Последний рубеж
На южной границе ждут помощи от Правительства
До сих пор не установлены четкие правила пересечения границы между Кыргызстаном и Казахстаном на участке, охраняемом военнослужащими войсковой части 2035. Этот вопрос командование таразского пограничного отряда поднимало уже неоднократно, но он никак не найдет должного решения.
В очередной раз об этом заместитель командира войсковой части 2035 Пограничной службы КНБ РК подполковник Бахтияр Арзиев заявил на заседании межведомственного совещания военных органов управления и уголовного преследования Таразского гарнизона в Доме офицеров Регионального командования «Юг», проходившем под председательством главного военного прокурора Республики Казахстан генерал-лейтенанта юстиции Ергали Мерзадинова.
Тихая война
Б. Арзиев сообщил, что вся проблема на пограничной заставе Жаугаш батыр заключается в том, что имеющийся личный состав не в состоянии полностью охватить весь вверенный участок.
- На том участке, где зафиксирован недавний прорыв государственной границы шестью автомашинами, по результатам анализа нарушений не предвещалось, - утверждает пограничник. - Нарушение произошло в момент смены пограничных нарядов.
По мнению начальника отдела пограничного отряда майора Бейбита Бабатаева, граница охраняется в одностороннем порядке.
- Как правило, со стороны кыргызской службы особой заинтересованности в этом нет, поскольку контрабандой занимаются те же пограничники соседней страны, - говорит Б. Бабатаев. - Зарегистрированы факты, когда они выходили с коррупционными предложениями на наших пограничников. Кроме того, именно кыргызские пограничники, зная график работы наших военнослужащих и временно неприкрытые участки, сообщают о потенциальной бреши контрабандистам. В основном во всех случаях пограничники Кыргызстана сами способствуют прорыву. Даже были случаи, когда они сопровождали груз.
- Действия с их стороны понятны, поскольку это занятие для них является источником существования, - поделился своими размышлениями Ергали Мерзадинов. - Они ведь нарушают границу не оттого, что им просто интересно, а потому, что контрабанда является источником существования как для простых граждан, так и для представителей госорганов Кыргызстана. Возможно, именно поэтому наши соседи не заинтересованы в том, чтобы на границе стоял надежный шлагбаум.
Как выяснилось, пересечь проволочный забор государственной границы кыргызским контрабандистам не составляет большого труда. Ими разработана своя тактика действий, которая каждый раз совершенствуется в зависимости от преград, выставляемых стражами рубежей.
- К примеру, два всадника с помощью садовых ножниц одновременно с двух сторон буквально за полторы минуты могут вырезать два-три пролета. Затем ограждение без проблем убирается, и через пять минут вход свободен, - рассказывает Б. Арзиев. - В качестве противодействия нами устанавливаются инженерные сооружения (малозаметные пакеты), которые рассчитаны хотя бы на то, чтобы увеличить время прохождения проволочных заграждений.
Кроме того, в качестве преграды для транспортных средств роются специальные ямы и рвы. Но даже здесь контрабандисты ухитряются беспрепятственно проходить через границу. Они подъезжают ко рвам со специальными металлическими пластинами, приваренными к рельсам, которые укладываются на преграду и обеспечивают дальнейшее продвижение.
Водный кризис
Каждую весну обостряется обстановка на государственной границе в Жуалынском районе. Дело в том, что приграничные крестьяне не могут поделить поливную воду.
- Вода по каналу, который берет начало в Казахстане, проходит через территорию Кыргызстана, а затем снова попадает к нам. Ее используют как жуалынские крестьяне, так и кыргызские, - говорит Б. Арзиев. - Этот вопрос назревает ежегодно во время поливного сезона. В этом году в связи с разрывом канала кыргызской стороной порядка 720 гектаров жуалынских посевных площадей остались без полива. Местные власти Кыргызстана каких-либо мер в этом отношении не принимают.
Несмотря на то что канал проходит на территории соседней страны, состоит он на балансе Казахстана, заметил заместитель командира войсковой части. В прошлом году на межправительственном уровне принято решение о взаимообмене территорией, чтобы канал оказался полностью на казахстанской стороне. Но местное кыргызское население категорически против этого. Поэтому на данный момент вопрос окончательно так и не решен.
Выхода нет
Беспокоит таразских пограничников и то, что во время строительства автомобильной трассы Западная Европа - Западный Китай на участке пограничной заставы Аспара не было предусмотрено создание тоннеля для движения пограничного отряда. Его отсутствие, по словам Б. Арзиева, создает угрозу для жизни военнослужащих.
- Этот вопрос мы пытались решить самостоятельно с подрядными организациями, которые занимаются строительством. Но те в свою очередь дали понять, что в проект, утвержденный Правительством, они не вправе вносить какие-либо изменения, - объяснил Бахтияр Арзиев.
Хаты с краю
Долгие годы остается без внимания вопрос, касающийся дач в Жамбылском районе, которые вплотную примыкают к государственной границе.
- В данном случае согласно законодательству не выдерживается минимальное расстояние в 30 метров. Сделать что-либо мы не можем, поскольку это касается частной собственности, и здесь задеваются интересы владельцев этих строений, а также вопросы изъятия земель на нужды государства и компенсации за материальный ущерб, - сетует Б. Арзиев.
Без крыши дома своего
В завершение Арзиев затронул интересы военнослужащих.
Большинство таразских пограничников не могут решить жилищный вопрос. Дело в том, что согласно постановлению Правительства выплата денежных компенсаций за съем жилья предусмотрена только для военнослужащих с выслугой до 10 лет. А тех, у кого стаж составляет 10 лет и больше, государство должно обеспечивать служебными квартирами. Но на данный момент в большинстве частей этих квартир нет.
- В нашей части служебными квартирами обеспечено лишь 40 процентов офицеров, - говорит Б. Арзиев. - Остальные военнослужащие не получают компенсацию, поэтому они вынуждены арендовать жилье за свой счет.
Следовать букве закона
Главный военный прокурор Е. Мерзадинов отметил, что военнослужащими нередко нарушаются законы Казахстана. При этом военное руководство закрывает глаза на большинство нарушений.
Проверка в прошлом году показала, что более 3500 военнослужащих скрыли совершенные ими правонарушения, сказал прокурор. И за-острил внимание на необходимости борьбы с коррупцией в Вооруженных Силах, которая негативно влияет на имидж казахстанской армии. Только в этом году за решетку отправлены три генерала.
Главный военный прокурор пообещал довести проблемы пограничников до Премьер-Министра и Администрации Президента РК.
В этот же день коллективу Таразского гарнизона был представлен новый военный прокурор Южного региона. Им стал полковник юстиции Ермек Жанатаев, ранее занимавший должность военного прокурора Акмолинского гарнизона.
Михаил ТЁ, фото автора