Проблема трудных подростков остается одной из самых актуальных в современном обществе. Социальные изменения, миграция, экономические трудности, влияние интернет-среды и снижение родительского контроля – все это усиливает риск девиантного поведения у детей.
В Жамбылской области работа с трудными подростками ведется системно с опорой на межведомственное сотрудничество, профилактику и раннее выявление проблем. Опыт региона показывает, что успешная коррекция поведения требует комплексного подхода и участия семьи, школы и местного сообщества.
По данным педагогов и социальных работников региона, основными факторами девиантного поведения подростков становятся неблагополучная обстановка в семье, отсутствие эмоционального контакта с родителями, конфликты или недостаток внимания. Влияние оказывают и низкий уровень доходов, безработица, отсутствие возможностей для досуга у детей. Может сказаться негативное влияние плохой компании, вовлекающей в правонарушения, употребление психически активных веществ. Пробелы в школьной адаптации влекут за собой низкую успеваемость, отсутствие мотивации, конфликты с педагогами. Психологические особенности трудных детей – это неуверенность в себе, повышенная тревожность, демонстративность, протестное поведение.
В регионе работу с трудными подростками успешно ведут школы, комиссия по делам несовершеннолетних, центры социальной поддержки, полицейские инспекторы и психологические службы. Создаются рабочие группы, которые следят за конкретными случаями и разрабатывают индивидуальные планы воспитания.
По предложению прокуратуры города Тараза еще в прошлом году пересмотрена деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и разработана система действий для укрепления взаимодействия с уполномоченными органами. Усилена штатная структура секретариата комиссии, разработана система оперативной передачи материалов от органов полиции, здравоохранения, юстиции и других государственных структур для рассмотрения в комиссию по делам несовершеннолетних. Новый подход в работе комиссии способствовал укреплению взаимодействия в обеспечении безопасности несовершеннолетних, а также выявлению и недопущению создания условий, способствующих совершению ими правонарушений.
Ранняя профилактика правонарушений ведется и в школах Жамбылской области. Проводятся регулярные психологические диагностики, тренинги по эмоциональной регуляции и навыкам общения, классные часы по профилактике правонарушений и зависимостей, встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних в формате открытого диалога. Важный акцент делается на поддержке учеников, испытывающих трудности в адаптации с пятых-шестых классов, когда формируются устойчивые модели поведения. Проводится и индивидуальная работа с подростками. Школьные психологи, социальные педагоги и кураторы уделяют особое внимание консультированию трудного подростка и его семьи, составлению индивидуальных программ развития, сопровождению в кризисных ситуациях, подключению специалистов центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальных служб. Особо эффективными считаются программы, ориентированные на повышение самооценки, развитие навыков самоконтроля и конструктивного общения.
В районах активно работают родительские клубы, школы для молодых родителей, консультации для семей из группы риска. Сотрудники социальных служб помогают родителям выстраивать позитивные стратегии воспитания, преодолевать внутрисемейные конфликты и находить ресурсы для поддержки подростка.
Большое внимание в регионе уделяется вовлечению несовершеннолетних в позитивную активность: спортивные секции, творческие кружки, волонтерские организации, молодежные центры. Практика показывает, что подростки, занятые значимой деятельностью, значительно реже вступают в конфликт с законом.
Для подростков, уже попавших в сложные жизненные ситуации, доступны краткосрочные программы психологической коррекции, временные центры адаптации несовершеннолетних или помощь наставников (менторов).
Наставничество – одна из наиболее удачных практик в регионе: подростку помогает взрослый, который регулярно общается с ним, помогает ребенку с учебой и социализацией.
Опыт Жамбылской области показывает, что комплексная работа с трудными подростками снижает уровень школьных конфликтов, улучшает их социальную адаптацию, предотвращает повторные правонарушения, повышает ответственность родителей, укрепляет сотрудничество между государственными структурами и обществом.
Главным успехом можно считать смещение акцента с наказания на профилактику и поддержку ребенка. Взаимодействие с трудными подростками – процесс сложный и требующий постоянного внимания. Опыт Жамбылской области демонстрирует, что наибольший эффект дают ранняя диагностика, межведомственное взаимодействие и ориентация на индивидуальный подход. Такая модель служит примером для других регионов и способствует формированию благополучной, социально ответственной молодежи.
В регионе действуют центры поддержки семьи и молодежные центры. Их цель – укрепление семьи, профилактика кризисных ситуаций, ранних браков, снижение числа семейных конфликтов, а также создание безопасного и интересного пространства для поддержки подростков и молодежи. Например, центр поддержки семьи «Анаға тағзым», областной, городской и районные молодежные ресурсные центры предоставляют психологическую, социальную помощь семьям, а молодежи – консультации, тренинги, занятия. Такие центры крайне важны для подростков из групп риска: неполных, многодетных, малообеспеченных и конфликтных семей, предоставляя психологическую и социальную поддержку, помощь с адаптацией, консультации, помощь в трудоустройстве или поиске путей самореализации.
Участие в молодежных трудовых отрядах «Жасыл ел» дает подросткам и молодым людям возможность получить трудовой опыт, заработать, отвлекает от деструктивного поведения, повышает самооценку. Проект также способствует воспитанию ответственности, трудовых навыков, патриотизма и экологического сознания среди молодежи.
