В Кордайском районе каждое значимое событие получает воплощение в ярких видеороликах, которые быстро распространяются по социальным сетям, в репортажах, которые читаются на одном дыхании. Мы узнаем о встречах, форумах, фестивалях, будто бы становясь их участниками, но редко задумываемся, кто стоит по ту сторону объектива.
Кто же видит ситуацию первым, ловит свет, ракурс, эмоции? И кто рассказывает историю? Знакомьтесь: Бекжан Альдибек - мобилограф, оператор, монтажер, художник в одном лице.
Вот уже два года все видеоматериалы акимата и районной газеты проходят через его руки. Именно он превращает события в визуальную летопись района. Но путь к этому был не мгновенным - он начался еще в детстве, когда 10-летнему Бекжану отец подарил первую видеокамеру.
- Я снимал всех и вся: родных, друзей, пейзажи, деревья в родном селе. Это был мой способ сохранить моменты. Мне казалось, снимаю - значит, делаю что-то важное, - вспоминает Бекжан с улыбкой.
С тех пор парень не расставался с камерой. После школы поступил в Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова, где получил профессию оператора кино и телевидения. Начал карьеру с работы на крупных киностудиях - снимал телесериалы, один из первых был «Жаңа қоныс» от Dastan Media. Но именно в мобилографии он нашел себя по-настоящему.
- В кино - у каждого своя задача. А в мобилографии я один за всех: снимаю, монтирую, озвучиваю. Это требует полной вовлеченности, быстрой реакции и, конечно, вдохновения. Каждый сюжет - это мини-фильм, у него есть своя драматургия, атмосфера, настроение, - делится он секретами.
Бекжан уверен: главное в видео - не только качество картинки, но и звук, ритм, эмоция. Бывает, двухдневное мероприятие нужно уложить в минуту - так, чтобы и динамика была, и дух события не потерялся. Он привык работать в условиях цейтнота: выкладывать ролики в тот же день, пока свежи эмоции, пока зритель чувствует, что он здесь и сейчас.
Любимым жанром Бекжан считает съемки на свежем воздухе: в парках, на массовых гуляниях, спортивных состязаниях. Там, где природа и люди встречаются в живом движении. И особенно вдохновляют его съемки в местах, где он бывал в детстве - память подсказывает ракурсы, сердце ведет камеру.
Он с теплотой вспоминает людей, с которыми начинал свой путь. Первым его обучил снимать сельчанин Турган Байсалов, а в академии Бекжан шлифовал мастерство под руководством опытных педагогов - Рената Қосая и Геннадия Львовича. Каждый из них вложил в него частицу профессии и дал опору, на которой он стоит по сей день.
- Профессию нужно чувствовать. Я выбрал съемку, потому что люблю это. Сегодня видеоконтент нужен всем - от госструктур до частных компаний. Взгляд через камеру - это наш способ высказаться, фиксировать историю. Каждое видео, которое мы снимаем сегодня, завтра станет частью архивов, памяти, летописи, - говорит он молодым.
За его плечами и сложные съемочные будни. Один из самых запоминающихся случаев произошел на съемках фильма «Томирис» - огромная съемочная площадка, жара, степь, сотни людей. И вдруг - пожар. Команда спасала оборудование, декорации, и только благодаря слаженности удалось предотвратить срыв многомиллионного проекта.
Бекжан Альдибек - это больше, чем оператор. Это человек, который умеет поймать кадр и вложить в него душу. Его работы не нуждаются в лишних пояснениях - они говорят сами за себя. В преддверии Дня работников средств массовой информации такие люди заслуживают особого внимания и признания. Без них нет настоящей хроники, они - летописцы эпохи.
И пусть зрители видят не только картинку, но и чувствуют, сколько труда и таланта вложено в каждый кадр. Ведь за каждым видео стоит человек, который создает образ и верит в его силу.
Сауле МУХАДИНКЫЗЫ