The news is by your side.

Хороший и доступный контент. Как активисты популяризируют казахский язык в социальных сетях

Как активисты популяризируют казахский язык в социальных сетях

Помимо множества госпрограмм, которые призваны помогать развитию государственного языка, в Казахстане действуют сразу несколько онлайн-площадок и движений, главной целью которых является популяризация казахского языка. Здесь авторы пишут увлекательные тексты, объясняют, рассказывают и добиваются перемен и в интересе к языку, и в его использовании. Познакомимся с этими ресурсами и мы.

Qazaq Grammar

Еще в 2012 году основатель проекта Qazaq Grammar Нурсултан Багидолла занялся популяризацией казахского языка. Тогда название проекта и платформа были совсем другими. Позже он перешел на площадку Instagram, где сейчас у автора более 42 тысяч подписчиков.

Основная цель проекта — популяризация казахского языка. Показать казахский язык в современном, привлекательном виде и в целом повысить уровень знания языка.

— Qazaq Grammar — это не курс казахского языка. Хотелось бы это уточнить, потому что есть много людей, которые часто пишут мне лично и спрашивают о курсе. Во-вторых, Qazaq grammar — это не словарь. Многие подписчики часто просят переводы, синонимы и значения определенных казахских слов. Это может быть связано с тем, что некоторые из наших постов содержат значения и переводы редких слов. К сожалению, это не такой проект. Но в будущем я хочу сделать Qazaq Grammar крупнейшим и наиболее полным ресурсом казахского языка, — говорит Н. Багидолла.

На странице ресурса можно найти контент от разбора грамматики до различных мемов, комиксов, например, о диалектах и этимологии казахского языка. Также для интерактива с читателями в Instagram stories проводятся опросы, сессии вопросов-ответов. Нурсултан отмечает, что с помощью юмора можно пробудить у людей желание изучать казахский язык.

— Юмор — универсальный язык. Человек, мало знающий или даже не знающий казахского языка, может увидеть мемы и кое-что понять о казахском языке и казахах. Лучшее в таком контенте — это то, что можно легко изучить язык, при этом он создает хорошее настроение, — поясняет он. — В Казнете многие привыкли видеть русские, английские мемы. При просмотре смешного и качественного мема на казахском в Qazaq Qrammar у многих возникает «mindblow», то есть взрыв сознания. Те, кто не ожидал такого, будут распространять этот контент дальше и делиться им с друзьями. Думаю, все это расширит сферу использования языка.

По мнению автора ресурса, в процессе развития языка не должно быть никаких агрессии и негатива.

— Как я себя помню, споры вокруг казахского языка не утихали. Факторы, провоцирующие развитие спорных событий, существуют как извне, так и изнутри. Если бы был очевидный способ решить проб­лему и все знали бы как действовать, она была бы решена давно, — уверен он. Но так как такого способа нет, Нурсултан предлагает рассмотреть разные варианты и опробовать их для развития государственного языка. Один из способов популяризации казахского — это частое упоминание о нем в Интернете, считает он.

Большую часть аудитории проекта составляют молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Кроме того, среди подписчиков есть и иностранцы, что радует автора проекта.

Qazaqsha jaz

Одна из серьезных проблем для носителей казахского языка — это отсутствие сервиса на казахском языке в социальных сетях для казахскоязычных потребителей. Об этом задумались организаторы движения Qazaqsha jaz, и в 2020 году начали писать комментарии на страницах известных компаний с просьбой предоставить информацию на казахском языке. По словам Алии Сари, одной из администраторов движения Qazaqsha jaz, им удалось добиться, чтобы сотни компаний начали вести свои аккаунты в соцсетях на казахском языке.

— Qazaqsha jaz — это онлайн-движение, которое стремится увеличить репрезентацию казахского языка в социальных сетях и в Интернете в целом. Наши принципы — вежливость и цивилизованность, то есть работа в соответствии с требованиями сетевого этикета, — поясняет Алия.

При этом представитель движения отмечает, что русский язык также имеет значение в нашей стране. Поэтому не отрицают его, лишь просят предоставить информацию на государственном языке. Этот метод называют «тербеу», то есть «качать».

