Меню
Сегодня, 12:25 / Знамя труда / Подробности

За кадром

Для них фотография - больше чем работа

За кадром За кадром

Фоторепортеры сами редко попадают в объектив - их работа остается за кадром. Но именно они первыми оказываются на месте событий, видят то, что ускользает от большинства, и делают один единственный щелчок, в котором - вся суть.

 

Фотокорреспондент областной газеты «Знамя труда» Юрий Ким словно родился с фотоаппаратом в руках. Его путь к профессии начался задолго до первого рабочего задания - с отцовского фотоувеличителя, проявочных ванночек и запаха фотопленки. Его отец Орлик Ким долгие годы трудился в газете «Еңбек туы», и Юрий с детства наблюдал за журналистской кухней, порой помогая проявлять пленку или печатать снимки. Так, с ранних лет редакция газеты стала для него чем-то большим, чем просто рабочее место отца.

- В детстве я часто проводил каникулы рядом с отцом в редакции. Ездил с ним в командировки по районам области. Наверное, уже тогда почувствовал, что фотография - это способ видеть мир особенным образом, - вспоминает
Юрий.

Одним из самых запоминающихся репортажей для него, уже фотокорреспондента газеты «Знамя труда», стала съемка рабочей поездки Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в Тараз. Событие, требующее точности, выдержки и умения поймать не только нужный момент, но и нужный ракурс. А впрочем, по словам Юрия Орликовича, лучшие кадры получаются неожиданно: «Важно быть в нужное время в нужной точке. Тогда и момент сам тебя находит».

Юрий Ким - не охотник за сенсацией. Он сознательно избегает кадров, нарушающих личные границы, и старается уловить светлую сторону жизни.

- В фотографии важен взгляд, который видит больше, чем остальные. Я стараюсь уловить свет, эмоцию, характер, пусть даже в самой обыденной сцене. В этом и есть моя работа - показать людям важное через кадр, - говорит Юрий Орликович.

Он советует начинающим фотографам быть терпеливыми, много читать, наблюдать, не бояться пробовать и ошибаться. А главное - быть фанатом своего дела. Именно эта страсть держит Юрия Кима в профессии уже не один десяток лет.

Фотожурналист Агадил Рысмахан идет по пути, где каждое событие - это сюжет, каждая встреча - история, а каждый кадр - отражение жизни. В профессии фотожурналиста он с 1995 года, и с тех пор прошел через немало редакций: «Ақмола ақиқаты» (позже -«Астана ақшамы»), военная газета «Ұлан», редакция городской газеты «Жамбыл-Тараз», а сегодня Агадил - фотокорреспондент областной газеты «Aq jol».

Родом из сельской местности, Агадил Рысмахан начинал с фотосъемки пейзажей природы.

- В детстве мне нравилось наблюдать за природой, чувствовать ее дыхание, - вспоминает Агадил. - Со временем это чувство превратилось в стремление фиксировать не только красоту, но и суть происходящего - через объектив фотоаппарата.

Одним из ярких моментов своей работы он называет съемку в местности Шалкоде в 2011 году - на родине поэта Мукагали Макатаева.

- Там сама природа будто читает стихи, - говорит Агадил Рысмахан.

Не менее значимыми для него были и исторические съемки: например, первое празднование Дня столицы в Астане в 1998 году.

Фотография для Агадила - это больше, чем работа. Это ответственность. Он не просто нажимает кнопку - он чувствует момент, оценивает его, делает выбор. Его принцип: не нарушать личное пространство, не гнаться за скандалами, не искать поверхностных эффектов.

- Иногда хорошее фото - это тот момент, который не сразу виден глазу. Но нужно уметь его почувствовать, - делится Агадил-ага.

Такой подход делает из него настоящего мастера. Он подчеркивает: фотожурналист - это не просто человек с камерой, а внимательный наблюдатель и рассказчик. Это тот, кто умеет видеть глубже.

Тем, кто мечтает пойти по его стопам, Агадил Рысмахан советует не бояться трудностей, учиться видеть нюансы, быть этичным и терпеливым. Ведь работа фотокорреспондента - это не просто профессия, а путь и судьба. Дорога, по которой Агадил Рысмахан идет уверенно и вдохновляет своим примером тех, кто приходит в профессию сегодня.

