Горючие слёзы

Хозяева автозаправок жалуются на убытки

По словам владельцев бензоколонок, в скором времени некому будет снабжать автолюбителей топливом. Причина в том, что многие автозаправочные станции (АЗС) при нынешней ситуации на рынке могут свернуть свою деятельность. 

В большом минусе

В Таразе состоялось региональное заседание Казахстанской топливной ассоциации. На него были приглашены руководители ТОО и индивидуальные предприниматели, владеющие сетью автозаправок, из Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. Темой заседания стали серьезные проблемы АЗС, которые якобы могут привести к их закрытию.

Данное объединение предпринимателей было зарегистрировано в январе этого года, чтобы защищать интересы автозаправочных станций на топливно-энергетическом рынке. В ассоциацию вошли пока 20 операторов, которые пытаются обратить на себя внимание Правительства страны, депутатов и общественности. Среди самых острых вопросов глава ассоциации Болат Ауетаев назвал государственное регулирование розничной реализации ГСМ, ввиду чего большинство АЗС работают практически себе в убыток.

— Все мы знаем, что в соседней России цена на бензин неуклонно растет, — объяснил свою точку зрения Б. Ауетаев. — Доля российского бензина на казахстанском рынке составляет 40 процентов. При такой ситуации неизбежно повышение оптовой цены топлива отечественными производителями, что сегодня и наблюдается. Ведь не существует пороговой цены на поставку оптовых партий топлива, а предельные цены установлены только на розничную реализацию.

В результате, по словам организаторов заседания, владельцам АЗС приходится иметь минимальную маржу, которая не покрывает всех их затрат. Ситуацию усугубляет и то, что с начала года на 47 процентов подорожали услуги по перевозке топлива. Менеджеры ассоциации попытались разложить по полочкам складывающуюся цену на топливо. При затратах на перевозку, содержание нефтебазы и станции, хранение нефтепродуктов, составляющих 18 процентов от оптовых цен на топливо, наценка на бензин составляет 11 процентов. То есть если верить участникам заседания, фактически автозаправочные станции работают в убыток.

 

Непопулярные меры

Оказывается, для сокращения расходов операторам топливного рынка приходится увольнять сотрудников либо сокращать им заработную плату. А некоторые АЗС в стране уже закрылись. Другие же работают, поскольку вовсе отказаться от деятельности им якобы не позволяет стратегия ведения бизнеса. У многих заключены контракты с крупными клиентами, которых нельзя подвести. Да и простаивание впустую все равно не освобождает от уплаты некоторых обязательных платежей и налогов. Так что выход один: либо продолжать работать в убыток, либо закрыться навсегда.

— Мы не ратуем за повышение или снижение стоимости бензина, — подчеркнул Б. Ауетаев. — Мы поднимаем вопрос рентабельности АЗС.

 

Рекламные казусы

Кроме того, члены ассоциации намерены отстаивать свои права по другим вопросам. Например, по их мнению, необходимо вывести АЗС из списка опасных объектов, отменить начисление налога на информационную стелу как на объект наружной рекламы. Здесь, кстати говоря, пошли казусы. Так, в Астане руководителям АЗС удалось через судебные инстанции доказать, что информационные щиты с указанием цены топлива не являются рекламой. Там теперь налог за это не платят. В Таразе же дошло до нонсенса. Руководство ТОО «Эврика» также обратилось в судебные инстанции по поводу начисления налогов. Проиграв процессы в городском и областном судах, предпринимателям удалось доказать свою правоту только в Верховном суде. Однако даже после этого решения местные налоговые органы продолжают взимать налог за наружную рекламу.

— В противном случае нам грозят арестом счета, — сказал представитель ТОО Василий Сергиенко.

Назвать суммы отчислений за рекламу владельцы АЗС отказались, но отметили, что это довольно серьезные деньги.

 

Верю и не верю

Но вернемся все же к предложениям топливной ассоциации. На наш взгляд, требование с ее стороны установить предельно допустимые цены на оптовую реализацию ГСМ вполне уместны. Ведь нельзя продавать за 9 тенге то, что закуплено по 10 тенге. Теоретически выйти из этой ситуации можно только в том случае, если разбавлять топливо газоконденсатом или недоливать его автовладельцам (что, наверное, и происходит на многих АЗС). Однако другое предложение ассоциации — отменить госрегулирование цен для АЗС — никак нельзя назвать рациональным. Такая мера может вызвать бесконтрольный рост цен именно в сфере розничной торговли, а страдать в конечном итоге будет потребитель.

Понятно, что у хозяев бензоколонок свои взгляды на рынок. Но их инициативы, откровенно говоря, порой пугают. Ведь сейчас прослеживаются в большей степени их личные интересы, нежели народные. Вряд ли рядовой потребитель проникнется сочувствием к королям бензоколонок. Граждане наши знают: не всегда то, что выдается за благо, благом является.

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)