The news is by your side.

Что есть, то и предлагаем. Стать по-настоящему гостеприимными турфирмам мешает ряд факторов

Стать по-настоящему гостеприимными турфирмам мешает ряд факторов

Всего семь жамбылских фирм, специализирующихся на въездном и внутреннем видах туризма, добились роста показателей в отрасли.

По данным управления туризма, за девять месяцев 2023 года наш регион посетили 109533 гостя, что на 10,3 процента больше показателя предыдущего года. Из них 107079 человек (с плюсом на 9,5 процента) прибыли по линии внутреннего туризма, остальные 2454 (на 66,8 процента больше) — иностранцы.

Но фактически в Жамбылской области действуют 16 турператоров, и девять из них предоставляют услуги лишь по выезду в другие страны. А если бы они расширили спектр своих услуг? Представьте себе, насколько доходы от туризма стали бы весомее!

Ведь минувший год был отмечен бурным наплывом туристов из России, Китая и Индии. Взять хотя бы данные Министерства туризма и спорта РК: с января по сентябрь к нам прибыли 356850 россиян (318590 за аналогичный период 2022 года), в два раза выросло число гостей из Поднебесной — до 75131 человека с 37253. Заметно прибавилось также туристов из Индии (34757 против 10090 в 2022 году) и даже из США (28160 против 18266) (смотрите инфографику).

Взрывной рост приезжих из России специалисты отмечают с 2022 года в связи с войной в Украине. Казахстан стал популярной точкой для переезда и транзита релокантов, причем не только бизнесменов, но и сбежавших от мобилизации. Санкции и закрытие прямого авиасообщения России с Европой также сделало республику популярной у северных соседей.

Вырос также объем услуг, оказанных местами размещения. На 175,7 миллиарда тенге обслужили туристов гостиницы страны за девять месяцев 2023 года. Это на 36 процентов больше показателей за аналогичный период 2022 года, когда гостиницы и кемпинги обслужили туристов на 129,2 миллиарда тенге.

Собственно, и в нынешнем году туры по Казахстану остаются популярными для жителей соседних стран. На сайте российской газеты «Спорт-Экспресс» организатор путешествий Антон Баранов назвал семь основных причин поехать на отдых в Казахстан. Это отсутствие виз, транспортная доступность, низкие цены, гостеприимство местных жителей, красивая и разнообразная природа, богатые история и культура, вкусная еда.

— У Казахстана довольно большая территория, поэтому в страну могут приезжать любители отдыха в горах, моря и даже экстремальных туров по пустыням: каждый найдет то, что ему по душе, — предлагает А. Баранов и добавляет: — Из-за разницы в курсе валют среднему туристу доступны хорошие отели, поездки по стране, покупка сувениров. В качестве памятных вещей обычно покупают расписную керамическую посуду, войлочную одежду, обереги из кожи. А тем, кто страдает без брендов, ушедших из России, отдых в Казахстане позволит еще и заняться шопингом. Гастротуры все еще популярны, поэтому за едой в Казахстан тоже часто приезжают.

А вот руководитель управления туризма Биржан Кузембеков акцентировал наше внимание еще и на культурных мероприятиях, которые с каждым годом привлекают в наш город и регион все больше гостей.

— Совместно с государственными органами и турфирмами, ассоциацией ремесленников, представителями бизнеса нами проведены фестиваль «Көктем коркі — қыз­ғалдақ», международная выставка ремесленников «Тараз — город ремесленников», —
напомнил Б. Кузембеков. — Множество гостей привлекает также международный проект Aspara Fashion Week, созданный авторитетным дизайнером одежды Айдарханом Калиевым. Показы мод с участием казахстанских и иностранных дизайнеров, проходящие в Таразе, собирают специалистов практически со всего мира. В рамках масштабных мероприятий проводятся экскурсии по специально разработанным маршрутам. В ходе тура гости посещают историко-культурные памятники: дворцовый комплекс Акыртас, мавзолеи Айша-биби и Карахана, археологический парк «Көне Тараз» и другие. Участники экскурсий восхищались красотой тюльпанового поля (Таласский район, горы Каратау), уникальными объектами и находками, обнаруженными в ходе раскопок на территории нашей области, затем писали положительные отзывы на своих страницах в соцсетях об увиденном.

