Неудобные вопросы

Пока не всё так гладко, как хотелось бы

Единая национальная система здравоохранения, разработанная по поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева для обеспечения надлежащего качества и доступности медицинских услуг, начала внедряться в 2010 году. 

Сложность перехода от прежних принципов к новым обусловила поэтапный и длительный срок внедрения системы — до 2020 года. За это время планируется обеспечить свободный выбор пациентом врача и лечебного учреждения, сформировать конкурентную среду и добиться прозрачности оказания медицинских услуг. Казахстанцы стали получать гарантированную бесплатную медицинскую помощь не только в государственных, но и в частных клиниках. Однако в январе — феврале в редакцию стали поступать звонки горожан по поводу неорганизованности работы поликлиник: жаловались на очереди в регистратурах, на непродуманную систему приема больных по талонам, на невозможность получить гарантированные государством бесплатные лекарства. Эти и другие вопросы наших читателей мы переадресовали заместителю руководителя управления здравоохранения Марату Жуманкулову.

— Преобразования в медицине — не новшество, а поступательная последовательная политика Министерства здравоохранения в рамках мероприятий программы «Саламатты Қазақстан», — пояснил М. Жуманкулов. — С внедрением Единой национальной системы здравоохранения с этого года изменился механизм финансирования организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь. Ранее при финансировании не учитывались расходы на консультативный прием, на обследования и остальные услуги, то есть они назначались иногда самим пациентом: показаний не было, но было желание, и человек шел и проверялся. Это нерациональное использование выделенных средств, создающее к тому же определенные неудобства: помните, какие очереди, суматоха и неразбериха были всегда в диагностическом центре? С нынешнего года помощь организаций первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) четко разделена на амбулаторно-поликлиническую и клинико-диагностическую часть (консультации узких специалистов и обследование). Это делается, во-первых, для того, чтобы правильно и рационально использовать имеющееся медицинское оборудование, во-вторых, чтобы правильно регулировать потоки пациентов. Финансовые объемы диагностического центра перераспределили между поликлиниками, и теперь последние сами их регулируют. Для этого запущена программа «Электронный портал», по которой можно отследить, сколько человек записалось на прием к тому или иному специалисту в каждой поликлинике, и врач может направить пациента туда, где нет очередей. В январе — феврале сбои были, но в марте портал уже заработал.

— Марат Сейтбекович, кто отвечает за регулировку таких потоков внутри учреждения? Ведь не секрет, что практически повсеместно, выстояв с утра очередь за талонами, затем, вернувшись в поликлинику во второй раз, больные попадают на прием к врачу не по времени, указанному в талонах, а в порядке живой очереди.

— Контролировать должны регистратура и администрация поликлиники. Для этого созданы все условия: есть заместители главных врачей по лечебной работе или внутреннему аудиту, то есть по качеству оказания медицинской помощи. Они могут перенести часы приема, назначить прием на субботу, у них есть все механизмы управления вплоть до дифференцированной оплаты и стимулирующего компонента по душевому нормативу. Если раньше начисление медработникам производили по 13 индикаторам ежеквартально, то с 1 января — по шести ежемесячно. Выполнил — получаешь дополнительную доплату за работу, не выполнил — не получаешь. Обо всех нарушениях пациенты должны ставить их в известность.

— Для чего диспансерных больных, желающих попасть на очередной прием к своему лечащему врачу (эндокринологу, невропатологу и другим), заставляют сначала посетить терапевта, сдать анализы? В итоге за простым рецептом человек вынужден ездить в поликлинику по три-четыре раза, отпрашиваться с работы, выслушивать замечания.

— Менталитет нашего населения, к сожалению, таков, что больные сами придут, а тех, кто редко обращается, необходимо отправить к терапевту для того, чтобы сориентировать на раннюю диагностику, поскольку многие заболевания излечимы лишь на раннем этапе. Скрининги тоже охватывают определенные возрастные группы, где наиболее высокий уровень заболеваемости, например, по онкологии.

— Назначение диспансерным больным может сделать только наблюдающий их врач. Зачем зря гонять людей, ведь такая ситуация будет повторяться из месяца в месяц? Выходит, что терапевт — лишнее звено между узким специалистом и пациентом?

— В случае с диспансерными больными это, конечно, ненормально. К терапевту должны попадать те, кто идет первый раз и кто направляется на обследование в другие организации. Это перегибы, таких фактов не должно быть. Однако участковый врач не среднее звено, он — главное действующее лицо, которое должно быть в курсе всего, что с его подопечным происходит. В самом процессе лечения надо учитывать и побочные действия лекарств, оценивать их терапевтический эффект по клиническим исследованиям. Сегодня идет формирование пациентоориентированной модели, то есть когда участковый врач должен знать все про своего больного. У детей общий педиатр охватывает все заболевания, кроме неврологии и эндокринологии. Это не обязательно. Разделение на внутреннее направление, для которого не нужно проходить терапевта, и внешнее, когда пациенты уходят в другую клинику и посещение терапевта и сдача анализов необходимы, предусмотрено компьютерной программой, которая усовершенствована и каждый день обновляется. Не думаю, что подобные факты имеют распространенный характер.

— Давайте обратимся к частному случаю. Ребенку поставили диагноз «эпилепсия». Прошел почти год, но он еще ни разу не получил в поликлинике № 5 положенные ему от государства лекарства. Это нарушение?