Фоторепортер областной газеты «AR-AI» Алтынбек Картабай cвою профессиональную деятельность выбрал осознанно, руководствуясь не случайными обстоятельствами, а глубоким внутренним стремлением посвятить себя визуальной журналистике. Его путь в фотожурналистике - это результат целенаправленного труда, увлеченности и личной ответственности за каждую публикацию.

История Алтынбека началась с малого: в детстве его влекла не столько сама журналистика, сколько природа, возможность наблюдать, запоминать и ощущать красоту момента. Он рос в ауле, где фантазия и воображение становились окном в большой мир. Тогда еще юный Алтынбек мечтал не о газетных заголовках, а о возможности фотографировать обычную жизнь и природу.

Свою первую камеру он взял в руки в конце 1990-х. Тогда, работая в ауле, он начал снимать для районной газеты, и с тех пор не расставался с фотографией. Позже, переехав в Тараз, он продолжил свое дело уже в городской среде. С 2005 года он уже трудился в газете «AR-AI», где до сих пор радует читателей своими фотоснимками.

В этом деле, по словам самого Алтынбека, случайных людей не бывает.

- Если ты не фанат своей профессии - долго не продержишься, - говорит он.

За плечами репортера более 20 лет в фотожурналистике.

Алтынбек не просто фоторепортер - он еще и наставник для начинающих. Он обучает школьников и студентов, рассказывает о жанрах, показывает, как работать в кадре. К сожалению, признается он, в журналистскую фотографию сегодня мало кто идет по-настоящему - чаще выбирают свадьбы и торжества, где выше заработок. Но Алтынбек верит, что интерес к настоящей фотожурналистике еще вернется.

Среди самых ярких воспоминаний Алтынбека - съемки на съездах в Астане, моменты, когда ради одного кадра приходилось буквально рисковать, падая с подиума и искать как бы вскарабкаться повыше.

Фотография, считает он, должна быть этичной: нельзя нарушать личное пространство, публиковать обидные или неловкие моменты, даже если они что называется «цепляют». Алтынбек Картабай принципиален: лучше не публиковать фото, чем навредить герою снимка. Он помнит случаи, когда из-за неудачного кадра коллеги получали выговоры. Поэтому и сегодня он тщательно отбирает каждый снимок - из сотен выбирает несколько, но только те, которые достойны страницы газеты.

- Если ты действительно хочешь быть фоторепортером - готовься работать не ради денег, а ради смысла. Не все будут понимать, не все будут хвалить, но если ты делаешь это от души - ты на своем месте, - советует молодым Алтынбек Картабай.

Сержант пресс-службы Таразского гарнизона, представитель центра медиаконтента Министерства обороны РК Владимир Мартыненко работает в особом сегменте журналистики - военной. Он служит там с 2020 года. Его задачи не ограничиваются только съемкой - он сопровождает военные сборы, учения, крупные командно-штабные мероприятия, делает репортажи с участием высокопоставленных лиц. Фотографирует из траншей, с вертолетов, на полигонах, в условиях, где любая ошибка может стоить не только кадра, но и безопасности.

Несмотря на все это, Владимир остается удивительно спокойным и уравновешенным. Его профессиональный подход базируется на простом, но важном принципе: не навреди. Он не гонится за сенсацией и никогда не снимает то, что может скомпрометировать человека или структуру.

- Я не из тех, кто ищет кадр любой ценой. Я военный фоторепортер, а не папарацци, - говорит он.

Владимир часто вспоминает, как учился выстраивать композицию в самых сложных условиях: когда снаряд вылетает из гранатомета, когда над тобой ревет вертолет, а объект съемки движется с бешеной скоростью. Один из его самых запоминающихся моментов - участие в съемках встречи министров обороны стран ОДКБ в Астане: строгий протокол, высокая ответственность и возможность запечатлеть историю на высшем уровне.

Особое удовольствие доставляют кадры, в которых сочетаются точность, живость и эмоция. Иногда это - лицо молодого солдата в момент выстрела, а иногда - обычная фотография дочери в городском парке.

Молодежи Владимир Мартыненко советует не бояться ни трудностей, ни конкуренции. Главное, по его словам, - быть честным с собой.

В День работников СМИ хочется пожелать всем, кто стоит по ту сторону объектива, - точности, меткости и… правильного освещения.

Артём КИМ

Самые читаемые статьи недели: