The news is by your side.

Энергия на колёсах

Новые отечественные локомотивы и надёжны, и комфортны

В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в Казахстане одной из приоритетных отраслей промышленности является производство железнодорожной техники. 

В этом году локомотивный парк Жамбылской области пополнился шестью новейшими моделями тепловозов ТЭ33А серии «Evolution» отечественной сборки. По словам главного инженера локомотивного депо города Тараза Мухтара Рыскулова, современные электровозы эксплуатируются Жамбылским отделением дороги акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы» с 2013 года

Шесть новых грузовых локомотивов значительно отличаются от своих предыдущих собратьев старого образца. Помимо комфортных условий для работы (кондиционера, электрической плитки для подогрева пищи, холодильной мини-камеры и даже микроволновой печи, которая предусмотрена на французских электровозах), они снабжены современной цифровой электроникой, позволяющей улучшить процесс управления огромной машиной. Передняя панель управления внутри тепловоза оснащена бортовым компьютером, который после пары манипуляций автоматически запускает двигатель машины.

— Все показания, включая готовность, напряжение, нагрузку, температуру масла и прочее, высвечиваются здесь, — рассказывает машинист-инструктор по обучению локомотивного депо Владимир Подопригора, указывая на кнопки на сенсорном экране монитора. — Есть навигационная система контроля, служащая для определения местонахождения тепловоза.

Чтобы наглядно продемонстрировать работу тепловоза, машинист даже запустил двигатель. На мониторе бортового компьютера появились стрелки, указывающие на давление топлива и масла.

— После прокачки происходит запуск двигателя тепловоза, который занимает около трех минут. В отличие от старых тепловозов здесь все делает компьютер, — комментирует В. Подопригора.

Современные тепловозы могут развивать скорость до 120 километров в час. При этом она может фиксироваться благодаря комплексному устройству.

— Если скорость превышается на каких-то определенных участках и становится выше положенной нормы, то компьютер автоматически приводит в действие тормоза. Это и на случай, если машинист при каких-либо обстоятельствах вдруг потеряет бдительность, — поясняет собеседник.

При таком техническом обеспечении количество несчастных случаев и риск аварийных ситуаций значительно снижаются, в особенности там, где их причиной становится человеческий фактор.

С модернизацией техники возрастает и постоянная потребность в обучении машинистов. Освоить принципы управления локомотивами им помогают навыки владения обычными стационарными компьютерами. Кроме того, на экстренный случай под рукой всегда имеется книжка с поэтапным инструктажем. Обучение, по словам инструктора, проходит на местах. Так проще, ведь машинисты постоянно контактируют с машиной, и закрепить теорию практикой им не составляет труда.

Сегодня три локомотивных состава успешно работают на участке Джамбул — Каратау — Жанатас, остальные два — в городе Каратау, а один обслуживает станцию Луговая. Длительность их эксплуатации будет зависеть от грузопотока в регионе.

Стоит отметить, что снабжает республику железнодорожной техникой запущенное несколько лет назад в Астане локомотивостроительное предприятие, специализирующееся на сборке грузовых локомотивов нового поколения по технологии американской компании «General Electric» — АО «Локомотив курастыру зауыты». С момента начала работы предприятием произведено около 290 локомотивов, в том числе 42 единицы в 2014 году. В скором времени здесь ожидается также выпуск и пассажирских тепловозов ТЭП33А.

Светлана ГЛАДКОВА, фото автора

Комментарии закрыты.