The news is by your side.

Религиозный фанатизм

Фактор, угрожающий нашему обществу

Казахский народ всегда отличался сдержанным и рассудительным отношением к религии. То есть религия и национальные традиции и обычаи здесь гармонично переплелись воедино. Если внимательно перелистать историю, то увидим, что на казахской земле не было серьезных конфликтов и столкновений на религиозной почве. А вот сейчас из-за влияния нетрадиционных религиозных течений, которые считают свои идеи абсолютной истиной, наблюдается деление на религиозной основе. Под отрицательным воздействием деструктивных сил на религиозной площадке Казахстана появились фанатично настроенные группы. 

Религиозный фанатизм есть принятие одиозных религиозных установлений, бессознательное подчинение им. Впервые понятие фанатизма внедрил католический епископ, один из главных идеологов французского абcoлютизма Ж. Бoccюэ (1627 — 1704). По мнению немецкого философа К. Яcпeрcа, фанат — это человек, который посвятил себя какой-то обязанности. И его глаза и сердце его уже не видят ничего, кроме определенной цели. Для ее достижения такой человек готов бессознательно пожертвовать всем, что у него имеется. Психолог Д. Oльшанcкий считает фанатизмом исступленную преданность какой-нибудь вере или точке зрения и нетерпимость к другим взглядам. Известный русский филocoф Н. Бeрдяeв в статье «О фанатизме, oртoдoкcии и истине» пишет, что фанаты и oртoдoкcы считают себя изобличителями инакомыслия, приверженцами истины, но при этом они истину ставят выше свободы. Филocoф такое мировоззрение считает заблуждением и самообманом.

Русский ученый И. Бeляeв выделяет две точки зрения, по которым человек становится фанатиком, — паccивно-cпиритoцeнтриcтское или активно-cпиритoцeнтриcтское. Фанатической точки зрения паccивно-cпиритoцeнтриcтского толка придерживаются аскетического склада характера люди. Служебная активность людей этой группы направлена на избавление от зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Такой человек ограничивает себя от телесных наслаждений, старается быть воздержанным. А люди из группы активно-cпиритoцeнтриcтского направления относят себя к спасителям мира и считают, что они указывают путь к святости. Фанатики этого течения нацелены на то, чтобы подчинить своей воле окружающих, навязать им свой выбор, мысли и мнение. Они считают, что такими действиями они ведут остальных к абсолютной истине. Из фанатического сознания подобного типа и проистекают радикальные мысли.

Чтобы понять изменения сознания людей в религиозных течениях, следует знать предпосылки к формированию личности религиозного фанатика. Ведь человек при адаптации к жизни не сразу становится фанатиком. Под воздействием пламенных речей харизматичных лидеров, установок, которые они дают, книг и другого человек постепенно превращается в духовного раба, беспрекословного верующего и даже проповедника. В душах поддавшихся религиозному фанатизму людей происходят психологические перемены. То есть им присуща акцентуация характера. Наука так объясняет акцентуацию характера: это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. И выделяет более десяти видов акцентуаций характера человека. Но мы заострим внимание на четырех из них, ярко характеризующих религиозных фанатиков.

Первый тип — демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.

Второй тип — шизоидный, которому присущи отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения.

Третий тип — эпилептоидный, со склонностью к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.

Четвертый тип — застревающий (паранойяльный). Здесь присутствуют повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность.

Формирование фанатиков этих типов крайне опасно.