Что примечательно, негативных отзывов, как и жалоб на низкое качество обслуживания в гостиницах и при перевозке от туристов не поступало.

Тут можно было бы поставить точку, но объективности ради я поинтересовалась отзывами местных туроператоров. Тех самых, которые принимают и обслуживают казахстанских и иностранных туристов, и буквально на себе испытали все тяготы этого непростого бизнеса.

По словам представителя турфирмы, не пожелавшего себя назвать, трудности возникают из-за слабой инфраструктуры. В первую очередь это касается дорожного покрытия по направлению к историческим и культурным объектам за пределами Тараза.

На этот счет в управлении Тараза пояснили, что в 2024 году планируется проведение инфраструктуры в зоны отдыха Алмалы, Тасколь, Коксай и Актобе (Баласагун).

Вторая серьезная проблема — отсутствие комфортных современных туалетов. Для нас, жителей региона, привычнее обращать внимание на состояние туалетов на республиканских трассах. Большинство из них, как многие могли заметить, мало пригодны для использования. В управлении туризма подтвердили, что из 87 туалетов, расположенных на протяжении трех крупных автодорог, лишь 12 комфортных, то есть «соответствуют правилам субсидирования части затрат субъектов предпринимательства на содержание санитарно-
гигиенических узлов». В текущем году обещают ввести в строй на трассах еще три современных объекта.

Впрочем даже в Таразе приезжий после трехчасовой прогулки сталкивается с тем, что и здесь нет приличного объекта с удобствами.

— Ни на территории археологического парка, ни вблизи исторических памятников нет удобных современных туалетов, отчего перед гостями всегда становится неловко, — говорит председатель объединения юридических лиц «Жамбылская ассоциация туристской индустрии», директор ТОО «Каралма» Балагуль Махатова. — Эту проблему надо решать, как и вопрос с благо­устройством мест посещения туристов и паломников. Взять, к примеру, родник Аулие-бастау. Территорию рядом с ним обустроили, а сам родник, который ранее был священным местом с целебной, богатой минералами водой, загадили! Ну как это может быть?! Востребованный вроде объект, а в таком запущенном состоянии!

По словам Балагуль Тахировны, турфирмы испытывают также проблемы и с арендой транспорта для организации поездок и экскурсий гостей. Перевозчики заламывают цены за аренду автобусов и минивэнов, отчего туроператор вынужден терять доходы, а то и вовсе терпеть убытки.

Еще один насущный вопрос: дефицит кадров. Вырастить профессионального гида местные специалисты еще как могут! А вот удержать его, заинтересовать финансово не получится.

— В нашей турфирме проходили практику студенты местных вузов. Они замечательные, думающие, очень продвинутые молодые люди, готовые привнести полезные, интересные идеи в отрасль, повысить качество услуг, — добавила Балагуль Махатова. — И мы с коллегами старались им помочь, делились опытом, проводили для студентов тесты и мастер-классы на базе региональной палаты предпринимателей. С одним из выпускников университета почти договорились, что будет работать у нас. Но не сошлись в сумме зарплаты: парень хотел бы получать 150 тысяч тенге в месяц, а наши мизерные оклады его не устроили. Так что наши кадры утекают в другие города.

Любопытно, что другие члены ассоциации туристской индустрии тоже указали практически на те же проблемы. Хозяйка одной из турфирм добавила еще, что в Таразе и регионе не хватает рекламы и информации о ресторанах казахской национальной кухни, а также о зонах отдыха в районах, предоставляющих сезонные услуги с летним отдыхом, рыбалкой, трекингом. Туроператоры также хотели бы регулярно получать информацию о рейтингах гостиниц и перечне их услуг, чтобы грамотно удовлетворить запросы клиентов.

Ну а что касается потребителей, то нам регулярно хотелось бы получать информацию о маршрутах выходного дня. К слову, в материале «Поедем за город» («Знамя труда», № 9 от 23 января 2024 года) мы рассказали о маршрутах, разработанных операторами на январь, связавшись с ними по номерам, указанным в Instagram. Почему бы не предоставлять такие сведения повсеместно, а не только в соцсетях?

Ведь содействие развитию туризма, по сути, наше общее дело.

Гульжан АСАНОВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.