Каждый случай подросткового суицида - это всегда история несостоявшегося диалога, несвоевременной помощи и одиночества, которое оказалось сильнее надежды. В Казахстане проблема саморазрушительного поведения среди подростков остается тревожно актуальной.
При этом за сухими цифрами статистики скрываются живые судьбы детей, которые до последнего момента часто не выглядят «проблемными»: учатся, общаются, ведут страницы в соцсетях и одновременно переживают глубинный кризис, о котором взрослые могут даже не подозревать.
О сложности проблемы говорит и тот факт, что подростковый возраст сам по себе является периодом психологической нестабильности.
Психолог и гештальт-терапевт Айнур Карижанова отмечает, что формирование личности, первые серьезные переживания, болезненное чувство собственной уязвимости, зависимость от оценки окружающих - все это накладывается на давление учебы, ожиданий семьи и социальной среды. В условиях постоянной цифровой вовлеченности подростки чаще сравнивают себя с чужими «идеальными» образами, остро реагируют на критику или насмешки в интернете, становятся жертвами кибербуллинга.
К внешнему напряжению добавляются внутренние конфликты: непонимание с родителями, сложности в общении со сверстниками, переживания из-за внешности или первой безответной любви. Вместо поиска поддержки многие закрываются, предпочитая молчать о боли, считая свои чувства «стыдными» или «неважными».
Говоря о профилактике суицидов, Айнур Карижанова отмечает, что самое опасное - недооценка тревожных сигналов.
- В обществе все еще распространено мнение будто разговоры подростка о смерти - это манипуляция или попытка привлечь внимание. Однако именно такие высказывания часто становятся криком о помощи, - говорит специалист.
Насторожить родителей, по словам психолога, должны резкие изменения поведения: заметная замкнутость или внезапная раздражительность, потеря интереса к привычным занятиям, ухудшение сна и аппетита, падение успеваемости, отказ от общения с друзьями. Тревожным сигналом является и стремление подростка подвести итоги - прощальные нотки в разговорах, раздача личных вещей, публикации в социальных сетях с мрачным подтекстом. Даже кажущиеся незначительными реплики о бессмысленности жизни нельзя оставлять без внимания.
- Особенно хочу подчеркнуть, что профилактика не должна ограничиваться лишь реакцией на уже возникшую опасность - она должна быть частью ежедневной семейной и школьной жизни, - говорит А. Карижанова. - Ребенку жизненно необходимо ощущать эмоциональную безопасность: понимать, что его не осудят и не высмеют за слабость, дадут возможность выговориться и быть услышанным. Взрослым важно не столько читать наставления, сколько учиться слушать, задавать открытые вопросы, интересоваться реальными переживаниями подростка, а не только отметками или поведением. Простые ежедневные разговоры, совместные дела, поддержка инициатив создают тот самый «запас доверия», который может спасти жизнь в кризисный момент.
Помощь должна быть и профессиональной. В каждой школе работают штатные школьные психологи, действуют телефоны доверия, куда подростки могут анонимно позвонить и получить консультацию и поддержку. Однако до этих служб ребенок дойдет лишь в том случае, если взрослые развеют страх перед обращением за помощью.
По словам А. Карижановой, крайне важно объяснять: консультация психолога - это не проявление слабости и не знак ненормальности, а такая же забота о здоровье, как визит к любому другому врачу. Чем раньше подросток получит квалифицированную помощь, тем выше шанс предотвратить развитие тяжелых депрессивных состояний.
- Я считаю, что особая роль в профилактике принадлежит школе. Учителя часто первыми замечают изменения в поведении учеников - утомляемость, тревожность, снижение концентрации внимания, конфликтность. Важно, чтобы педагоги не оставались сторонними наблюдателями, а могли деликатно направить подростка к специалисту, подключить школьного психолога, обсудить ситуацию с семьей, - говорит специалист. - Не менее значимо и формирование безопасной образовательной среды, где недопустимы буллинг, унижения и стигматизация. Ведь систематическое давление со стороны сверстников нередко становится отправной точкой тяжелых внутренних переживаний.
К слову, с буллингом казахстанская образовательная среда в настоящее время борется достаточно активно. Внедряются разные программы, реализуются проекты, направленные на профилактику травли. К примеру, в школах Жамбылской области внедрена программа Komek Stop Bullying - QR-коды, ведущие в специальный Telegram-бот, размещены во всех школах. Ребенок может сообщить о факте травли и получить необходимую помощь специалистов.
А. Карижанова напоминает: нельзя забывать и о роли интернета. Именно цифровое пространство все чаще становится ареной эмоциональных травм - от оскорбительных комментариев до опасных «групп смерти» и публикаций, романтизирующих суицидальную тематику.
- Родителям важно интересоваться онлайн-жизнью ребенка, обсуждать увиденный контент, говорить о кибербезопасности и способности противостоять давлению виртуальной среды, - советует психолог.
При этом взрослым самим необходимо бережнее относиться к психологическому климату в семье. Постоянные конфликты, высокая тревожность родителей, жесткие требования или эмоциональная холодность создают ощущение небезопасности, заставляя ребенка искать выход из напряжения самым радикальным способом. Поддерживающая среда строится на умении признавать ошибки, просить прощения и демонстрировать уважение к чувствам друг друга. Для подростка важно видеть пример того, что сложности можно проживать и преодолевать без саморазрушения.
Любое внимание, искренний разговор или вовремя протянутая рука помощи могут стать тем спасительным мостом, который удержит подростка от рокового шага. Суицид почти всегда является не желанием умереть, а отчаянным стремлением прекратить внутреннюю боль - и этим детям прежде всего нужны поддержка, понимание и надежда.
- Говорить о проблеме вслух - значит уже делать шаг к ее решению. Чем меньше в нашем обществе будет табу на разговоры о психическом здоровье, тем больше шансов, что подростки перестанут оставаться наедине со своими переживаниями и научатся просить о помощи до того, как тишина станет по-настоящему опасной, - подытожила А. Карижанова.
Камила ПОЛЯКОВА