Меню

Почему мы скорбим

События, которые не должны повториться

Почему мы скорбим Почему мы скорбим

С 1997 года 31 мая отмечается как День памяти жертв политических репрессий. Он посвящен тем, кто был безвинно расстрелян и заключен в лагеря. Жертвами террора оказались представители разных народов и социальных групп, проживавших на территории Советского Союза и подвергшихся массовым преследованиям.

 

По официальным данным МИД РК, репрессии продолжались более трех десятилетий после гражданской вой­ны 1918-1920 годов.

С 1921 по 1954 год только в Казахстане по политическим статьям осуждены почти 100 тысяч человек, из которых около 25 тысяч расстреляны. И эта цифра до сих пор не отражает огромную долю репрессированных, которые осуждены с формулировкой «без права переписки». Чаще всего это сообщение означало приговор к высшей мере наказания.

Историки приводят разные цифры, но, несомненно, что десятки миллионов людей так или иначе пострадали в годы сталинских репрессий. От этих событий пострадали все народы бывшего Советского Союза, но для казахов этот период истории был самым трагичным. Под жернова политических репрессий попал весь цвет казахской интеллигенции, то есть большинство образованных казахов, которых на момент революции 1917 года насчитывалось несколько тысяч человек.

Наибольшего размаха политические репрессии достигли после гражданской войны. В конце 1920-х годов в результате постоянного поиска «врагов народа» на территории Казахстана были ликвидированы наиболее активные деятели политического движения «Алаш-Орда», в том числе и те, кто занимал достаточно высокие посты и имел заслуги за вклад в общественно-политическую работу на благо советской страны.

В конце 1928 года почти все активные члены партии «Алаш» были арестованы по сфабрикованным обвинениям. Среди них Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, Санжар Асфендияров, Султанбек Ходжанов, Турар Рыскулов, Смагул Садвакасов, Абдрахман Байдильдин и другие. Видных общественных деятелей называли «буржуазными националистами». Некоторые из них были расстреляны, другие погибли в лагерях. В 1937 году большинство из тех, кому удалось выжить, все-таки подверглись репрессиям и были расстреляны. Некоторые сосланы в другие советские республики.

А 1920-1930-е годы ознаменовались для Казахстана огромными политическими преобразованиями. До этого он был частью Российской империи, затем пережил короткий период автономии, который завершился в 1936 году образованием Казахской Советской республики.

В конце 1920-х годов в СССР было разработано несколько пятилетних экономических планов. Первый из них (1928-1932 годы) был направлен на развитие тяжелой промышленности, что потребовало значительных усилий, поскольку экономика страны была в основном сельскохозяйственной. Казахи, туркмены, киргизы и буряты - население, чей образ жизни характеризовался кочевым скотоводством, - были подвергнуты так называемой «оседлости». Он выражался в насильственной коллективизации земли, направленной против «феодалов, баев, Алаш-Орды, антисоветских элементов и националистической интеллигенции в Казахстане», согласно постановлению ЦК СССР в сентябре 1928 года.

Задуманный как необходимое условие социалистической реконструкции экономики, проект оседлости преследовал четыре цели: освободить землю для выращивания зерновых; включить кочевников в систему коллективного сельского хозяйства; обеспечить рабочей силой сельское хозяйство и промышленность; прекратить трения между скотоводами и крестьянами. Однако самым насущным вопросом было освобождение земли (принудительная коллективизация), поэтому начался процесс реквизиции, когда высокие квоты вынуждали пастухов продавать свой скот, чтобы покрыть платежи.

Ситуация ухудшилась в 1931 году с переходом от мелких колхозов к крупным, что на практике означало концентрацию тысяч людей на огромных фермах. Это изменение сделало невозможным продолжение исторической торговли между кочевниками и оседлыми людьми, а также сохранение большого количества животных, так как фермы были созданы на непригодных землях вдали от источников.

Почти полное исчезновение скота в Казахстане стало для Москвы одним из самых серьезных и наименее ожидаемых экономических последствий коллективизации в регионе.

Голод охватил Казахстан на год раньше, чем европейскую часть Советского Союза: большое количество людей умерли от эпидемий (тиф, цинга, оспа), ускоренных недоеданием, в результате чего погибли более полутора миллиона казахов.

Голод в Казахстане 1931-1933 годов, или Ашаршылық, был проявлением Голодомора, коснувшегося отдельных окраин страны Советов. Он был вызван официальной политикой «уничтожения кулачества как класса», коллективизацией, увеличением центральными властями плана заготовок продовольствия, а также, фактически, конфискацией скота», так написано в Википедии. В Казахстане также принято называть этот период «голощекинским».

В 1931-1933 годах умерли от 2,3 миллиона (оценка Роберта Конквеста) до 3,25 миллиона человек (оценка Абылхожина, Козыбаева и Татимова, 1989 год). Около миллиона казахов вынуждены были откочевать в сопредельные респуб­лики - РСФСР, Туркменскую ССР, Узбекскую ССР и за пределы СССР - значительное число казахов откочевало в Китай, Монголию, Иран и Афганистан. Насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни привели к огромным жертвам, в основном среди казахского населения.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

 

Самые читаемые статьи недели: