Лето находится в зените, жара, хотя и немного спала, но все же не настолько, чтобы мы вздохнули с облегчением. И по-прежнему остается масса нерешенных вопросов с восстановлением арычного полива в городе с 400-тысячным населением, в котором количество зеленых насаждений сократилось уже до угрожающих показателей. Ежегодно во время массовых акций при участии волонтеров и просто горожан высаживается огромное количество молодых деревьев, но без регулярного полива они быстро гибнут. И вся проделанная работа представляет собою просто сизифов труд.
Спилили половину «лёгких»
Что отличало наш город от нынешнего лет так 40 назад? Густая сеть арыков, полных воды, питала густые насаждения и вдоль автодорог, и во дворах. А сегодня только торчащие из ровной земли остатки шлюзов, которые не смогло уничтожить время, напоминают о той благословенной поре. В условиях изменения климата, когда каждое лето становится еще более сухим и жарким, проблема сохранения «зеленых легких» города стала актуальной как никогда. Тем более что проблема эта имеет сразу несколько аспектов.
Первое - уничтожение насаждений, кустарников и деревьев происходит из-за интенсивного частного строительства. Последние опубликованные данные относятся аж к 2005 году - тогда оказалось, что с 1991-го, последнего советского года, размер зеленых насаждений Тараза уменьшился на 45 процентов! Если учесть, что тогда массовое строительство обожаемых бизнесом кафе, ресторанов и прочих мест веселого проведения времени только вступало в силу, то в настоящее время ситуация еще сложнее. Полностью ушли под «нужды бизнеса» лесополосы между микрорайонами, вырубаются целые участки в парковых зонах (вспомним историю появления возле шестого микрорайона большой АЗЧС и элитного детского сада), так что если сейчас от уровня 1991 года остались процентов 20 деревьев, и то хорошо.
Второе - отсутствие полива из-за перекрытия арыков во время «дикой» застройки. Массово высохли сотни деревьев, исчезли палисадники. Обратите внимание, проходя по улицам, что все наши пирамидальные тополя - когда-то визитная карточка города! - суховершинные. То есть уже погибшие, но еще не спиленные.
Третье - отсутствие арычного полива приводит к тому, что для спасения садов и огородов горожане используют питьевую воду. Чистое варварство, но что остается делать?
«Жамбыл су» информирует
Наши водники проблему понимают. По данным, предоставленным ГКП «Жамбыл су» на середину июля, в настоящее время на предприятии работают 62 скважины, в час подается в среднем от 2500 до 4000 кубометров питьевой воды. В сутки город потребляет около 72000 кубометров воды. Можно предположить, что такая пиковая нагрузка происходит и оттого, что горожане чаще умываются в жару, принимают ванны и душ. Однако большая часть прироста потребления воды, несомненно, происходит от того, что питьевая вода используется горожанами для полива приусадебных участков и палисадников, деревьев и клумб возле многоэтажных домов.
Жители считают, что при наличии счетчиков на воду они не делают ничего плохого, ведь поливная вода оплачивается! Так-то оно так, но чистую питьевую воду, поднятую с глубины 500-600 метров, пускать на полив то же самое, что забивать гвозди пресловутым микроскопом.
Какой-то дополнительной информации у Жамбыл су не имеется, поскольку мониторинга расхода воды в зависимости от наличия или отсутствия арычной системы не проводили - это не простая работа, а ее у водников и без того выше крыши.
При повышенном расходе воды требуется поддерживать высокое давление в сетях, далеко не новых по большей части, что ведет к порывам изношенных труб и бесконечным выездам аварийных бригад водников во все концы Тараза. Сколько воды при этом уходит в землю - бог весть. Так что отсутствие нормального полива в областном центре создает проблемы всем его жителям и заодно коммунальным службам.
