The news is by your side.

Кто в доме хозяин?

Жители многоэтажки отстаивают свои интересы

Не первый год владельцы квартир дома № 127 по улице Абая областного центра пытаются убедить акимат города в своей правоте. И ни один ответ властей их не удовлетворил. Это, по-видимому, и стало причиной обращения в нашу редакцию. По мнению людей, наше вмешательство поможет наконец решить проблемы, накопившиеся за годы автономного существования.

Как следует из заявления, этот дом в 1996 году в числе других 26 жилых многоэтажек был передан с баланса Жамбылской ГРЭС в городской жилищный фонд. В том же году жители квартир по договору с ГРЭС приватизировали свое жилье. В настоящее время они не являются членами КСК и не создали кондоминиум, так как дом находится на балансе акимата города Тараза. Между тем им приходится платить налог на землю, которая им по закону не принадлежит, а местная власть толкует Закон РК «О жилищных отношениях» в свою пользу.

«Жильцы дома не возражают создать кондоминиум, — пишут горожане. — Но мы сделаем это только после положенного ремонта подвала, подъездов и крыши, благоустройства двора». Также они считают необходимым убрать с фасада дома надземный трубопровод ГКП «Таразтрансэнерго», временно положенный с нарушением СНиП и без согласия жителей дома, и устранить все нарушения, допущенные в ходе проведения коммуникаций телефонных операторов.

В заключение предлагают восстановить прежние государственные управления ЖКХ для сохранения жилого фонда и рационального использования выделяемых средств ЖКХ, «так как надуманные КСК и старшие по многоэтажным домам не оправдывают свое существование».

Обратившись с данным заявлением к заместителю акима города Тараза Мереке Муханбаеву, мы получили ответ, который приводим ниже с сокращениями:

«Заявление жителей дома № 127 по улице Абая было рассмотрено специалистами КГУ «Отдел жилищной инспекции акимата города Тараза».

В постановлении № 4/290 от 30 октября 1996 года Жамбылского территориального комитета по управлению гос-имуществом «О передаче с баланса ЖГРЭС жилого массива» указано: передать с баланса ЖГРЭС жилой массив многоэтажных домов №№ 127, 127 а, 129,131, 133 и др. на баланс акимата города Тараза согласно приложению № 1.

Согласно пункту 2 статьи 119 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» (далее — Закон) «в случае передачи жилищного фонда государственного предприятия, заключившего договор о предоставлении жилого помещения в государственный коммунальный жилищный фонд, обязанность предоставления жилища, обусловленного договором, возлагается на местные исполнительные органы, принявшие этот фонд в свое ведение».

Так как договор о предоставлении жилого помещения не был заключен в свое время, дома, указанные выше, не были приняты на баланс городского акимата.

Как написано в заявлении, жильцами были куплены по договору только квартиры, однако согласно пункту 3 статьи 18 Закона «собственники помещений, находящихся в одном жилом доме, обязаны участвовать в общих затратах по его содержанию. Размеры затрат каждого собственника определяются отношением полезной площади жилых помещений или площади нежилых помещений в жилом доме, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, к общей площади жилого дома, если иное не установлено соглашением собственников».

Для проведения ремонта многоэтажных жилых домов государством была принята Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы. Согласно программе необходимо провести собрание о согласии жильцов на проведение ремонта объекта кондоминиума по отдельным видам работ (кровля, подвал или фасад).

14 июня 2012 года специалистами городского акимата проведено техническое обследование инженерных сетей дома № 127 с выездом на место. В результате обследования было выявлено нижеследующее: подача тепловой энергии в данный дом осуществляется по теплотрассе надземной прокладки с диаметром трубопроводов 89 мм; указанный диаметр труб полностью обеспечивает потребность данного дома в тепловой энергии; в ходе отопительного сезона жалоб на плохое качество тепла по причинам, зависящим от ГКП «Таразтрансэнерго», не было».

Нас заинтересовало, как получилось, что дома, переданные на баланс акимата города, оказались не включенными в жилищный городской фонд.

— Нам тоже интересно, почему так получилось, — говорит начальник юридического отдела АО «Жамбылская ГРЭС» Ерсаин Ахмет. — В 1996 году наше предприятие во исполнение Указа Президента РК «О приватизации» в срочном порядке передало на баланс акимата города Тараза все детсады и жилые дома. Я не понимаю, о каком договоре сегодня идет речь. Найти его уже нереально, так как с 1996 года ГРЭС неоднократно меняла форму собственности. Причем в данном случае возмущает позиция городского акимата. Ведь когда нужно было «оттяпать» у ГРЭС профилакторий по улице Жибек жолы, об этом договоре даже никто не заикнулся.

А вот как прокомментировал заявление жителей дома № 127 по улице Абая и ответ горакимата на него казахстанский правозащитник, председатель Общественной антимонопольной комиссии Петр Своик: «Заявление жильцов составлено вполне грамотно, в том числе и в юридическом смысле, Закону «О жилищных отношениях» оно соответствует и на него опирается. Ответ же акимата — это «в огороде бузина, а в Киеве — дядька». Ссылка о передаче с баланса на баланс и, соответственно, переходе (или не переходе, если передача не состоялась) обязанности предоставления жилой площади вообще не по сути. Суть-то в том, что отдельные квартиры уже приватизированы и находятся в частной собственности, на чьем бы балансе (термин из советских времен, в законодательстве его нет вовсе) не находился весь жилой дом. И еще суть в том, что общедомовое имущество как неприватизированное находится в той же форме собственности, в которой в свое время создавался и находился весь дом, — государственной. А ныне конкретная форма этой госсобственности — городская коммунальная, распорядителем которой по закону является акимат.

Поэтому ссылка акимата на статью 18 в общем правильная, но ее он должен применить к себе же как собственнику неприватизированной нежилой части всего жилого дома. А далее акимат рассказывает о госпрограмме по ремонту, там все правильно, особенно если дом превратить в кондоминиум, то есть приватизировать чердак, подвал и подъезды в общую долевую и неделимую собственность жильцов, против чего они, как следует из их заявления, тоже не возражают. А кондоминиум — это имущественный объект, в котором какие-то части (квартиры, встроенные магазины и т.п.) принадлежат отдельным юридическим или физическим лицам. Следовательно, все имущество общего пользования принадлежит им всем вместе как долевое и неделимое. Поэтому акт создания (регистрации) кондоминиума есть одновременно и акт приватизации, а сделку приватизации (по Гражданскому кодексу) можно осуществить только по взаимному согласию сторон. Но государству удобна версия, которую оглашают не первые его лица, а чиновники на местах. Согласно ей, если есть многоквартирный дом с приватизированными квартирами, то это уже как бы и не госсобственность, и акимат ни дворы подметать, ни крыши ремонтировать не обязан, так как бюджетные средства на эти цели тратить незаконно».

В реальности же проблема как существовала, так и будет существовать. Даже несмотря на то, что жители не требуют ничего противозаконного. В данном случае у них есть право обратиться в суд и создать прецедент.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.