Меню
12 сентября, 2025 / Знамя труда / Комментарии

Трансформация науки и образования

Инновации внедряются повсеместно

Трансформация науки и образования Трансформация науки и образования

На брифинге в региональной службе коммуникаций ректор Международного Таразского университета имени Шерхана Муртазы Махметгали Сарыбеков выступил с докладом «Искусственный интеллект и человеческий капитал: трансформация науки и образования».

 

- В Послании Президента Казахстана особое внимание уделено значению цифровизации и искусственного интеллекта (ИИ) для развития страны. Это стратегическое направление охватывает множество сфер - от государственного управления до сельского хозяйства и науки, - сказал он.

Спикер коснулся таких тем, как привлечение иностранных и отечественных инвестиций, развитие аграрной сферы через цифровизацию и внедрение технологий искусственного интеллекта.

Говоря о развитии науки, докладчик отметил, что лишь около 17 процентов бюджетных вложений доходят до стадии коммерциализации, то есть превращаются в реальные продукты и выходят на рынок. Основная проблема в этой сфере - неэффективное использование результатов научных исследований и их слабая трансформация в прикладные разработки.

- Агротехнологические центры создаются в различных регионах Казахстана и функционируют на базе высших учебных заведений. К примеру, в Жамбылской области создан центр аграрных наук и инноваций, где проводятся исследования в области селекции растений, животноводства и аквакультуры, - сказал М. Сарыбеков. - На базе Международного Таразского университета имени Ш. Муртазы работает агробиологический центр, занимающий территорию восемь гектаров, который специализируется на совершенствовании селекции растений. Кроме того, имеется научный центр на 50 гектарах, предназначенный для селекционной работы в животноводстве. Эти центры направлены на развитие сельского хозяйства с опорой на науку и современные технологии.

По мнению спикера, в Жамбылской области аграрные инновации развиваются системно. Значимые проекты реализуются и в сфере аквакультуры. В регионе насчитываются 148 водоемов, из которых на 80 проводятся научные биологические и химические экспертизы.

На территории области открыты аквафермы и рыбные заводы, специализирующиеся на выращивании таких видов рыб, как форель и радужный осетр. Эти проекты способствуют эффективному использованию водных ресурсов региона и развитию рыбного хозяйства.

Докладчик отметил, что в сфере сельского хозяйства к числу перспективных и востребованных профессий относятся: агроном-робототехник, экотехнолог, биофермер, генетик-селекционер, специалисты по агротуризму, микробиологи по семенам. Эти специальности требуют подготовки кадров, владеющих цифровыми навыками и технологиями искусственного интеллекта.

В высших учебных заведениях и школах Казахстана вводятся предметы, посвященные основам искусственного интеллекта. В рамках проекта «KAZAKH DIGITAL мектебі» создаются новые школы, использующие технологии искусственного интеллекта. В них учащиеся получают образование, направленное на развитие цифровой грамотности и освоение ИИ-технологий. Кроме того, реформы в сфере образования на базе искусственного интеллекта направлены на повышение профессиональной подготовки будущих поколений.

Все эти меры способствуют ускорению цифровой трансформации Казахстана и его становлению как конкурентоспособного государства на мировой арене, резюмировал спикер.

Подготовила Гульжан ХАЛМУХАМЕД

Самые читаемые статьи недели: