На государственном уровне вопрос поддержки детей с особыми потребностями также выходит на новый уровень. Президент Касым-Жомарт Токаев поручил до конца года разработать закон, который системно урегулирует вопросы помощи детям с аутизмом и другими особенностями развития.
Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем рост числа детей с нарушениями в развитии. Одним из самых распространенных таких нарушений стал аутизм - диагноз, который еще два десятилетия назад практически не встречался на казахской земле. Если в 40-х годах XX века «синдром Каннера» считался диковинкой, то сегодня статистика свидетельствует о стремительном росте случаев за последние 10 лет.
Причины разные, но нередко родители, обсуждая эту тему неофициально, говорят о ранней зависимости детей от смартфонов и мультфильмов на разных языках. Столкнувшись с трудностями в развитии ребенка, семьи зачастую ищут помощи у специалистов - невропатологов, психологов, логопедов. Но опыт показывает: эффективная реабилитация возможна, только если вся семья активно включается в процесс, осваивая необходимые навыки взаимодействия с особенным ребенком. Многие родители приобретают специализированные курсы, консультируются с зарубежными экспертами - кто-то из стремления дать ребенку максимум возможностей, кто-то от отчаяния. Но далеко не всем такие услуги доступны финансово, а иногда не хватает и знаний. Именно поэтому все больше регионов открывают коррекционно-развивающие центры, призванные помогать детям адаптироваться в этом мире.
Одним из таких учреждений стал коррекционно-развивающий центр «Тілашар» в городе Шу. Несмотря на то, что работает он недолго, его деятельность уже привлекла внимание многих родителей. До открытия центра семьи были вынуждены ездить в другие города, тратить силы, время и значительные средства, стоять в длинных очередях. Появление «Тілашара» стало для них настоящим облегчением, и сегодня здесь получают помощь 36 детей, которые за считанные месяцы показывают заметные изменения: начинают лучше коммуницировать, адаптируются к среде, становятся спокойнее и увереннее.
- Нужно внимательно следить за психическим развитием ребенка в два-три года. Он должен уметь сообщить, что хочет на горшок, держать ложку, играть с другими детьми. Но к нам часто приходят дети пяти-шести лет, которые не справляются с этими простыми действиями, а многие и вовсе не говорят. И все же даже результат за один-два месяца радует. Недавно одна мама радостно сообщила, что ее ребенок сам сел на горшок, для нас это огромная победа. Чтобы помогать таким детям, мы постоянно повышаем квалификацию, перенимаем опыт у компетентных специалистов. Сотрудничаем с сенсорным терапевтом, дефектологом Гульназ Бейсенбаевой, которая привезла в Казахстан зарубежные методики. Она ученица известного логопеда-дефектолога Шолпан Нурахметовой. Так мы растем и развиваемся, - рассказывает руководитель центра Махаббат Сарсенкызы.
В рамках работы центра дети с общим недоразвитием речи разделяются на три уровня, и с каждым проводится индивидуальная логопедическая программа. Здесь применяются методы поощрения, установления коммуникации, сенсорной интеграции - все, что помогает ребенку сделать шаг к взаимодействию с окружающим миром.
- Раньше мы ждали, что речь появится сама к трем-четырем годам. Но сейчас, когда в жизни детей появились смартфоны и YouTube, ждать нельзя. Уже с года необходимо наблюдать за пониманием. К первому году и семи месяцам понимание должно быть сформировано полностью. Если у ребенка оно есть, но нет речи, к логопеду можно приходить уже с двух лет, - отмечает Махаббат Сарсенкызы.
В центре трудятся восемь специалистов: инструкторы по адаптивной физической культуре Айтолкын Келгенбаева и Алмат Адил, специалисты по сенсорной интеграции Индира Жетписбаева и Мерей Оркен, логопеды-дефектологи Эльмира Молдабекова и Риза Келгенбай, арт-терапевты Гулим Тапанова и Молдир Сейдахметова. Их совместная работа позволяет охватить все ключевые направления развития ребенка.
Центр «Тілашар» принимает детей в четыре потока. Каждый ребенок проводит здесь по два часа, переходя от одного специалиста к другому. При этом внимание уделяется и родителям: им оказывают психологическую поддержку, обучают элементам взаимодействия с ребенком, помогают не чувствовать себя одинокими в этой борьбе.
И сегодня этот центр остается тем самым лучом света, который помогает особенным детям сделать первые шаги навстречу миру - шаги, что порой кажутся маленькими, но на самом деле меняют судьбы.
Руслан ИСКАКОВ