Вначале активисты комментировали посты крупнейших компаний, таких как Burger King, Samsung с просьбой вести контент на казахском языке. Финансовые возможности также играют важную роль в способности компаний вести контент на обоих языках. По словам Алии Сари, компании с таким ресурсом, как Samsung, всегда ищут новые идеи, стремясь удовлетворить потребности всех клиентов, поэтому сразу приветствовали идею Qazaqsha jaz.

-Как одно из достижений движения Qazaqsha jaz, могу отметить, что мы повлияли на создание казахской версии банковского приложения Kaspi.kz.
Также перевели бета-версию приложения Telegram на казахский язык. Чем больше людей установят приложение на казахском языке, тем больше вероятность попасть в число официальных языков мессенджера, — добавляет А. Сари.

Она уверена, что для того чтобы на государственном языке появлялось больше контента, важно запрашивать информацию, пользоваться банкоматом и приложениями на казахском языке.

— На каждом сайте есть статистика по языку. Например, если потребители не выбирают интерфейс на казахском языке, компания может предоставить информацию только на русском языке, подумав, что контент на казахском не читается. Подобные повседневные занятия, на которые мы не обращаем внимания, становятся трендом. Когда все больше и больше людей хотят этого, ситуация меняется, — говорит собеседница.

Kazak bubble

Больше двух лет назад выпускник Назарбаев университета по специальности «лингвистика» Бейбарыс Сейтак вместе со своими единомышленниками создал страницу Kazak bubble в Instagram, где доступным языком излагает научную информацию о языкознании. Эта страница — хорошая площадка для тех, кто хочет изучать казахский язык. Потому что авторы освещают интересные темы на двух языках. Например, в их постах можно узнать, как говорить без акцента или же как не запутаться в суффиксах казахского языка.

— Kazak bubble — это научно-популярная страница. Слово «bubble» в названии Kazak bubble, во-первых, дает отсылку на древний город Бабыл (Вавилон — В.). Также в комиксах знак, указывающий на речь персонажа, на английском языке называется «Speech bubble», название тоже указывает на это, — объясняет
Б. Сейтак. — То есть мы стремимся простым языком донести различную научную информацию о казахском языке, языках в целом. Например, берем научные данные о фонетике, фонологии казахского языка и объясняем, как правильно пишутся эти слова, как произносятся.

Сейчас на страницу Kazak bubble подписаны более 10 тысяч человек. Парень отмечает, что большинство подписчиков —
молодые люди, в основном из столиц. Их читают и русско­язычные, и казахоязычные.

Бейбарыс отмечает положительные моменты в развитии казахского языка и говорит, что распространенная раньше идея «на казахском языке нет контента» сейчас уже стала мифом, так как ежедневно выходят разные фильмы, песни и книги на казахском языке. По его словам, проблема может заключаться не в отсутствии информации на языке, а в слабости продвижения контента. Он напоминает о проекте «100 книг» по развитию общественных и гуманитарных наук на казахском языке, который, по мнению Бейбарыса, был интересным, но не стал известным.

— Надеюсь, что это не просто мой «Info bubble» (информационный пузырь), но замечаю, что в развитии казахского языка проявляются позитивные моменты. Многие из этих вопросов начали обсуждаться с прогрессивной точки зрения. Другими словами, мы понимаем, что казахский язык —
это не чужой язык, признанный «националистами», а наоборот, это наш родной язык. Во-вторых, это язык, который видел неравенство и, к сожалению, все еще видит его, — отмечает лингвист.

Kazak bubble особое внимание уделяет визуальному сопровождению и форматам постов. Иногда лингвисты с юмором объясняют тему через различные мемы.

— В целом мы стараемся разнообразить наш контент. Иногда публикуем прикольные мемы на казахском языке, а иногда и лонгриды, чтобы обсудить и объяснить большую тему в деталях. Временами даем рекомендации по музыке, книгам, кино. Действительно, мы придаем особое значение визуальному оформлению. Людям должно быть удобно читать, посты должны быть привлекательными. Кроме того, мы производим плакаты, открытки на продажу, — говорит собеседник.

Назерке КУРМАНГАЗИНОВА,

фото Жанары КАРИМОВОЙ

Комментарии закрыты.