Меню

Не устанет рука дающего

Помогаем ли мы людям, просящим милостыню

Не устанет рука дающего Не устанет рука дающего

Жители областного центра наверняка обратили внимание на то, как изменилась ситуация в оживленных частях города за минувшие весенне-летние месяцы. Количество тех, кто на улицах Тараза просит милостыню, в последнее время заметно выросло, и это видно даже невооруженным глазом.

 

Женщины, сидящие на бордюрах в центре города с младенцами на руках, либо без оных, разного возраста мужчины, неопрятно или довольно чисто одетые, с костылями и без, просящие подаяние прямо на проезжей части автодорог - такая картина, к сожалению, вновь стала неотъемлемой частью пейзажа областного центра.

 

Последствия «Ветра с Севера»

Одна из причин такого наплыва данного контингента незваных «гостей города» - события, происходящие в соседней с нами России. Там в последнее время за очень короткий период сильно изменилась политика по отношению к мигрантам, особенно «сезонным», в числе которых немало маргиналов.

 

А если взглянуть внимательно…

В наше время нередки случаи, когда отдельные граждане и целые семьи оказываются в трудных жизненных ситуациях буквально без гроша в кармане - жизнь, увы, жестока. Однако, как правило, данное определение не имеет отношения к профессиональным просителям милостыни. Не хочется вспоминать ставшую классикой фразу Данилы Багрова из фильма «Брат», но некоторые моменты в деятельности «профи» с маленькими детьми на руках впечатляют даже такого циника, как профессиональный журналист с 40-летим стажем.

Вы видели в автобусах просящих милостыню привычно-смуглых, распевающих суры женщин? Вот только позабывших перед выходом на «работу» вынуть из ушей золотые сережки с бриллиантами! Не крупными, конечно, но вполне себе заметными. И как изволите относиться к таким «обездоленным»? Или наглядный случай, когда «бригаду» таких «нищих» их руководитель («смотрящий») высадил на моих глазах из … новенького «Гелендвагена» в Таразе возле медицинского колледжа на Ниеткалиева. И если внимательно присмотреться ко всему этому бизнесу, то станет ясно, как он продуманно устроен, четко управляется. А если подумать, то все эти брюлики и шикарные авто появились, в том числе, из подаяний сердобольных горожан этим «бизнесменам». А зачем все это нужно нашему обществу, позвольте спросить?

Под прикрытием идеи помощи ближнему, по сути, создана маргинальная структура, ничего, кроме вреда окружающим, не приносящая. Звучит, согласен, жестко, но разве это не правда? Ведь такие структуры, помимо всего прочего, - идеальная питательная среда для криминала, например, торговли запрещенными веществами. Согласитесь, заработать на тот же «Гелендваген» только милостыней непросто, а вот если отправить «контингент» побирушек делать закладки для заказанных по Интернету наркотиков - это совсем другое дело!

 

Операция «Бродяга»

Принимаются ли властями региона и Тараза какие-либо меры для улучшения сложившейся ситуации? Конечно. Как нам сообщили в пресс-службе департамента полиции Жамбылской области, с 21 апреля 2025 года на территории области проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Қаңғыбас».

В данном оперативно-профилактическом мероприятии задействованы 364 сотрудника департамента полиции области. В ходе мероприятия проведено 9793 рейда в том числе: на площадях возле вокзалов - 757; в парках и скверах - 1860; на свалках бытовых отходов - 276; в дачных массивах - 1341; в крестьянских хозяйствах - 2193; в лесных хозяйствах - 579; в других местах скопления граждан - 2787.

Всего в органы внутренних дел для проверки доставлены 6260 лиц, из них: лица в состоянии алкогольного опьянения - 2485; лица без определенного места жительства - 193.

За появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения по статье 440 КоАП РК к административной ответственности привлечены 2169 лиц.

За проживание на территории Республики Казахстан без регистрации или без удостоверяющих личность документов по статье 492 КоАП РК - 5877 лиц.

Кроме того, по статье 449 КоАП РК (Приставание в общественных местах) привлечены к ответственности 1750 лиц.

