The news is by your side.

Ориентир к самосовершенствованию

Учения мудреца наставляют на путь истинный

ЮНЕСКО определила нынешний год годом Кожа Ахмета Иасауи. В связи с чем мы встретились с известным ученым, государственным и общественным деятелем, президентом Академии наук Республики Казахстан Муратом Журынулы Журыновым и попросили его рассказать об этом событии. Интервью началось с рассказа о том, что сделал для народа великий мыслитель, знаменитый религиозный деятель, затем оно незаметно перетекло в беседу о сегодняшнем дне казахской науки, национальных интересах, о том, на что следует обратить внимание государству. 

— ЮНЕСКО приняла решение об объявлении текущего года годом Кожа Ахмета Иасауи по инициативе Турции. Но он родился на территории нынешнего Казахстана, здесь же создал религиозную школу. Похоронен в Туркестане. Поэтому инициатива должна была исходить от нас.

Я расскажу о причинах того, почему учение Иасауи широко распространилось и популярно в Турции. Когда Чингисхан покорил Туркестан, здесь уже действовала сформировавшаяся школа Иасауи. Тут было много молодых людей, имеющих глубокие религиозные знания, которых признавали не только в Бухаре, но и в самой Мекке. Местное население, прознав, что войска Чингисхана находятся уже на подступах к городу, организовало несколько караванов, с которыми отправили этих молодых людей на чужбину, так как боялись, что захватчики перебьют их. Они были заинтересованы в сохранении учения К. А. Иасауи. Таким образом, одна часть молодых ученых попала в Шам (Дамаск), а другая — в Конию (Турция). Восемьдесят процентов населения Сирии — сунниты. Причем приверженцы суфизма Иасауи. Турки тоже сунниты и с особым уважением относятся к суфийскому учению Иасауи.

Образно говоря, 78 миллионов турков встают по стойке смирно при имени К. А. Иасауи. Но почему? Из учеников Иасауи, оказавшихся в Турции, вышли крупные ученые Бекташ Уали и Жунис Амре. Они создали большую школу и распространили течение иасауизма по всей Турции.

Учение Иасауи среди суннитов — это суфизм. А суфизм — это настоящее демократическое течение в мусульманском учении. Например, Иасауи говорит: «Если рядом с тобой сидит человек другой веры, ты не теряй самообладания. Потому что и его создал Бог. Он такой же Божий раб, как и ты. Но у него другое понятие, учение, и мыслит он иначе, чем ты. Но в этом нет его вины. Он вырос в такой среде. Поэтому ты объясни. Если он вникнет в твое учение — значит, примет, а если и не примет, ты заставишь его задуматься. Ведь после твоих слов он, несомненно, задумается. И не надо проявлять в отношении него грубость. Уважать нужно. Он знает, как поступить дальше».

Иасауизм — это философское течение, которое было широко развито в тюркском мире во времена суфизма.

Турецкие ученые во главе с известным философом, ученым-исследователем, профессором М. Ф. Копрулу глубоко изучили «Диуани хикмет» («Книга мудрости») Кожа Ахмета Иасауи. Когда я был ректором казахско-турецкого университета имени Иасауи, они приезжали в Туркестан. Среди них были ученые, защитившие докторские (PhD) диссертации. Они не религиозные деятели, а ученые с широким кругозором. От них мы узнали, что в турецких университетах читаются лекции по трудам Иасауи. Профессор Семави Ейидже, академик Таскопрузаде, профессор Екхлев Хурия, ректор Алматинского университета иностранных языков и деловой карьеры профессор Сабри Хизметли и другие исследовали жизнедеятельность и труды Иасауи. Без свидетелей я спросил их: «Говорят, что Туркестан —
вторая Мекка, а святой К. А. Иасауи — продолжатель дела пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). А не думаете ли вы, что это придумали местные люди?»

«Нет, — ответили они, — так говорили во времена самого Иасауи. Так их назвал народ».

