The news is by your side.

Ни дня без знаний

Цифровые технологии спешат на помощь студентам

Благодаря новым технологиям появилась возможность не прерывать учебный процесс даже во время пандемии коронавируса. Вузы страны перешли на дистанционное обучение.

О том, как данный процесс реализуется в Таразском государственном университете имени М. Х. Дулати, — в интервью с директором офис-регистратора вуза Натальей Чернявской.

— Наталья Петровна, расскажите о плюсах дистанционного обучения для всех участников образовательного процесса?

— Сегодня, на период действия чрезвычайного положения, именно дистанционное обучение позволяет сотням тысяч студентов и школьников не прерывать свои занятия и при этом не подвергать себя и своих близких опасности. Прежде всего, благодаря дистанционному обучению возрастает роль самоорганизации студентов. Правильная организация обучения, новый уровень заданий и техника их выполнения не только усиливают индивидуальный подход к каждому, но и содержат элементы соревновательности, позволяя раскрыть резервы обучающегося. При этом развиваются цифровые навыки как студента, так и преподавателя. Среди плюсов дистанционного обучения многие также выделяют экономию средств на проезд в общественном транспорте.

— Насколько активно студенты пользуются порталом и другими электронными ресурсами?

— Дистанционное обучение основано на использовании электронных ресурсов. В нашем вузе утверждена единая официальная платформа для получения образования дистанционно. Эта платформа единая, но вход в нее разный для различного уровня пользователей — для студентов это привычное слово «портал обучающегося» (вход на главной странице сайта), а для преподавателя — через личный кабинет, через модуль, который все привыкли называть web-teacher. Деканы факультетов входят на платформу через свой модуль «Деканат», а эдвайзеры могут отслеживать успеваемость студентов через доступ на уровне кафедры. При этом мы приветствуем активное использование в обучении готовых бесплатных и эффективных программных продуктов для организации и проведения занятий, к примеру, ZOOM, Google classroom и многих других. Здесь важно отметить, что все дополнения в программу организации обучения для студентов очной формы, в режиме ЧП в срочном порядке переведенных на дистанционное обучение, были нами просто перенесены из другой части единой программы вуза, которая ранее разрабатывалась и совершенствовалась нами, — части для дистанционного образования, которую мы развиваем с 2008 года.

— Насколько ответственно подходят студенты к дистанционному обучению? Активно ли посещают онлайн-занятия, скачивают лекции, выполняют задания?

— Это очень важный вопрос. Для изучения мнения студентов мы используем обратную связь, и если раньше они могли прийти к декану или в офис-регистратор, то теперь мы расширили возможности. Кроме горячей линии, которую мы создали в день, когда объявили ЧП, — 16 марта, активное участие в технической и методологической поддержке всех участников процесса принимает компетентный сall-центр. Мы провели онлайн-анкетирование и уже принимаем комплекс мер с учетом проблем и пожеланий студентов. Судя по активности в опросе, студенты сильно заинтересованы в обучении, для них это тоже все ново и интересно. Преподаватели шутят, что такой высокой посещаемости никогда не было, а студенты в анкетах, конечно, жалуются на недостаток живого общения и, кстати, обещают больше никогда не пропускать занятия.

— Дистанционные технологии обучения у нас используются с 2010 года. Произошли ли изменения в ходе адаптации к нынешним условиям обучения?

— Мы считаем отправной точкой 2010 год, когда все студенты заочной формы обучения были переведены на дистанционку. С тех пор мы непрерывно расширяем возможности образовательной платформы. У вуза имеется официальный сайт отдела дистанционного обучения www.cde.tarsu.kz.
Преподавателями вуза разработано более четырех тысяч электронных учебных курсов в соответствии с требованиями к электронным ресурсам. Нашим достижением является также разработка программ «CONTENT 3.1»,
которая представляет собой программную оболочку, поддерживающую международные стандарты информационных продуктов учебного назначения для автоматизированного конструирования электронных учебных пособий. Наш университет, заключив договор с Ассоциацией вузов РК, подключился к Республиканской межвузовской электронной библиотеке www.rmeb.kz. С 2016 года ТарГУ входит в Консорциум по реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием массовых открытых онлайн-курсов. Хотелось бы отметить, что мы оказались хорошо подготовленными к такому развитию событий. Сильная команда в лице сотрудников отдела дистанционного обучения, центра новых информационных технологий и офис-регистратора при полной поддержке руководства вуза, стали ключевым фактором мягкого перехода.

— Наталья Петровна, а кто задействован в процессе обновления контента, загрузки заданий? Как этот процесс происходит? Сколько, по последним данным, загружено заданий?

— Контент — это учебно-методический комплекс дисциплин, туда преподаватель включает необходимые для студента материалы. Безусловно, всем пришлось обновить контент. Особое значение приобретает ссылка на источники для подготовки и самостоятельного изучения, ведь библиотеки закрыты. На сегодня обновлен учебно-методический комплекс 3265 дисциплин. В программе предусмотрено, что преподаватель может ежедневно дополнять контент, студенту при этом приходит уведомление на почту. Так что работа идет, качество улучшается.

— Кто занимается технической поддержкой, кибербезопасностью?

— Вопросы о том, достаточно ли у вуза технических мощностей, выдержат ли сервера, как часто происходят сбои в системе вследствие большой нагрузки, постоянно звучат на видео­совещаниях. В нашем вузе за безопасность конфиденциальных данных, защиту их целостности, а также сохранение корректной работы информационной системы в целом отвечает центр новых информационных технологий. У нас есть инструкции по резервному копированию данных, по которым мы давно работаем.

— Кто контролирует учебный процесс? Как это происходит?

— Контроль у нас разноплановый и охватывает как деятельность преподавателей, так и студентов. Мы создали специальный отчет и разместили для всех заинтересованных лиц ссылку. По ссылке можно проверить активность студентов и преподавателей — количество закачек и скачиваний, частоту посещения портала как официальной системы. Кроме того, у нас в вузе создан комитет по академическому качеству, и сейчас члены комитета, согласно разработанным критериям и рекомендациям по мониторингу со стороны Министерства образования и науки Республики Казахстан, ежедневно следят за ситуацией. Мониторинг проводится также и со стороны самого министерства.

— А как в данных условиях осуществляется оценка уровня знаний студента?

— Изменились задания, их формат, мы исходим из возможностей студентов и требований к дистанционному обучению. Но система оценки знаний осталась прежней, она не изменилась. Задания и критерии прописаны в силлабусах, студенты их видят и знают, сроки для выполнения строго определены, методические указания также прописаны. Электронный журнал заполняется преподавателями после занятий, база для внесения недельных результатов закрывается в воскресенье вечером на каждой неделе без возможности исправления.

Ольга МАКАРОВА,
корреспондент медиаслужбы ТарГУ

Комментарии закрыты.