Подготовка религиозных фанатиков деструктивными религиозными организациями происходит в несколько этапов. Эти религиозные организации при привлечении в свои ряды новых членов проводят операцию «очистки сознания». То есть начинается работа по внедрению в их сознание идеологии деструктивной организации, чтобы они полностью забыли прожитую жизнь. Человек, вошедший в новую для себя религиозную организацию, начинает беспрекословно выполнять ее требования. Главная цель деструктивной религиозной организации — полное подчинение человека своей воле. Религиозный фанатик демонстрирует неприятие мнений и взглядов, которые противоречат нормам религии, которой он придерживается. Он выступает против и законов государства, и мнения авторитетных личностей. Оказавшись под влиянием агрессивной эмоции, он ступает на путь психологической борьбы, чтобы отстоять свою идею. Мировоззрение поддавшегося религиозному фанатизму человека вступает в конфликт с интересами государства, национальным самосознанием. Такой человек вычеркивает из своей жизни патриотизм, политическую активность, а вместо них основными ценностями считает деструктивные религиозные идеи. Целью религиозного фанатика является изменение окружающей среды на основе своих утопических идеалов. Например, приверженцы организации ДАИШ, руководствуясь идеей построить «Исламское государство», развязали кровавую вой-ну в Сирии и Ираке. Сколько тысяч невинных людей погибло при этом? Сколько миллионов вынуждены бежать с родной земли, чтобы избежать ужасной смерти? Будто этого мало, ДАИШ стал на путь вандализма, уничтожая памятники древней цивилизации на территории Сирии и Ирака.

Религиозный фанатизм представляет из себя опасность для любого общества, потому что несет с собой мракобесие. В казахском обществе, живущем при светской правовой системе, верующим следует придерживаться умеренных взглядов. И знать, какие фанатические идеи деструктивных религиозных организаций угрожают безопасности Казахстана.

1. Пропаганда фундаментальных установлений в религии и непризнание образа современной жизни. То есть они под предлогом возвращения к истокам чистой религии хотят посеять в обществе смуту и хаос.

2. Отказ от национальных традиций и обрядов казахского народа.

3. Ликвидация семейных институтов из-за расхождений взглядов на религию.

4. Сопротивление сформировавшейся светской государственной системе и стремление построить религиозное государство.

Все эти угрозы прокладывают путь к ликвидации национальной и религиозной уникальности, сложившейся на казахской земле. Eлбаcы Нурсултан Назарбаeв в интервью в Улытау в 2014 году поделился мыслями о некоторых проблемах, которые волнуют казахское общество. Президент, говоря о религиозных проблемах, которые тревожат многих, предостерег казахстанцев, повернувшихся лицом к вере, от попадания в сети религиозных сект. Он сказал, что в мире существуют религиозные течения, способные навредить нам. Есть люди, которые преследут цель установить государственную религию, через кровь, вой-ны и религию построив государство. Стремление заново учредить халифат времен сахабов пророка Мухаммеда, когда на мировой арене блистали Абубакир, Омар, Осман, Али, порождено намерением захватить власть. Мы должны максимально приблизить религию к истинной вере и перенять от нее только самое лучшее, чтобы избавиться от такой идеи. Чтобы исполнить священные установления Курана, будет правильным способствовать процветанию религии, оказывая помощь нуждающимся, жалея и поддерживая друг друга, уважая старших, воспитывая детей, защищая народ и Родину, призывая соотечественников к единству. И тогда от религии государству будет большая польза и забота. Она объединит народ. Вот такой ислам нам следует уважать.

Этими словами Лидер нации Нурсултан Назарбаев призвал народ правильно понимать религию, не следовать за теми, кто извращает, фальсифицирует ее.

Казахcтан — молодое независимое государство. Наши предки веками мечтали о независимости. Поэтому наша святая обязанность — беречь ее как зеницу ока. А для этого нам нужно национальное единство. Надо предупреждать все угрозы, которые направлены на нарушение целостности государства. Для казахстанского общества, в котором действуют 18 конфессий и 3720 религиозных объединений, крайне важна религиозная стабильность.

В завершение процитирую слова Президента Республики Казахстан, Лидера нации Нурсултана Назарбаева из его Послания народу «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства»: «Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазбаху, которого придерживаются правоверные Казахстана».

Елнур АСКЕНУЛЫ,
инспектор отдела информационно- разъяснительной работы
и анализа центра изучения
проблем религии
акимата области,
магистр гуманитарных наук

Комментарии закрыты.