— Эпилепсия входит в список заболеваний, по которым мы обязаны пациентов обеспечивать препаратами. Есть 786 приказ Минздрава, где все четко прописано. Это заболевание, как и сахарный диабет, системные заболевания или неврологические расстройства, требует пожизненного приема препаратов, поэтому данную категорию населения мы обеспечиваем ими на сто процентов. По названному Вами случаю будем разбираться отдельно.

— С нового года услуга массажа в поликлиниках стала платной для взрослых и детей. Были жалобы на то, что даже грудничков обслуживали за деньги. Насколько это правомерно?

— В постановлении Правительства «О внесении и изменений в постановление Правительства РК № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» от 27 января 2014 года четко расписаны все виды услуг. В разделе приложения «Лечение, манипуляции и процедуры» написано, что процедуры детям до 18 лет и массаж детям до одного года по показаниям врача проводятся бесплатно. Если этот факт имел место после 27 января (плюс 10 дней на публикацию в СМИ), то в феврале постановление уже вступило в силу, и взимание денег было незаконным. За массаж детям старше года поликлиника имеет право брать оплату, потому что это прописано. Даже флюорографию детям с 15 лет прописали, хотя раньше ее до 18 лет делать было нельзя. В случае нарушений прав пациентам следует обращаться в управление здравоохранения или в департамент Комитета по контролю за медицинской и фармацевтической деятельностью.

— Кто контролирует цены на лекарственные препараты, куда обращаться в случае их завышения?

— Цена на медикаменты регулируется Правительством, заключены меморандумы с профессиональными ассоциациями более чем на 200 на-именований основных лекарственных средств. На сегодняшний день повышение цен на них не фиксировалось. У нас работает мониторинговая группа, плюс волонтеры из студентов медколледжа ежедневно отслеживают цены, ведется контроль со стороны Комитета по медицинской и фармацевтической деятельности. Мы со своей стороны провели встречу с союзом провизоров и фармацевтов Жамбылской области, собрали представителей 51 аптеки и провели беседу с предпринимателями о сдерживании цен на основные препараты. Мы нашли понимание — люди не горят желанием заработать на повышении. А вообще ценовая политика — это прерогатива антимонопольного комитета, они должны регулировать. Наши тендеры проходят в рамках фиксированных цен.

— Предусматривается ли в рамках госпрограммы строительство новых поликлиник в областном центре? Вопрос наболевший, потому что, к примеру, жители одной стороны улицы Ташкентской относятся к поликлинике № 8, что в квартале от них на улице Байзак батыра, а другой стороны — к поликлинике № 5, что в другом конце города на химпоселке.

— По государственным нормативам новая поликлиника создается при условии прикрепления к ней не менее 30 тысяч человек. На сегодняшний день в Таразе действует девять поликлиник. Крупные — № 2 и № 5 — рассчитаны на 500 посещений в день, что подразумевает охват 50 — 60 тысяч человек. Если же исходить из официальной статистики (380 тысяч жителей города), то их как бы не хватает. В данное время имеется проектно-сметная документация на строительство поликлиник № 1, 4 и 9. Активно внедряется механизм государственно-частного партнерства, на первую поликлинику инвесторов уже нашли. Появятся также поликлиники в городе Каратау и в Меркенском районе. По восьмой поликлинике рассматривается вопрос о строительстве нового корпуса. Кроме того, в сентябре — ноябре прошлого года прошла кампания по прикреплению населения к поликлиникам. В этом году в ней имеют право участвовать и частные организации, готовые оказывать амбулаторно-поликлиническую помощь, к примеру, железнодорожная больница уже изъявила желание. Если они будут соответствовать критериям, мы прикрепим к ним население. По новому механизму, когда деньги идут за пациентом, по итогам 2014 года будет новая кампания по прикреплению. И если в поликлинике начнется отток пациентов, то вопрос будет стоять об ответственности руководителя, значит, не смог он организовать работу.

— Иногда поликлиники отказывают прикрепленным пациентам в вызове врача на дом, это законно?

— Это неправильно. Однако в правилах прикрепления есть норматив доезда, в который они могут не уложиться, поэтому отказывают. Теперь не будут отказываться, потому что механизм «деньги идут за пациентом» с этого года введен не только в стационарах, но и в поликлиниках. И сейчас они должны показать свою дееспособность. Думаю, над замечаниями, высказанными читателями «Знамени труда», надо работать совместно: есть моменты, когда недопонимают больные или медработники. Есть моменты технического характера, когда сервер не работает и в регистратурах не могут забить данные в программу вовремя. Все это преходящее, пройдет. В звене первичной медико-санитарной помощи предстоит огромная работа: программа «Саламатты Қазақстан» будет реализовываться еще два года. Подушевое финансирование — это новые финансовые механизмы, которые должны принести свои плоды: система перейдет на активный, пациентоориентированный подход.

Послесловие. После нашего интервью с Маратом Жуманкуловым вопрос о выделении больному эпилепсией мальчику жизненно важного препарата, который мама не могла получить бесплатно в течение почти года, на следующий же день обрел материальную форму в виде выдачи месячной нормы.

Зато другому нашему читателю повезло меньше: открыть ему больничный в поликлинике № 2 смогли, а вот закрыть — нет, потому как единая база данных показала, что больной с инициалами Щ. В. В., несмотря на справки местного ЦОНа, прописан в Павлодаре, а не в Таразе. Теперь от него требуют подтверждающие документы, что он действительно проживает в нашем регионе, ведь, по данным компьютера, в стране с такими же инициалами еще 10 человек.

Кстати, сбой дает и централизованный информационно-справочный терминал в поликлинике № 1, в котором посетители тщетно пытались получить информацию в понедельник, 17 марта. Просим руководство управления обратить внимание на эти факты в своей работе.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)