Вот как это было. Иасауи рос умным ребенком. Обладал феноменальной памятью. Наизусть запоминал книги, которые читал. Он перечитал все книги в Сайраме и Отыраре… Мог на память рассказывать их содержание. Но он рано осиротел, когда ему было семь лет, вначале скончалась мать Карашаш, а следом и отец Ибрагим. После этого он приехал в Иасы (Туркестан) и воспитывался у Арыстан баба. Примерно в 15 лет (1110 год) он поехал в Бухару. Там получил уроки у знатока ислама мыслителя Хамадани. Через два года Хамадани сказал своему ученику: «Сынок, твои знания не уступают моим. Все знаешь. Больше я ничего не могу дать тебе. Теперь поезжай в Мекку и покажи себя. Там доучишься тому, чего не знаешь сейчас. Расширь свои знания. Это пойдет тебе на пользу».

Таким образом Кожа Ахмет Иасауи оказался в Мекке. Оказалось, что тамошние старшие правоверные после Куптан (Аль-Иша) намаза продолжали беседовать. «Как понимать вот эту суру? В чем особенность того аята? Чем отличается данное слово от другого?» — вот такие вопросы обсуждались ими. Иасауи внимательно слушал их. Потом попросил: «А можно, я скажу?» Ему разрешили, и он по полочкам разложил все непонятные вопросы, чем чрезвычайно удивил присутствующих.

С той поры все молодые люди, посещающие мечеть, стали группироваться вокруг него. Остальные же оказались без внимания. И в какую бы мечеть ни собирался идти Иасауи, люди заранее приходили туда. Кому это может понравиться? Как следствие, местные имамы начали притеснять его. Так прошло около двух лет, и он был вынужден покинуть Мекку. Вернувшись в Туркестан, открыл свою школу. Те молодые люди, которых он очаровал знаниями, тоже стали приезжать в Туркестан учиться. Так между двумя городами была проложена дорога. И в то время народ прозвал Туркестан второй Меккой. А суфийская школа масхаба Ханафи, который пропагандировал ученый, стала известна всему миру, течение иасауизма широко распространилось.

Еще одна причина прохладного отношения арабов к Кожа Ахмету Иасауи кроется в следующем. Куран написан на арабском языке. Простому народу не совсем ясно его содержание. В те времена, когда ислам стал распространяться по миру, вместе с религией в жизнь людей стали входить обычаи и традиции арабов. Конечно, Иасауи прекрасно различал, что из них есть религия, а что является обычаями и традициями.

— Поясните, пожалуйста, подробнее…

— К. А. Иасауи отделил чистую религию от арабских обычаев и традиций и адаптировал ее под жизненный уклад кочевого народа. Например, ты зимой гонишь скот домой. Буран, мороз, ветер. А тут наступило время намаза. Но ведь пока ты совершишь намаз, ветер может погнать скот в степь. По этому поводу Иасауи поясняет: «Аллах видит это. У тебя нет возможности помолиться. Ты можешь совершить пропущенный намаз вечером, когда устроишь скот в загонах». Это же облегчение для верующего мусульманина!

Или, скажем, идет караван. От одного аула до другого большое расстояние. Воды даже для питья почти не осталось. Как в таком случае ты совершишь ритуальное омовение перед намазом? И на этот случай Иасауи говорит: «Когда воды мало, необязательно делать омовение водой. Нужно очистить землю от мусора, прикоснуться к чистой земле ладонями и тыльной стороной руки. Это будет считаться омовением». Это облегчение для мусульманина? Облегчение. Земля — сорбент. Она очищает твои руки от микробов и других вредных веществ. Да, земля имеет такое свойство. Кожа Ахмет Иасауи знал об этом качестве земли.

Арабы могут позволить себе похоронить умершего человека в углу двора. У них не принято уважать, почитать человеческую могилу. У тюрков не так. В их числе казахи испокон веков с уважением относились к земле, где похоронены предки. Посещают их могилы. Читают Куран. Арабы так не делают. По этому поводу К. А. Иасауи наставляет: «Посещайте могилы предков. Читайте Куран за упокой их душ. Это правильно».

Эти наставления Иасауи пришлись по душе народу, поэтому его учение быстро распространилось по миру.