Комплекс профилактических мер ювенальной полиции и правоохранительных органов способствует выявлению подростков из группы риска, неформальных лидеров среди учащихся школ и колледжей. По данным сайта polisia.kz, только с начала текущего года выявлены 207 таких подростков. За семь месяцев 2024 года зарегистрированы больше шести тысяч несовершеннолетних, доставленных за правонарушения, а на учет поставлены более 300 подростков и более 100 неблагополучных семей. В текущем году за тот же период, по данным департамента полиции, уже более семи тысяч несовершеннолетних так или иначе преступили закон.
С прошлого года по инициативе прокуратуры Жамбылской области стартовали встречи с участием спортсменов, религиозных деятелей, учителей и тренеров для повышения правовой грамотности молодежи, патриотического воспитания и профилактики правонарушений.
Как видим, именно комплексный подход к воспитанию трудных подростков дает реальный шанс снизить подростковую преступность, предоставляет молодежи перспективы, помогает наладить жизнь.
Хотя не всегда удается охватить всех: около 300 подростков в Казахстане ежегодно помещают в специальные учреждения. Поэтому необходима системная и постоянная поддержка. Кратковременные акции полезны, но для устойчивого результата важно, чтобы программы профилактики, поддержки семьи работали длительное время, и социальная и психологическая помощь оказывалась в нужном объеме. Успех таких программ во многом зависит от качества реализации, межведомственного сотрудничества, готовности семьи и подростка к изменениям.
В Таразе действует специальная школа-интернат для детей и подростков, где проживают и учатся более 30 ребят. Это трудные дети с девиантным поведением, многие из неполных семей, где возникли проблемы с воспитанием. С подопечными спецшколы проводится планомерная профилактическая работа.
Помогает трудным подросткам и детям, оказавшимся в трудной ситуации, и уполномоченный по правам ребенка в Жамбылской области Даурен Багжанов. Его мобильный телефон +7 (776) 744 07 20 официально опубликован Министерством просвещения РК. Основная задача уполномоченного – рассматривать жалобы на нарушения прав и законных интересов детей, реагировать на бездействие или действия органов и учреждений, если они ущемляют их права. Даурен Багжанов входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних при областном акимате и участвует в защите прав детей и подростков, влияет на принятие решений.
Уполномоченный по правам ребенка в регионе помогает в конкретных жизненных ситуациях, таких, как выявление и освобождение подростков из опасных или насильственных условий. Так, например, в августе 2025 года двоих подростков держали в рабстве – заставляли пасти скот, угрожали, избивали. После обнародования видео ребят оперативно спасли, оказали медицинскую, психологическую и юридическую помощь. В расследовании участвовала комиссия, в состав которой вошел Даурен Багжанов. По его словам, после получения информации он сам выехал в район, чтобы убедиться, что подросткам ничего не угрожает, и они находятся под надлежащей опекой.
В июне текущего года при участии Даурена Багжанова приемных детей забрали из семьи подозреваемого в убийстве. Он отметил, что дети сразу переданы под опеку государства, чтобы предотвратить угрозу их жизни и здоровью.
Уполномоченный по правам ребенка в регионе также участвует в мониторинге школ и других учреждений на условия содержания, безопасности, соблюдение прав подростков. Даурен Багжанов отметил, что принимает на контроль любые факты, касающиеся несовершеннолетних, и взаимодействует с органами власти, если необходимо вмешательство. Кроме того, он руководит филиалом республиканского общественного объединения родителей «Сенімен болашақ», цели которого – педагогическая и психологическая поддержка родителей, помощь в воспитании детей, профилактика конфликтов и правонарушений. Д. Багжанов часто выступает на конференциях, форумах, мероприятиях, посвященных правам детей, психическому здоровью, защите от насилия, буллинга и негативного влияния, старается привлечь внимание общества к проблемам детей и подростков.
Куда еще, кроме уполномоченного по правам ребенка в регионе, могут обратиться жамбылские подростки и их родители или опекуны в сложных жизненных ситуациях? Например, в детский Национальный кол-центр по номеру 111, который работает круглосуточно и бесплатно, помогает консультациями при насилии в семье, буллинге в школе, угрозах подросткам, психологических кризисах, намерениях причинить себе вред, ситуациях, когда родители и школа не помогают или бессильны.
Специалисты могут подключить к решению проблем полицейских, вызвать специалиста органа опеки, связать с психологами, организовать срочную защиту ребенка. По телефону 102 можно обратиться в полицию, если ребенку угрожают, его унижают, бьют, удерживают, эксплуатируют. Через цон, акимат или социального педагога в школе можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Жамбылской области.
В Таразе также действует круглосуточный центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сюда помещают подростков, которые, например, сбежали из дома, подверглись насилию, нуждаются в защите и психологической помощи. В экстренных случаях можно позвонить и по единому номеру 112, например, если угрожают жизни ребенка или он стал свидетелем насилия, его бьют, удерживают, запугивают.
Лариса ГУБАШЕВА,
фото автора