В переводе с казахского «үлгілі» означает образцовый. Приехав в аул Улгили Байзакского района, ничего особо образцового вроде не видишь - обычные сельские пейзажи. Правда, улицы полностью асфальтированы, все дома газифицированы, водопровод - центральный.
Но сегодня такие блага коммунального хозяйства не редкость и в других населенных пунктах - за годы независимости множество государственных программ поддержки и развития села позволили провести инфраструктурную модернизацию многих сел, и эта работа продолжается.
Что же особенного в этом ауле? В нынешнем году село Улгили удивило тем, что выиграло грант Центра поддержки гражданских инициатив. На эти деньги, а также на добровольные пожертвования местные жители построили новую детскую игровую площадку. На ней установлены современные горки, качели, песочница, многофункциональный игровой комплекс, оборудованный стандартными элементами безопасности. Уложено мягкое резиновое покрытие, снижающее риск травм. Во время строительства улгилинцы активно в нем участвовали, контролировали время и качество работ.
Аким Улгилинского сельского округа Мейржан Досмуратов говорит, что строительство детской площадки - не единственное общее дело. Здесь на средства меценатов построили мечеть, в планах возвести еще спортивные площадки для стрит воркаут и футбола. В селе много молодежи, ей нужно дать пространство для самовыражения и выплеска бьющей через край энергии.
При этом случаев ни подростковой, ни обычной преступности в ауле в этом году не зафиксировано, в прошлом была одна кража, которую раскрыли по горячим следам и урегулировали ситуацию. В будущем тоже, уверен аким, инцидентов не будет. Ведется серьезная воспитательная работа, и на страже общественных интересов стоят сразу несколько советов - матерей, биев, аксакалов.
- Мы откликаемся на все события, работаем в тесной связи с местной исполнительной властью, - рассказал бывший директор местной школы, а ныне председатель совета аксакалов округа Фазыл Шаухаров.
Педагогу, вырастившему не одно поколение улгилинцев, лучше всех известны их заботы, особенности характера, обстоятельства жизни. Поэтому ему не составляет особого труда найти нужные слова в сложной ситуации.
- В этом году нам в сельском акимате сказали, что семь пар собираются разойтись, - продолжает аксакал. - Совместно с советом биев наши аксакалы побеседовали со всеми семейными парами и с каждым супругом по отдельности. Помогли понять, в чем заключаются их проблемы. В результате пять пар из семи отказались от мысли о разводе.
Судьба остальных двух пар беспокоит педагога, но, возможно, что и эти две пары одумаются и переменят свои намерения. Тем более что в Улгили семейным ценностям и традициям придается большое значение.
Яркий пример тому - частный музей, который открыла в своем доме жительница Улгили Алимаш Темиржанова. Все началось с общественной нагрузки. На пенсии Алимаш-апа как участница совета матерей проводила в школах уроки, посвященные народным промыслам, рассказывала о быте в довоенное и военное время, показывала предметы быта - одежду, утварь, инструменты. Тем более что у нее есть, что показать: колеса арбы, старинные самовары и подносы, керогаз - (многие уже и не знают, что это такое), каменные жернова для помола муки, ручные киизы, ступы для толчения зерна и тому подобное.
С колесами арбы, точнее с самой арбой, связана удивительная история. Ехали на ней два друга, которые сговорились: если родятся у них разнополые дети, то они их поженят. И вот семья Алимаш-апы уехала в Кыргызстан, где она и родилась. Но так получилось, что через годы она все-таки встретила своего нареченного супруга. Они уже вместе более 50 лет. Арба давно пришла в негодность, и хранить ее уже негде, но расстаться с памятным предметом душа не велит. И женщина решила сохранить хотя бы два колеса.
А самая древняя вещь в коллекции Алимаш Темиржановой - кимешек, сшитый в 1924 году, который принадлежал ее бабушке.
- Я пришла в аул невесткой в семидесятые годы прошлого века. Работала, ухаживала за родителями мужа, вырастила шестерых детей. Никогда не была жадной к материальным благам, и вещи старые собрала не потому, что жалко выкинуть, - рассказывает Алимаш-апа. - С каждым предметом связана личная история. Когда показываешь предметы и говоришь об их назначении, при этом рассказываешь истории, связанные с этими вещами, молодежь лучше понимает быт и дух того времени. Так у меня родилась идея организовать частный домашний музей.
- Пускаю всех желающих, отвечаю на все вопросы, даже разрешаю потрогать, если не ветхие - попользоваться, - продолжает собеседница. - Пока все экспонаты стоят на полу, в планах постараться изготовить полки и расставить предметы по группам.
С Алимаш Темиржановой мы познакомились, нечаянно попав на урок рукоделия в местной школе. А приехали туда, чтобы поговорить с преподавателем начальных классов этой школы Улжан Арыстанбек, которая получила работу по программе с «Дипломом - в село!» и очень довольна этим фактом.
- У меня не было цели остаться в городе, - рассказала Улжан. - В ауле нравится ритм жизни, отношения людей другу к другу, здесь более послушные, воспитанные дети. Если учесть, что граница города сильно к нам приблизилась, то в общем-то, и нет особой разницы, где жить.
Действительно, город подступил к селу вплотную. И, кстати, цены на жилье, хоть и ниже городских, но уже их догоняют - дома и участки стоят от 10 миллионов тенге и выше.
Наверняка, скоро из Улгили начнется миграция - утром в город на работу, вечером - обратно. Но рабочие места создаются и в самом ауле. По программе «Ауыл аманаты» здесь работают несколько объектов, в том числе и теплица Максата Акишева, который приехал сюда много лет назад из Узбекистана по государственной программе переселения соотечественников.
Тепличное дело Максат выбрал неслучайно - в Узбекистане успел поработать в парниках, научился выращивать овощи и зелень. В прошлом году появилась возможность получить кредит под 2,5 процента, чем он и воспользовался.
Его теплица работает на нескольких ярусах - на шпалерах тянутся вверх огуречные плети, под ними густо растут лук и другая зелень.
- Буквально вчера отправил в город редис, - поделился сведениями овощевод.
- Доходов с теплицы мне вполне хватает. Большие объемы трудно контролировать, - отвечает Максат на вопросы о возможности расширения. - Но со временем, может, еще несколько соток добавлю.
В теплице он работает сам и дает работу четырем наемным помощникам.
Закончить историю про нашу поездку в Улгили хочется рассказом о посещении детского сада.
Садиков в ауле три - государственный и два частных. Мы побывали в частном. Увидели светлые, теплые помещения, множество развивающих материалов, жизнерадостное оформление стен.
Заведующая детским садом Айжан Халмуратова рассказала, что садик рассчитан на 150 детишек, сейчас его посещают 125. Учредитель по собственной инициативе снизил оплату с 15 тысяч тенге (общая для дошкольных учреждений) до 10 тысяч.
- Для конкуренции? - спросили мы у родителей.
- Нет смысла переманивать кого-то ценами, потому что потребность в местах и так высокая. Просто учредитель исходил из покупательской способности населения, - объяснили нам.
Вот так сегодня живет Улгили. Особенным его делают люди, которые работают для себя, но польза от этого и им самим, и окружающим.
Айгуль МАХМУДОВА,
фото Юрия КИМА