The news is by your side.

Один изъян бытия

Глубокая философия народного писателя

Несчастный

У того, кто стоит под чьей-то тенью, не бывает собственной тени.

Это смерти подобно, когда нет собственной тени.

Книга-солнце

Если человеческое сердце заледенело, художественная книга должна растопить этот лед. Если она не способна растопить, то это слабая книга.

Один изъян бытия.

Священная птица

Хоть и не до конца оправился от простуды, сегодня вышел на улицу… О, небеса! Как гонец с хорошей вестью, синим пламенем мелькнула перед глазами Синица (Наурызкөк — именем первого месяца весны названа синица на казахском языке). Это священная птица, которая ведет меня по жизни от весны до весны.

Пусть будет много весен для встреч, священная Синица!

Если ты уйдешь, ох, как тяжело будет.

Вот тогда воистину проявит себя несовершенство бытия…

Прозорливый вождь

Я теперь живу в Астане на улице Алихана Бокейхана.

Магазин на первом этаже называется «Алтын Орда». Ниже нас — Конгресс-холл, перед нами — турецкая чайхана.

На юге, через один дом, — река Есиль. Над ней нависает памятник Кенесары.

Алихан Бокейхан — вождь Алаш Орды. Улица его имени величественна.

В книге «Казахи», выпущенной в далеком 1910 году в Петербурге, Алихан Бокейхан писал: «Если крестьян будут в большом количестве переселять в казахскую степь, то вся целина будет перепахана. А если казахская степь лишится целины, то останется совершенно голая бесплодная земля, на которой ничего не будет расти… Если сочные пастбища превратятся в пыль, то казахская степь станет безжизненной пустыней, а крестьяне останутся у разбитого корыта, казахи, лишившись пастбищ для скота, обнищают и, в конце концов, под давлением новых бытовых условий натянут на шею пролетарские хомуты, уйдут со степи в шахты и на заводы, в города».

Через пятьдесят лет русский писатель Чивилихин в своем произведении «Земля в беде» подтвердит дальновидность Алихана Бокейхана.

И такого вождя Алихана Бокейхана сталинские приспешники расстреляли.

Бездуховное злодейское время, коварный мир.

Благосклонность Аллаха

В чем секрет той заинтересованности, с которой каждое правительство, начиная с царских времен, стало вытеснять казахов с родных насиженных мест и прибирать к рукам самые плодородные земли?

Об этом в 1907 году открыто высказался депутат Второй Думы Марков: «Киргизы (он имеет в виду казахов — Ш. М.) — потомки орд Чингисхана и Тамерлана, и с ними надо поступать так, как поступали с краснокожими в Америке».

Сказанное Марковым, будь он трижды проклят, чуть было не сбылось, но Аллах проявил благо­склонность к казахам, которые с большим трудом сохранили государственность.

Но казахи еще не добились полной независимости.

Один изъян бытия.

Горсть родной земли

Смагул Садуакасов был человеком исключительного ума и смелых действий. Он был истинным борцом за свой народ, за свою нацию. Такой человек, естественно, в то время не мог понравиться Москве. В конце концов, правительство Сталина направило его на работу в Ростов-на-Дону, где он умер при загадочных обстоятельствах. Его тело перевезли в Москву и сожгли в крематории, только пепел и остался.

Смагул был зятем знаменитого Алихана Бокейхана. Тогда Алихана из крематория буквально на руках вынесли Турар Рыскулов и еще один казах, вероятнее всего — Нурмаков.

Тот Турар в 1938 году был расстрелян по списку Сталина.

В Алихана Бокейхана тоже стреляли пулей Сталина. Не знаю, где лежит его тело.

Таким мужам не посчастливилось лежать в родной земле.

Как жаль, что мир так несовершенен.

Не разоряй свой дом

Люди — что птицы, находят место на дереве жизни и вьют там гнездо. И в то же время несчастные, рубят сук, на котором сидят.

Что за невежды, которые не поймут, что вместе со срубленной веткой упадут и сами?!

Люди иногда мне напоминают дракона, который отхватывает собственный хвост. Так и человечество, являясь созидателем, достигает определенного этапа развития цивилизации, но затем впадает в пучину мракобесия.

Даже муравьи отважно борются за то, чтобы сохранить созданный ими хрупкий мир. А люди глумятся над своим кровом (природой).

Полный невосполнимых потерь несовершенный мир.