Две вещи объединяют общество. Первое — язык, второе — религия. Других объединяющих сил нет. Вспомните, как создавалась Золотая Орда. Тюрки, уже принявшие ислам, собрались в Золотой Орде. А те, кто не успел принять ислам, разбрелись. Многие из них находились на поводу других религий. Ни для кого не секрет, что Иван Грозный, Борис Годунов, Александр Невский и другие имели тюркские корни. У известнейших граждан России Аскакова, Аракшеева, Ахматова, Бухарина, Булгакова, Карамзина, Мичурина, Бекетова, Измайлова, Черемета, Менделеева, Тургенева, Гоголя тоже тюркские корни. Вот они и есть потомки тех тюрков, которые в одно время не успели принять ислам.

Ясно, что облегчения, внедренные Иасауи, способствовали очень быстрому распространению ислама на такой обширной территории. Кстати, среди тех, кто придерживался течения Иасауи, не было войн. У него есть такие слова: «Верь Аллаху, люби Аллаха. Он один. Но ты не иди на поводу человека другой веры. Всех нас создал Аллах. Но мы созданы разными. Однако в этом не надо никого винить». Какая философия! К сожалению, не можем это довести до ума других.

Мазхаб Ханафи является благим течением суннизма. Иасауи приложил все силы для того, чтобы его модернизировать, расширить территорию охвата. Это настоящее демократическое учение. Справедливый путь.

Иасауи говорит: «Не обсуждайте Куран. Куран не изменится. Исполняйте, что сказано в Куране. А что не написано в Куране, исполняйте в соответствии с особенностями народа. Все, что ты делаешь, должно нравиться народу, отвечать его интересам». Какие верные слова! Именно в благодарность за такие чудесные наставления Амир Темир построил в его честь самый высокий в Центральной Азии мавзолей в Туркестане.

— На каком уровне находятся исследования и пропаганда трудов Иасауи?

— Обнадеживает то, что почти все труды Иасауи переведены на казахский язык. До этого люди знакомились с ними на русском и узбекском языках.

К. А. Иасауи родился на нашей земле. Всю жизнь он служил здешнему народу. Здесь же он и умер. Но несмотря на это, казахи долгие годы не знали о нем. В советскую эпоху каких только издевательств не претерпел его мавзолей! Внутри него устраивали то зерновой склад, то помещение для скота. Много позже Динмухаммед Конаев по предложению Озбекали Жанибекова распорядился провести в нем капитальный ремонт. Но новую страницу в историю этого священного мавзолея, в целом города Туркестана вписал первый Президент Казахстана, Елбасы Нурсултан Назарбаев.

Нурсултан Абишевич, став руководителем республики, активно взялся за реализацию многовековой мечты нашего народа. Вспомните, даже при советской власти он закрыл Семипалатинский ядерный полигон, который сеял смерть. Выделил огромные средства на реставрацию Туркестана, потому что признал этот город исторической и духовной столицей. Далее он обратил внимание всего тюркского мира на Туркестан, открыв здесь университет и назвав его именем Кожа Ахмета Иасауи. Позже данный вуз стал международным (межгосударственным) казахско-турецким университетом. Сейчас он превратился в крупное передовое учебное заведение. В нем получают образование по специальным грантам студенты всех тюркоязычных народов. Вот почему весь тюркский мир признает нашего Елбасы своим Лидером.

После обретения Казахстаном независимости были переведены все труды Иасауи, исследована его жизнедеятельность. Воедино собраны устные свидетельства. Все это хорошо. Неспроста ЮНЕСКО проводит нынче год К. А. Иасауи. Турецкие ученые доказали руководителям ЮНЕСКО, что Иасауи был выдающимся ученым. И только после этого было принято окончательное решение. Здесь следует учитывать такой фактор, что около 90 процентов членов ЮНЕСКО являются представителями христианской религии. И то, что они признали заслуги Иасауи перед человечеством, говорит о многом. Дело в том, что Иасауи был очень миролюбивым человеком, гениальным ученым. Он развивал ислам по пути добродетели. В этом заключается особенность трудов великого человека.

Жизнь К. А. Иасауи была полна трагедий. На его пути встречались чрезвычайные трудности. Дело доходило до того, что люди, поначалу не поняв его взглядов, даже избивали его. Враги убили единственного двенадцатилетнего сына. Осталась дочь, от которой есть потомки.