 

Вход — рубль, выход — два

Разумеется, не все из тех, кто попал в среду стоящую, по сути, вне общества, горят желанием в ней оставаться. Однако, попав в эту клоаку, выбраться из нее совсем не просто, не говоря уже о возникающей за годы пребывания в ней психологической зависимости. Когда человек уже подсознательно не желает что-либо менять в своей жизни. Да и возможности не у всех к этому имеются. Вот неоднократно приводимый мною пример. В конце нулевых годов, в короткий период расцвета нашей экономики (нефть стоила дорого), в акимате Тараза прошел очередной круглый стол с участием представителей местного бизнеса, обоих ветвей власти, правоохранительных и надзирающих органов, общественных организаций. В ходе обсуждения разных проблем предприниматель Николай Ветошкин задал присутствующим насущный вопрос:

- Может кто-нибудь объяснить мне, почему в последнее время так много появилось людей без документов? Войны у нас, слава богу, не было, массовых беженцев тоже… А вот не раз, не два, не десять, происходит одно и то же: приходит наниматься на работу человек, в основном это молодежь. Но у него нет паспорта, да не только паспорта, метрики нет. Никаких документов не имеется. Далее два варианта событий. Первый - я его беру на работу как есть, и при первой же проверке меня ждут большие неприятности. Второй - я ему отказываю и понимаю, что в результате он пойдет воровать. Потому что, есть ли у человека документ или нет его, а питаться ему нужно и, желательно, каждый день. Вот и вопрос: почему таких случаев так много? Не один, не десять, не сто? У кого-нибудь есть ответ?

Предприниматели подтвердили слова Николая Ветошкина, однако ответа на его вопрос ни у представителей акимата, ни у полиции и миграционной службы не нашлось. А ведь данное явление «тащило» за собой целый «хвост» социальных проблем. Люди без документов создавали семьи, у них рождались дети (без медицинской помощи, естественно), родители не получают пособия, не стоят на учете в медучреждениях, их дети не посещают школы - у родителей нет ни адреса и прописки, и вот в итоге вырастало поколение тех, кто не имел ни образования, ни профессии, ни малейших перспектив наладить нормальную жизнь. И чем такие «генералы песчаных карьеров» могли заниматься? Понятное дело - сначала попрошайничать, потом - красть, после … Быстрый же финал такой «жизни» - тюрьма или безымянная могила.

Есть, правда, и третий, довольно распространенный вариант - найти работу где-нибудь в дальних районах, горах или предгорьях, где до Бога высоко, а до закона далеко. Правда, всегда есть риск не получить денег при расчете за свой каторжный труд, ведь все держится на совести работодателя.

 

Какова же данная ситуация в настоящий момент?

Вот что рассказывает член совета общественного объединения «Мирэкл», помогающего выпускникам детских домов, матерям-одиночкам, людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, консультант по правовым вопросам Руаф Сабитов:

- За последние годы ситуация с получением документов на детей, родившихся у лиц без документов, значительно улучшилась. В РК был принят закон, по которому дети лиц, появившиеся на свет в Казахстане, получают свидетельства о рождении, даже если их родители не имеют никаких документов. То есть фактически удалось решить вопрос с детьми, родившимися после принятия этого закона. Но считать проблему разрешенной, к сожалению, пока невозможно. Вот один из примеров: в течение нескольких лет наша организация помогала женщине - многодетной матери, не имеющей документов вовсе, и этот процесс был долгим. Наконец, документы женщина получила, ее дети - метрики, казалось бы, проблем не будет. Но вот старшему сыну исполняется 16 лет, время получать удостоверение личности, и тут начинается абсурд: в полиции требуют, чтобы юноша предъявил справку о том, что он не является … российским гражданином! При том, что родился он в РК, в России никогда не был. Но получение такой справки означает поездку в Россию и множество расходов, которые этой семье не по силам. В итоге во время учебы в колледже парень не получал стипендию, поскольку у него не было удостоверения и банковской карточки, та же история сейчас повторяется с его сестрой. То есть проблем еще немало!

Собеседник отметил, что в итоге дети этой женщины получили профессию и образование, социализированы, имеют работу и собственный доход.

- Или история с приезжим из Узбекистана, который 10 лет не может легализоваться. Чтобы на что-то существовать, работает на частном объекте в горах, не оформленным официально, выехать в Узбекистан не может - нет документов. Стоимость справки 50 долларов США - сумма для наших «клиентов» неподъемная. Конечно, наши полицейские отправляют запросы в соседние страны, но ответов на них, как правило, не получают. Так что при всех положительных изменениях в ситуации считать проблему с документированием решенной пока рано. Много отдельных случаев положительного решения проблем семей и частных лиц, но система для легализации таких лиц, я считаю, до сих пор не создана. Каждый отдельный случай решается в отдельном порядке, это отнимает много времени и сил, - резюмирует Р. Сабитов.

Как видим, ситуация меняется в положительную сторону, и немалую роль в этом играют усилия и полиции, и общественных организаций. Но глядя на тех побирушек, что нынче оккупируют улицы Тараза, понимаешь, что работа эта далеко не закончена…

Юрий ЕФИМОВ,
фото автора

Самые читаемые статьи недели: