The news is by your side.

На краю географии

Пустыня показалась туроператорам самым экзотичным местом в области

Душевное равновесие можно обрести не только в горах, созерцая снежные пики, или на берегу моря, медитируя под шум прибоя. Издревле отшельники искали внутреннего покоя в пустыне. Что именно делало их просветленными? Осознать это можно в путешествии по Мойынкумам. 

Напомним, что здесь туроператоры области оказались по воле управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития. Это был последний выезд из целой серии зимних поездок по районам области, во время которых мы знакомились с местными достопримечательностями. Теперь туроператоры должны будут разработать маршруты для развития внутреннего туризма.

Когда бродишь по барханам, притрагиваясь к тонким деревцам саксаула, понимаешь, что привлекало отшельников в места, подобные этим. Здесь ты принимаешь мир таким, какой он есть. Пустыня не опустошает. Напротив, она заряжает энергией от барханов, неба, саксауловых зарослей и даже удивительной тишины. Преодолев около трех сотен километров, можно счастливо созерцать необычный ландшафт, быть самим собой и никому ничего не доказывать. Главное преимущество диких мест — полное отсутствие суеты.

 

 

В первое мгновение берет оторопь, когда видишь роскошный парусный корабль, стоящий на якоре не где-нибудь, а в бескрайнем море мойынкумской пустыни. Находится это чудо по дороге из села Бирлик в направлении Хантау. «Пассажиры» на его борт поднимаются, чтобы побродить по настоящей палубе, постоять за штурвалом, отбить склянку в рынду (корабельный колокол) или в уютной кают-компании попробовать, что приготовил на камбузе (судовой кухне) самый настоящий кок. Здесь даже небольшие охотники фотографироваться непременно делают снимок на память.

 

 

 

Легкая архитектоника мавзолея Кырбаса, выполненного в изысканном восточном стиле, невольно обращает на себя внимание. Вот уж точно светлая память необычному человеку. Расположен мазар в четырех километрах к юго-востоку от села Кызылотау в роскошных зарослях саксаула. Здесь похоронен родственник и единомышленник Кушамана — человека, строившего канал от реки Шу (в честь последнего даже названо одно из селений Мойынкумов). Канал вырыли вручную. Деньги на это жизненно важное строительство дал Кырбас.

— В 1889 году Кырбас побывал в Мекке. Через год после того, как он вернулся, умер его старший сын. Мазар для него построил мастер из Ташкента. Жженые кирпичи разных размеров и формы (сегментные, трапециевидные, полукруглые) делали на месте. Когда пришло время, здесь же похоронили и самого Кырбаса, — рассказывает туроператорам местный житель, пенсионер Бабакул Карсыбеков.

Датируется памятник началом XX века. Судя по фотографиям 2000 года, к началу нового тысячелетия он был уже сильно разрушен, наверное, сказалось то, что построена усыпальница была на песке, но на фотографии 1986 года старая композиция мавзолея еще угадывается.

— Около трех лет назад мазар был реконструирован с использованием тех же кирпичей. Они не ломались, а звон при ударе стоял такой, как будто это стекло. Я помню, что когда еще учеником приходил сюда, то видел на мазаре надпись на арабском языке. Новая усыпальница похожа на старую, она была возведена на прежнем основании несколько лет назад. Но купол стал выше и уже, — говорит Бабакул-ага.

 

 

 

В музее средней школы села Бирлик мы встретились с родной сестрой Кайрата Рыскулбекова Гульнарой. Она пришла одна, потому что в прошлом году умерла ее мама Даметкен. Отец Ногайбай ушел из жизни 20 лет назад.

— За день до ареста после декабрьских событий 1986 года Кайрат приехал домой, привез торт, поздравил родных, — вспоминает Гульнара подробности семейной трагедии. — Его схватили перед Новым годом и обвинили в убийстве дружинника Сергея Савицкого. Мой брат был художником. Он признавал, что нарисовал плакат и вышел на площадь вместе со всеми. Во время беспорядков он только подрался с парнями из правоохранительных органов, которые били девушек, но никого не убивал.

Однако его на суде приговорили к расстрелу. В музее хранится письмо Даметкен Рыскулбековой, датированное 24 июля 1987 года. Она писала председателю Президиума Верховного Совета СССР Андрею Громыко: «Как мать восьмерых детей утверждаю, что сын мой не убивал Савицкого. Прошу Вас поставить вопрос о пересуде или помиловании Кайрата…»

— Потом нам сообщили, что высшую меру наказания заменили на 20 лет заключения, — говорит Гульнара. — Мы были рады, что удастся сохранить ему жизнь. Родные съездили в Семипалатинск, куда его отвезли. Через несколько дней после их поездки пришла телеграмма, в которой сообщалось, что 21 мая 1988 года Кайрат якобы повесился. Отец поехал в Семипалатинск и там выяснил, что заключенному Леониду Власенко, который находился с Кайратом в одной камере, приказали его убить. Когда Кайрата похоронили, могилу его сровняли с землей, чтобы никто не нашел ее. Родители даже не знали, где поплакать над его прахом. Но позже выяснилось, что один из военнослужащих там присутствовал и запомнил это место. Через некоторое время он показал захоронение моему отцу. 21 февраля 1991 года Кайрат был реабилитирован. 9 декабря 1996 года ему посмертно присвоили звание Халық Қаhарманы и наградили орденом «Отан».

