, как хотелось бы. По данным управления образования акимата области, в 2024 году 21 колледжу города выделен 13371 госзаказ на общую сумму 3,8 миллиарда тенге. Стоимость государственного гранта составила от 33175 тенге до 40800 тенге на одного студента.

- В этой связи стоит отметить, что перевод всех колледжей на работу с госзаказом, похоже, также уничтожит конкуренцию между ними. Нельзя отрицать, что они вместо улучшения материально-технической базы могут конкурировать между собой, полагаясь на госзаказ, - отмечает С. Кондыбаев.

И приводит неоспоримые аргументы. К примеру, в городе Таразе подготовкой специалистов в области педагогики занимаются восемь колледжей: Жамбылский гуманитарный высший колледж имени Абая, Таразский колледж «Ғасыр», Таразский высший колледж «Парасат», профессиональный гуманитарно-технический колледж «Білім», Таразский гуманитарно-технический колледж, многопрофильный колледж «Астана», современный гуманитарно-технический колледж, Таразский инновационный многопрофильный колледж.

В прошлом учебном году эти учебные заведения окончили 873 человека, из них 775, или 70,5 процента, трудоустроены по полученной специальности.

В сегодняшние рыночные времена образование также может стать конкурентной площадкой. Однако, само собой разумеется, что распыление получателей государственных грантов приведет к финансовым потерям для колледжей и студентов с точки зрения качества образования.

Поэтому очевидно, что образовательные гранты, выделяемые им государством, конечно, имеют большое значение. Однако было бы целесообразнее выделять гранты на подготовку специалистов в этой области, исходя из их потенциала и созданной ими прочной базы.

Вот почему было бы целесообразнее отозвать лицензии у колледжей со слабой материальной базой и научным потенциалом, которые из года в год не могут сформировать учебные группы по определенной специальности, и перевести их студентов в вузы с известными научными школами.

По данным департамента образования, из 5455 выпускников, окончивших городские колледжи в 2024 году, трудоустроены 2327 человек, или 42,7 процента.

А если проанализировать статистику, предоставляемую колледжами о выпускниках, то окажется, что около 80-90 процентов из них трудоустраиваются. Это связано с тем, что алгоритм сбора и формирования данных здесь совершенно ошибочный.

Например, из 10 студентов, окончивших колледж, двое трудоустроились, шестеро поступили в вуз, пошли в армию, вышли на сезонную работу. В статистике руководство колледжа сообщает, что из 10 выпускников восемь были трудоустроены. Так что это было бы реальным показателем, если бы процесс сбора данных был избавлен от формальности и построен на точности.

 

Оценка - неудовлетворительно

Также в докладе была затронута проблема коррупции в городских колледжах, приведены конкретные примеры. Говорилось и о том, что высокая успеваемость студентов тоже может быть оспорена. Не секрет, что преподаватели могут просто не ставить своим учащимся плохие отметки. Между тем в ходе мониторинга на уроке казахской литературы на тему произведений Абая в колледже «Парасат» обучающимся был задан вопрос «Кто может прочесть наизусть стихотворение Абая?» И такого студента, к сожалению, не нашлось.

- Поскольку учитель не может заинтересовать студентов предметом, недостаточно объяснить информацию из учебника, обучающийся не может сосредоточиться на уроке. По этой причине он также не заинтересован в посещении занятий. К примеру, в день проведения мониторинга в каждом классе данного колледжа отсутствовали шесть-девять студентов, - говорит докладчик. - Только в этом учебном заведении в 2024 году по разным причинам отчислены 78 обучающихся. Тем не менее в 2024 году из 1343 обучающихся в данном учебном заведении 1301, или 96 процентов, были признаны успевающими и им выплачивались ежемесячные стипендии.

Такая же картина вырисовывается и в других колледжах областного центра.