Свирепая сила

Карл Маркс, конечно, не испытывал недостатка в уме. Некоторые его слова — плод истинной гениальности. Например, он сказал: «Невежество есть свирепая сила. И я боюсь, что это невежество может стать дубинкой в руках многих темных сил». Как в воду глядел! С тех пор произошло много побоищ, много крови пролито.

От невежества.

Слишком несовершенный мир.

Инкубаторский цыплёнок

В нашем селе построили хорошую мечеть. Но досадуешь тому, что на молитву зазывает мулла с голосом молодого петушка из инкубатора, с надломом и не внушающим доверия.

Это упущение религиозных школ. Они должны тщательно отбирать учащихся, чтобы из их стен вышли такие муллы, которые даже своим внешним видом заставляли бы трепетать прихожан.

Один изъян бытия.

Что такое матриархат?

Каким глубоким смыслом наполнены казахские стихи!

На кереге* лежит наперсток,

Бедность заставит юношу пасти овец.

Если его суженая будет хорошей женой,

Привяжет коня и будет сверкать перед мужем…

*(Кереге — деревянные решетчатые круглые стены юрты)

Такие жены сейчас, может быть, и есть. Но мне кажется, что больше таких жен, которые оседлают мужей, взнуздают их, возьмут в руки поводья и чембур и поворачивают, куда вздумается.

Женщина-начальник женского общества без умолку трещит:

— Гендерная политика! Гендерная власть!

Она еще покажет, что это такое!

Наступает матриархат!

Спор вокруг Баласагуна

Давным-давно существовал город Баласагун, это аксиома, не требующая доказательств. Он стоял на берегу реки Шу.

А спорят казахские и кыргызские ученые.

Кыргызы утверждают: «Город Баласагун располагался на нашей земле».

Казахи категорически не соглашаются: «Нет! Баласагун располагался на нашей земле».

Река Шу протекает по территории обоих государств.

Теперь надо уточнить, на каком месте реки стоял город Баласагун?

Кыргызы говорят: «На берегу, у города Токмак, есть минарет Бурана. Это и есть Баласагун».

Да, там действительно есть минарет. Но мы говорим о городе. Однако там, куда указывают кыргызы, нет места даже для маленького села. С одной стороны — обрыв, с другой — река Шу.

А Баласагун, по предположению профессора Шалекенова, стоит на том месте, где воды реки Аксу вливаются в Шу, и занимает большую территорию. Вокруг, на расстоянии круга для конных скачек, виднеются контуры большого рва.

Студенты исторического факультета Казахского университета имени аль-Фараби каждое лето выезжают сюда и ведут раскопки. Они нашли множество артефактов, свидетельствующих о том, что здесь находился крупный город.

Когда будет прекращен бесполезный спор?

Один изъян бытия.

Где честь?

Если мы хотим, чтобы мир уважал нас, то в первую очередь мы сами должны всем чувством, сознанием, делами уважать свою нацию и народные традиции. Будет правильным знать, что нации, не сумевшие сохранить собственное лицо, были подавлены другими нациями. Так говорил великий Ататюрк.

А как у нас, у казахов? Что говорить о других, когда в Парламенте, где заседали и сенаторы, и мажилисмены, девяносто процентов депутатов проголосовали против казахского языка.

А ведь именно этот состав Парламента принял решение объявить казахский язык государственным.

Что за колебание? Как понять, что подавляющее большинство депутатов выступило против своего вчерашнего решения?

Это может говорить только об одном — о полной утере национальных качеств, о чем предупреждал Ататюрк. Национальные качества, национальная честь умерли.

Это настоящее несчастье!

Один изъян бытия.

Думай, казах

У турецкой нации — гордый характер. Турецкий народ — трудолюбивый. Турецкий народ — смышленый народ. Дело в том, что турки победили все враждебные силы только благодаря национальной сплоченности и единству.

Как счастлив человек, который с гордостью говорит: «Я — турок!» (Ататюрк).

А как у нас, у казахов? Каждый ли из нас сможет решительно, гордо и радостно воскликнуть: «Я — казах!»? Что-то я сомневаюсь. Ведь газеты пишут же, что около половины казахов не умеют говорить на своем родном языке. Может быть, это правда. В этом я убедился, когда был депутатом и находился в стенах Парламента. Редко кто из моих коллег говорил на казахском языке.