 

 

В предгорьях Хантау 5 августа 1998 года к 270-летию Анракайского сражения установлена мемориальная плита. Ожесточенные бои между казахами и джунгарами длились с декабря 1729 года по январь 1730-го. Отечественная война против длительной джунгарской агрессии закончилась победой народного ополчения, руководство которым осуществлял хан младшего жуза Абулхаир. Кстати, после нашей пуб-ликации о стоянке лагеря ополчения Абулхаира в Меркенском районе в редакцию приехал житель села Сарыкемер Байзакского района Ермухан Кошумов, который называет себя потомком Абулхаира. Он сказал, что впервые услышал о стоянке и намерен побывать там. Сейчас Ермухан ищет своих родственников, потомков знаменитого хана младшего жуза, и надеется, что после публикации кто-нибудь откликнется.

 

 

 

Если в песках возле исключительно пустынных растений увидишь камыш — это верный признак того, что бесценная вода где-то рядом. К роднику в оазисе тянутся и люди, и животные. Когда мы приехали к источнику, сюда пришел утолить жажду целый табун лошадей. Ледяной пронизывающий ветер быстро загнал туроператоров обратно в автобус, а этим красавцам все нипочем — резвятся, выбивая песок из-под копыт. По лошадиным меркам, наверное, еще не очень холодно.

 

 

 

От места одного из сражений с джунгарами по заснеженному ущелью мы движемся к мавзолею Биназар батыра. Он находится в 50 километрах северо-восточнее села Бирлик. Просто удивительно, каких только открытий для себя не делаешь во время путешествий! Оказалось, что это тот самый человек, именем которого называют местный водоканал. Если верить легенде, то Биназар Акедилулы удостоился звания батыра в боях против кокандских ханов. В долину реки Шу он с родственниками откочевал с современной территории Южно-Казахстанской области. Поскольку у границы с Узбекистаном больше развито земледелие, не-удивительно, что на новом месте Биназар убеждал родных перейти к оседлому образу жизни и заняться выращиванием культурных растений. Тогда же, видимо, и появился канал, которым мойынкумцы пользуются до сих пор.

Где похоронен батыр, имя которого больше связывают с мирной деятельностью, неизвестно. Мавзолей был построен у подножия вершины Сункар в 1994 году к 190-летию со дня рождения народного любимца. Здесь же стоит небольшой домик с домашней утварью, где совершенно бесплатно можно остановиться на ночлег и приготовить себе пищу. В комнатах есть информация о Биназаре, правда, только на казахском языке. А на стене висит портрет батыра, сотканный из ниток уже к 200-летию со дня его рождения.

 

 

 

В  Тараз мы возвращались по трассе через Шуский район, сделав таким образом небольшое кругосветное путешествие. За два дня отмахали 800 километров. Покидали район с сожалением и надеждой снова вернуться сюда, чтобы, если повезет, увидеть цветущие саксаульники, черепашьи бои и трон хана, до которого мы так и не успели добраться в этот раз.

Елена ЕФИМОВА, фото автора

4 Комментарии
  1. Сергазы говорит

    Нужно увидеть и узнать намного больше чем черепашьи бои и трон хана…. например мойынкуский район — это и есть территория выделенная могульскими правителями первым казахским султанам Керею и
    Жанибеку где и сформировалось ядро и первоначальная основа Казахского ханства!!! Озера и охота, заповедник где можно увидеть дроф и балобанов (для шейхов арабии) куланов, джейранов, и много волков….. «Растительная флора Мойынкума известна далеко в Поднебесной… и даже в тибете знают больше о наших песках с его возобновляемыми и ископаемыми недрами чем город Тараз»… Так что одного краткого Вашего очерка Елена будет маловато для Мойынкума (44% терр-й области)

  2. Сергазы говорит

    Имменно по реке Шу проходила граница кочевьй Старшего и Среднего жуза, по предложению Толе-би границу определили по реке и это одно из знаменитых разрешенных им споров , до этого было очень много споров о местах кочевок аргынов и уйсунов… пески помнят ралли Пекин-Париж,. Нечто подобное как африканское сафари очень возможно в Мойынкумах…….

  3. Сергазы говорит

    Имменно по реке Шу проходила граница кочевьй Старшего и Среднего жуза, по предложению Толе-би границу определили по реке и это одно из знаменитых разрешенных им споров , до этого было очень много споров о местах кочевок аргынов и уйсунов… пески помнят ралли Пекин-Париж,. Нечто подобное как африканское сафари очень возможно в Мойынкумах…….

    https://www.facebook.com/photo.php?fbid=448925418568912&set=pcb.448934151901372&type=1&theater
    Мазар конца 19 века Онгарбай Ата между с. Мойынкум и а.Кылышбай в Жамбылской области. 2 минарета имеют винтовую лестницу из саксаула для выхода на крышу.

  4. Елена ЕФИМОВА говорит

    Спасибо, Сергазы! Как много о нашем крае мы еще не знаем.

Комментарии закрыты.