Что касается преподавательского состава, то, по данным отдела профессионального и технического образования управления образования, на сегодняшний день в колледжах работают 1336 педагогов-преподавателей, из них 151, или только 11,3 процента, - мастера производственного обучения, 105, или 7,9 процента педагогов колледжей, - пенсионеры, более 30 процентов - старше 55 лет. Количество педагогов, не имеющих профильного образования, также будет расти. Если тенденция продолжится, то через некоторое время колледжи лишатся хороших преподавателей. Кто будет растить достойную смену людей рабочих профессий? Вопрос уже повис в воздухе.

 

Как живет студент колледжа

Со стороны членов мониторинговых групп обращалось внимание и на моральный климат в колледжах, и на условия проживания студентов. Выяснилось, что не все колледжи имеют общежития и не во всех имеющихся общежитиях студентам комфортно. Но существенных недостатком можно считать состояние столовых.

- Почему цены на напитки и кулинарию в столовых колледжей выше, чем в среднем на рынке? - спросил С. Кондыбаев. - Предпринимателя, арендующего студенческую столовую, определяет посредством тендера управление финансов. Выиграв тендер, предприниматель понял, что стоимость аренды объекта слишком высока, расходы не оправдываются, и расторгнул договор в середине учебного года.

Например, стоимость аренды столовой в новом здании Таразского политехнического высшего колледжа составила 500000 тенге в месяц, а стоимость аренды столовой в старом здании была поднята до 700000 тенге. В результате в первом предприниматель получает прибыль, а во втором столовая не работает.

Тем временем студенты питаются в меру финансовых возможностей, часто весьма ограниченных. К примеру, в Жамбылском инновационном высшем колледже ежедневное трехразовое питание студентов, проживающих в общежитии, составляет в среднем 2600 тенге. Получая стипендию 42000 тенге в месяц, студент тратит в месяц только на питание 47-50 тысяч тенге. Добавьте к этому ежедневные расходы на проезд в общественном транспорте и на необходимые принадлежности для занятий.

А студентам, которые снимают квартиры, еще сложнее. Цены на еду в частных столовых очень высокие, не каждый студент может позволить себе пообедать, как они сами говорят, бывают дни, когда деньги заканчиваются, и они даже не ходят в столовую.

Городской Общественный совет предложил управлениям финансов, образования и здравоохранения акимата области создать совместную рабочую группу с другими заинтересованными государственными органами для изучения работы столовых образовательных учреждений и принятия специальных нормативов.

То же самое касается и общежитий. Ровно год назад в апреле-мае членами Таразского городского Общественного совета был проведен системный мониторинг студенческих общежитий при высших учебных заведениях и организациях технического и профессионального образования, расположенных на территории города.

В ходе него были выявлены несоответствия отдельных общежитий санитарным нормам, бытовым условиям, имели место факты перенаселения. По итогам мониторинга управлению образования, руководителям учебных заведений были даны рекомендации по устранению замечаний. Однако в ходе изучения вопросов, стоящих на повестке сегодняшнего заседания, общественники убедились, что некоторые из этих недостатков не устранены.

Также говорилось и о правонарушениях среди студентов колледжей.

Нужно отметить, что представители городского отдела образования, управления образования и директора колледжей согласились с критикой и пообещали провести работу по устранению озвученных недостатков. Но только одних этих слов мало, поэтому председатель городского Общественного совета Сембек Сейдазимов предупредил представителей образовательной сферы, что будет держать вопрос на контроле.

- Мы второй год проверяем работу колледжей и университетов. Конечно, есть положительные моменты, но пока мы получаем немало поводов для критической оценки работы сферы среднего и высшего образования. А ведь именно вы готовите фундамент для дальнейшего развития экономики Казахстана. От знаний, которые вы даете сегодня нашим детям, зависит будущее наши потомков. Легкого и несерьезного отношения к работе с вашей стороны допускать непозволительно, - сказал он.

Лариса РУБЦОВА

Самые читаемые статьи недели: