В Жамбылском областном русском драмтеатре с успехом состоялась премьера саунд-драмы «Алые паруса» по одноименной повести Александра Грина в постановке российских режиссеров Марины Серовой и Софии Кузнецовой совместно с художником-постановщиком Макаром Максимовым и композитором Билгууном Эрдембилэгом.
Спектакль «Алые паруса» является дипломной работой выпускников Российского государственного института театрального искусства (ГИТИС) и создан в рамках проекта Фонда образовательных программ Министерства культуры РФ, АНО «Русские сезоны» и управления культуры и развития языков акимата Жамбылской области.
Действие на сцене переносит зрителей в мир мечты, надежды и первых робких чувств. В центре сюжета - история о любви, способной преодолеть любые преграды. Главные герои Ассоль (в разных актерских составах ее роль играют Мария Володарец и Жансая Оразымбетова) и Артур Грэй (в его роли - Абай Казбаев, Иван Иванов, Адилет Кулмурзаев) становятся символами дружбы народов. Сюжет Грина о вере в мечту и стремлении к цели главных героев перекликается с темой самобытности, неповторимости разных этносов. В спектакле звучат русские частушки, казахские напевы, европейские популярные мелодии, песни о море.
Причем классический сюжет Александра Грина тоже сохранен. Напомним, юную продавщицу игрушечных лодок Ассоль жители приморской деревни Каперны считают сумасшедшей. Она верит в предсказание сказочника Эгля (Бекназар Избасаров), что однажды придет корабль с алыми парусами, с которого спустится прекрасный принц и заберет Ассоль в чудесную страну, где она никогда не узнает горя и печали. Никто не поддерживает Ассоль, кроме ее отца - бывшего матроса Лонгрена (Евгений Орлов). И вот молодой капитан Артур Грэй встречает девушку, влюбляется и решает претворить сказку в жизнь.
Интересны в спектакле придуманные роли Шаманки (Аяжан Несипбаева и Эльмира Аккулиева) и Фемиды (Елена Козаченко). Алая ткань, предназначенная для парусов, гармонично перекликается с костюмами актеров: это и красные колпачки музыкантов, и алого цвета пояса у Грэя и Ассоль, и другие элементы декораций, бутафории.
Живая музыка сопровождает весь спектакль, пронизывая действие, становясь равноправным участником происходящего. Это обычный прием для саунд-драмы, вместе с тем получилось музыкальное представление, в котором приняли участие актеры Жамбылского областного русского драмтеатра. Так, Тимур Романюк играл на вистл-флейте, Анна Коломейцева - на клавишных, Рада Давыдова - на баяне, Багдаулет Дуйсен - на гитаре, Гульмира Омарова - на кобызе. Музыкальное сопровождение настолько органично вписалось в спектакль, что зрители невольно начинали подпевать знакомым композициям и мелодиям.
Приятным сюрпризом стало и то обстоятельство, что перед началом пьесы и в ее завершении звучит песня-посвящение «Дети Грина», созданная на стихи поэтессы Ларисы Губашевой и музыку, написанную искусственным интеллектом в талантливой обработке Юрия Кима.
Звуковая ткань спектакля не только сопровождает героев, но и раскрывает их внутренние переживания, превращая известную историю о любви в живое поэтичное путешествие к своей мечте, к самим себе.
В саунд-драме «Алые паруса» переплетаются элементы фольклора, различных традиций и культур, что делает пьесу особенно актуальной в современном мире, где важность единства и понимания между народами становится все более очевидной.
- Наш спектакль «Алые паруса» - это не просто известная история о любви, а глубоко философская аллегория о том, как мечта может изменить судьбы людей и объединить сердца, - прокомментировала Марина Серова.
Лала ИСЛАМОВА,
фото Юрия КИМА