Решаем-решаем, никак не дорешаем…
Проект модернизации ирригационной системы в Таразе был озвучен еще в 2020 году во времена акима области Бердибека Сапарбаева. Тогда оперативно очистили дренажный канал протяженностью 1400 метров от улицы Байзак батыра до улицы Санырак батыра, 800 метров канала в массиве Дальняя Карасу и канал Карасу-2 от улицы Шостаковича до улицы Тауке хана. Очистили канал Ушбулак и дренажный канал в районе аэропорта. По дорожной карте занятости заменили лотки арычной системы на 19 городских улицах.
Казалось бы, лед тронулся, господа присяжные заседатели. Но, увы. За 30 лет «забвения» в этой сфере накопился такой ворох проблем, что потребуется как минимум несколько лет и миллиарды тенге на исправление ситуации.
Например, оказалось, что требуют восстановления 160 малых шлюзов, стоящих на арыках и обозначенных на картах. На самом деле от них ничего уже не осталось, все придется делать заново. И это только ранее существующие. А еще нужны малые шлюзы в микрорайонах, на новых территориях, требуются средства и на очистку-замену трубчатых переходов на главных улицах. В акимате сообщили, что поливной воды в городе достаточно, необходимо лишь привести в порядок поливную систему.
В Таразе восемь каналов протяженностью 82,55 километра. Есть еще два дренажных, а также одно гидротехническое сооружение. По информации акимата Жамбылской области, протяженность арычной сети Тараза составляет 164 километра. Городским акиматом еще в 2021 году был разработан и утвержден план по их очистке и восстановлению лотковых систем на 2021-2023 годы. В течение трех лет планировалось заменить ни много ни мало 38,24 километра арычных лотков и очистить шесть каналов.
По информации акимата Тараза, на программу модернизации арычной сети было выделено 3,2 миллиарда тенге. Сроки выполнения, правда, перенесли на 2023-2025 годы. То есть в настоящее время уже должны (вроде как) проявиться какие-то видимые результаты всей этой дорогой и многострадальной деятельности.
Есть ли прогресс
Месяц назад мы опубликовали материал на данную тему, вот автор и решил проверить, состоялись ли какие-нибудь, хоть едва заметные изменения в лучшую сторону. Результат оказался вполне предсказуемым.
Жители микрорайона Талас жаловались, что в их жилом массиве воды нет уже около 30 лет, в микрорайоне Акбулак - «всего» 15…
В микрорайонах, кстати, за последнюю пару-тройку лет появилось немало новых лотков в арыках, но уложены зачастую они так небрежно, что толку от такого «обновления» - ноль. Тем более что перекрытые у бизнес-объектов и частной застройки арыки никто и не думает восстанавливать.
По проспекту Абая удалось обнаружить, правда, следы, а не саму воду, в арыке на участке от улицы Конаева до Ташкентской потом опять потянулись сухие участки до самой улицы Байзак батыра. В районе железнодорожного вокзала довелось увидеть, к вящей радости жителей, какие-то земляные работы у перекрестка улиц Байзак батыра и Желтоксан. Но радость оказалась недолгой: выяснилось, что здесь кладут асфальт и новые бордюры на пешеходных дорожках. Дело, несомненно, нужное, но вот о поливе остается только мечтать. Магистральный арык на Желтоксан по-прежнему пуст и сух, как Сахара, на всей улице нет никаких намеков на изменение ситуации к лучшему. В канале Ушбулак, что протекает возле конечной остановки у железнодорожного вокзала, вода по-прежнему в достаточном количестве, но все соседние арыки пустые.
И такая картина наблюдалась по всем объектам моего недавнего похода. Впрочем, кое-какие изменения обнаружились - в арыке у самого истока по улице Айтиева, где она упирается в проспект Толе би, месяц назад было сухо, о чем я и писал, а нынче, буквально со вчерашнего дня, хоть и на пять сантиметров глубиной, но текущая вода появилась! Впрочем, в самом центре газоны и деревья поливают из цистерн, так что ситуация тут и без того не была критической. А вот в остальных «сухих» районах лето явно закончится так же, как и началось - поливом питьевой водой. Расход которой, напомню, в мае-сентябре у Жамбыл су в два (!) раза выше, чем зимой.
Юрий ЕФИМОВ,
фото автора