The news is by your side.

Доступная среда. Особый подход к особенным детям

Особый подход к особенным детям

На пятом заседании Национального совета общественного доверия Президент Касым-Жомарт Токаев поручил улучшить скрининг детей раннего возраста, усилить деятельность социальных служб при организациях первичной медико-санитарной помощи, составить понятный алгоритм действий в виде единого маршрута для ребенка с особыми потребностями и его семьи. В специальных учреждениях должны быть предусмотрены все оказываемые государством услуги.

В Кордайском кабинете психолого-педагогической коррекции каждый ребенок с особыми образовательными потребностями и его семья могут получить комплексную и квалифицированную психолого-педагогическую помощь, консультацию.

По словам заведующей кабинетом Асии Валиевой, помощь могут получить дети от рождения до 18 лет с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, интеллекта, с расстройствами аутистического спектра.

Если поначалу в кабинете работали только четыре специалиста, то в данное время в штате 26 человек. Индивидуальные рекомендации по развитию и воспитанию ребенка с особыми образовательными потребностями дают логопед, психолог, дефектолог, тифлосурдопедагог, олигофренопедагог, инструктор адаптивной физкультуры и социальный педагог.

— Ежегодно оказываем помощь более чем 240 детям с различными нарушениями в развитии. При помощи благотворительного фонда «Дара» открыты два филиала — в селах Масанчи и Сортобе. Отмечу, что все услуги специалистов оказываются на бесплатной основе. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и групповой формах. По желанию родителей может быть рассмотрен дистанционный формат. Курс коррекционной психолого-педагогической поддержки длится от трех до 12 месяцев. Мы анализируем достижения детей — насколько они смогли достичь результата во время занятий. Педагог составляет для каждого ребенка индивидуальную программу развития, оказывает специальную психолого-педагогическую поддержку и консультирует семью, — рассказывает Асия Валиева.

По ее словам, задача педагогов коррекционного кабинета — создать условия, в которых будет просто и понятно увидеть проблемы ребенка и совместно с родителями найти пути их решения.

В работе применяются методы игровой терапии, информационно-коммуникативные и здоровьесберегающие технологии, артикуляционная, дыхательная, миогимнастика, кинезиотерапия, нейрогимнастика, направленные на стабилизацию эмоционального состояния, избавление от страха, агрессии, закомплексованности, также используются приемы и методы развития познавательных навыков и логики.

Год назад было презентовано авторское учебно-методическое пособие «Нейроәліппе», которое создали сурдопедагог Толганай Тыныстан, тифлопедагог Рыскуль Беркбулова, олигофренопедагог Алия Тохобаева, логопед Зина Олжатаева. Это уникальное сочетание аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте. Пособие предназначено для распознавания букв и слогового чтения для детей с особыми образовательными потребностями: с нарушениями речи, умственной отсталостью и другими психофизическими нарушениями. Также оно эффективно в работе с детьми дошкольного возраста и первоклассников.

— Кордайский кабинет коррекции одним из первых был оснащен уникальным тренажером Гросса. Благотворительный фонд «Дара» подарил этот тренажер, который позволяет повысить возможности реабилитации детей с диагнозом ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Автор тренажера Артур Гросс приехал из Москвы, чтобы установить его. Он провел серию ознакомительных уроков, вручил сертификаты инструкторам адаптивной физкультуры. Тренажер помогает отработать навыки правильной ходьбы, а также может научить различным видам безопасного движения — развивает у ребенка навыки равновесия без помощи постороннего человека. За счет развития двигательной моторики дети приобретают и другие навыки, включая слухоречевые и интеллектуальные. Он позволяет двигаться даже тем детям, кто совсем не владеет двигательными функциями и не может совершать упражнения в вертикальном положении. На тренажере они могут перемещаться во всех плоскостях пространства (вперед, назад, вверх и вниз), а также вращаться вокруг своей оси без риска падения, — пояснила Асия Валиева.

Все кабинеты оснащены современным специальным оборудованием для занятий лечебной физкультурой, музыкальной ритмикой. Кроме того, есть кабинет Монтессори и сенсорная комната.

— Кабинет психолого-педагогической коррекции не только несет в себе медико-педагогические функции, но и укрепляет у наших пациентов осознание того, что они — обычные дети, способные жить в социуме. У нас они быстро раскрепощаются, с удовольствием посещают все занятия. Обстановка располагает к полному доверию, желанию общаться, — подытожила Асия Валиева.

Ляйлим ДОСЕМБЕКОВА,
фото из архива Асии Валиевой

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.