В 2013 году Указом Президента РК утвержден День государственного служащего в Казахстане. Профессиональный праздник отмечают свыше 90 тысяч казахстанцев, занятых на государственной службе.
Следует отметить, что в зарубежной литературе по государственному управлению широко употребляются термины «гражданская служба», «общественная служба», «правительственная служба». Зачастую указанные понятия используют как синонимы, но профессиональные государственные служащие проводят разграничение. В подавляющем большинстве стран на гражданской (общественной) службе заняты постоянные профессиональные государственные служащие, которые не могут быть смещены с должности, на правительственной службе - высшие государственные чиновники, которые должны регулярно сменяться.
Как правило, чиновники назначаются на государственные должности за политические заслуги и срок их службы зависит от времени нахождения во главе правительства лидера партии, сторонниками которой они являются.
Таким образом, в системе государственной службы действуют и политические чиновники, и профессиональные государственные служащие, и работники государственных учреждений. Традиции и законы
предусматривают особый порядок действия государственной службы в Республике Казахстан, который имеет ярко выраженную социокультурную специфику.
Институт профессионального чиновничества характерен для Франции и Германии, где и сформировались основные элементы континентальной системы права, к которой относится и действующая система права Республики Казахстан. Сформированы модели государственной службы, для которых присущи централизация, жесткая иерархия, унификация, нормативная регламентация.
В большинстве государств на постсоветском пространстве, включая и Республику Казахстан, административная реформа вступает в новую стадию развития. Изменения направлены на совершенствование процессов государственного управления и улучшение качества предоставления государственных услуг, повышение уровня профессионализма, результативности деятельности государственного аппарата.
Первый этап становления государственной службы в РК начался с середины 80-х годов прошлого столетия, когда в связи с проходившей в СССР перестройкой, активные члены гражданского общества заговорили о реформе государственной службы, которая уже не соответствовала переходу экономики страны на рыночные отношения, новым целям и приоритетам государственного строительства. Именно тогда шел активный поиск путей реформирования государственного управления в целом и государственной службы в частности. Следует учитывать и тот факт, что в тот период коренным образом меняется образ мышления рядовых граждан, становятся более востребованными зарубежное законодательство и труды зарубежных авторов, в которых освещаются вопросы деятельности государственного аппарата и государственной службы в целом.
Итогом преобразований политической системы Казахстана, реформирования государственного управления и государственной службы явилось принятие 28 января 1993 года первой Конституции суверенного Казахстана.
В статье 17 Конституции РК от 1993 года закреплялось равное право граждан на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей. Подобное право не упоминалось в Основном законе СССР, не имело также правовой регламентации в отдельном законе.
В ходе принятия первой Конституции РК непрерывно шли поиски адекватной новым условиям модели функционирования государственной службы. Процесс совершенствования не останавливался, и 30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан.
С этого момента начинается следующий этап развития законодательства о государственной службе в Казахстане. Пунктом 4 статьи 33 Конституции РК провозглашено равное право граждан Республики на доступ к государственной службе, а также оговорено, что «требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом».
Следующим шагом для реализации положений Конституции стал имеющий силу закона Указ Президента Казахстана за № 2730 «О государственной службе», которым дан старт процессу институционализации государственной службы в Казахстане. В нем определены ее основные принципы: общедоступность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства.
Введены квалификационные классы государственных служащих, регламентированы вопросы поступления, прохождения, прекращения государственной службы, аттестации государственных служащих, установлены меры их социальной защиты.
Тем не менее, несмотря на ряд прогрессивных положений, вышеназванный Указ во многом носил декларативный характер и реально не обеспечивал равного доступа граждан к государственной службе.
При этом нарастание объема проблем как объективного, так и субъективного характера в целом сильно осложняли процесс реформирования государственной службы.
Так, отсутствовали системы целевого поиска, отбора и привлечения компетентных, талантливых, одаренных людей на государственную службу. Решение перечисленных проблем руководством нашей страны виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить кадрами госаппарат в необходимом количестве и должной квалификации.
Затем осуществлена идея проведения единой политики в сфере государственной службы. Принятием Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года и подзаконных нормативных актов ознаменован совершенно новый этап развития отечественной государственной службы.
Проведенный анализ международного опыта показал, что основой государственной службы в демократических государствах является меритократия - система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе; правовую и социальную защищенность государственных служащих; равную оплату труда за выполнение равнозначной работы; поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны; постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности. Эти требования легли в основу нового закона о государственной службе.
В целях развития и дальнейшего совершенствования института государственной службы в 2011 году утверждена Концепция новой модели государственной службы в Республике Казахстан. Документ был итогом работы органов государственной власти, научных сотрудников, специалистов по внедрению принципиально новых механизмов в развитие отечественного института государственной службы с учетом успешного опыта формирования моделей государственной службы в зарубежных странах.
При этом также подверглась совершенствованию действующая законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года.
Проведена глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Карьерное продвижение в целом осуществляется на основе компетентностного подхода.
Можно с уверенностью утверждать, что результатом успешной реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая актуальным потребностям государственного социально-экономического развития.
Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 57/277 от 7 марта 2003 года постановила объявить 23 июня Днем государственной службы. В документе содержится призыв к государствам-членам организовывать в этот день специальные мероприятия для освещения значения государственной службы для жизни общества и ее вклада в процесс развития, проводить награждение государственных служащих, а также ориентировать жизненные интересы молодежи для принятия решений о карьере государственного служащего.
Для того чтобы достичь целей в области устойчивого развития, «правительствам следует использовать инновационные и интегрированные подходы для продвижения политических реформ, институциональной координации, инклюзивного процесса принятия решений, а также эффективных, ответственных, всеобщих и подотчетных систем предоставления государственных услуг», говорится в документе
Таким образом, развитие эффективного государственного аппарата в Республике Казахстан продолжается и далее будет совершенствоваться и изменяться по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества в нашей стране.
Нуркат БАТЫРКУЛОВ,
исполняющий обязанности руководителя
департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области