Наш Президент господин Нурсултан сказал: «Пусть казах с казахом разговаривает на казахском языке». Однако…

Очень несовершенный мир. Но что поделать?!

Не забывай

9 мая — День Победы. Каждый год празднуем. Газеты посвящают празднику целые полосы. Очень правильно. Но ведь эта победа завоевана не только на полях сражений. В нее внесли свой весомый вклад трудящиеся села и города. Но в телепередачах и газетных статьях не рассказывается о героях тыла.

Несправедливый мир.

Без помощи тыла пришла бы к нам победа?! Дырявая голова у времени.

Это несовершенный мир. Это плохо.

Крылатый человек

Война. Июль. Вернувшись с работы, Айша упала и сильно ударилась. Глядя в мои перепуганные глаза, сдавленным голосом сказала:

— Аккыз… Беги к бабушке Аккыз…

Я понял. Через две балки после нашего дома находится дом Поштакула, ушедшего на фронт. Тетя Аккыз должна быть там, если никуда не ушла.

Не успев переступить порог дома, я с придыханием только и смог сказать:

— Айша… мама…

Тетя Аккыз мгновенно исчезла из моих глаз. Не знаю, может, вылетела в окно…

Когда я вернулся домой, она с заклинаниями кружила вокруг Айши.

Тетя Аккыз изменилась до неузнаваемости, настоящая шаманка. Наверное, она и была последней шаманкой. В свое время наш край славился знаменитой когортой шаманов. После смерти Аккыз в нашем Мынбулаке не было больше шаманов. Ее место опустело.

Один изъян бытия.

Слезинка

О, Суинбике! Дорогое наследие ханов Золотой Орды.

Ты в молодости была в зените славы. Первый хан из женщин, рожденная от женщины, властвовавшей в Казани.

К твоему несчастью ты оказалась современницей русского царя Ивана Грозного.

Он разрушил Казань.

Он пушками обстрелял крепостные стены Казани и пленил тебя.

Когда ты прощалась с Казанью, в твоих глазах застыла капелька слезы.

Много позже, когда прекрасный художник Баки Орманшы (Урманче) вырезал твой портрет из дерева, он замечательно отразил эту капельку слезы из-под твоих ресниц. Не будь той слезы, то портрет не ожил бы. Не будь той слезы, несовершенство бытия было бы поистине несовершенным.

Затравленный

Одним из четверых сыновей Токсанбая баба был Жылтыр-ата, от него родился Толентай, от него —
Султан.

Это был сухопарый человек. Гол, как сокол.

В 1932 году, во время голощекинского голода, уполномоченные из района, а также местные активисты рыскали по домам, и если находили хоть горсть зерна, то под предлогом конфискации отбирали и ее. Как-то они проезжали мимо хижины-развалюхи дяди Султана.

— Повернем? — кивнул головой приехавший из района уполномоченный.

Но председатель аулсовета усмехнулся:

— С него нечего взять. Этот бедняга кормится тем, что давит вшей и лижет их кровь.

Но тут из хижины вышел Султан, который увидел проезжающих мимо бельсенды:

— Оу, господа, нате вам, заберите это, одна чашка ячменя… заберите.

— Эй, горемычный, оставь себе, не то с голоду согнешься, — пожалел его председатель аулсовета.

— Как говорится, великий той вместе со всеми, — сказал дядя Султан.

Тот Султан зимой ходил, укрывшись дырявым одеялом, из которого клочьями торчала шерсть. Больше нечем было согреться.

Султан был неграмотным человеком, ни слова не знал по-русски, не понимал, что алип — это название первой буквы арабского алфавита, имеющей форму вертикальной палочки. И этого беднягу, который ни разу не видел оружия, не то чтобы держать его в руках, советская власть призвала в армию и отправила на Великую Отечественную войну. В Сталинградскую мясорубку.

Неизвестно, где он сложил голову, где похоронен, никто не читает молитв за упокой его души. Даже не вспоминают.

Один изъян бытия.

Муравьиная жизнь

В жизни не видел спящих муравьев. Они все время в движении, суетятся, носят зерна, делают заготовку.

Мы же спим до обеда. После обеда слоняемся без дела.

Как говорится:

— Сын бая на бая похож,

На непривязанного стригунка похож.

Мы ленивы.

Один изъян бытия.

Перевел с казахского Бекет МОМЫНКУЛ

Комментарии закрыты.