Во все времена было трудно править людьми по новым правилам. Трудно пробивать новый путь. Обязательно будут противники. Найдутся те, кто станет защищать уже проторенные дороги. И это вредит делу. Но это закономерности жизни.

Мы должны всячески пропагандировать наследие Иасауи. Надо, чтобы молодые люди придерживались его учения. Кстати, сейчас в мечетях можно встретить много молодежи. Порой они не вмещаются в мечети, поэтому вынуждены стоять на улице. Это говорит о том, что молодые люди становятся на путь духовности и чистоты. То есть у нашего народа светлое будущее. Я так понимаю. Это выгодно и для государства. Государство должно почувствовать это.

В европейских странах, в частности в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, в церкви ходят в основном старые люди или те, кто переживает душевные потрясения. Молодежь не ходит. Поэтому там закрываются церкви.

Насколько известно, в тех странах есть мечети. В пятницу в них яблоку негде упасть, столь много мусульман собирается на жума намаз. Дело дошло до того, что закрывшиеся церкви передали мусульманам. Отремонтировали и переделали под мечети. И этого уже мало. Вот сила ислама!

В Европе в советскую эпоху ежегодно десять тысяч христиан принимали ислам. Думается, сейчас таких людей больше.

Из истории ведь известно, что крупные мыслители христианства тоже приняли ислам. Великий русский писатель, мыслитель Лев Толстой похоронен в Ясной Поляне. Я был там. Когда он скончался, его похоронили во дворе дома. Мы спросили у сопровождавшего нас человека: «Почему так? Почему его не похоронили на погосте?» Но он ничего не смог ответить. А причина в том, что Толстой принял мусульманскую веру. Поэтому церковные деятели решили похоронить его не на кладбище, а во дворе его дома. Русские гордятся им, называя его «наш великий писатель, великий Толстой». Но никогда не признаются, что он был мусульманином. Толстой ведь умный человек. Он был мудрецом, справедливым человеком. Веру выбрал сам. И неспроста обратился именно к исламу. Он понял, что мусульманство — это чистая религия. Также мы знаем, что ислам выбрали великий немецкий поэт Гете, великий французский путешественник Жак-Ив Кусто, американский астронавт Л. Армстронг и другие.

— Корни истории нашей нации уходят вглубь веков. Но народ претерпел много мучений. Нашей независимости исполняется только четверть века. Вас как человека, болеющего за интересы нации, какие вопросы волнуют?

— В Казахстане казахов около 67 процентов. Согласно международной декларации Казахстан подходит под статус мононационального государства. Если в государстве один этнос составляет две трети населения, то оно признается мононациональным. Если вы переедете в Германию, Турцию, Францию, Италию, Англию, Испанию и потребуете в удостоверяющих документах записать вас казахом, потому что вы казах, вас никто и слушать не станет. Вас запишут итальянцем, турком, французом и так далее… Потому что это мононациональные государства. Две трети, а то и более населения в них составляют итальянцы, турки, французы… У нас это положение не действует, к тому же мы с позиций науки говорим неграмотно. Это выражается в том, что мы представителей других национальностей, живущих в Казахстане, называем этносами. Они не этносы. Этнос в Казахстане только один — казахский. А все остальные, которые по воле судеб оказались на казахской земле, — это диаспора. Это научный термин, которым пользуются во всем мире. Но мы почему не пользуемся? Почему так? Людей объединяет только истина, справедливость объединяет. Наши соотечественники знают об этом, также всем известно, что казахи никого не притесняют. Все знают, насколько щедра казахская душа, насколько миролюбивы казахи. Мы — народ, где царствует настоящая дружба.

Огромна заслуга Елбасы в укреплении дружбы и мира в нашем обществе. По его личной инициативе появился такой институт, как Ассамблея народа Казахстана. Подобного объединения нет ни в одном государстве мира. Члены ассамблеи избираются депутатами Парламента. Все это красноречиво свидетельствует о том, что казахский народ никого не ограничивает в правах по национальному признаку, не ущемляет ничьих интересов, напротив, подтверждает его дружелюбие, толерантность.

Мы миролюбивый, гостеприимный, щедрый народ. Казах другу последнего коня подарит, а сам будет пешком ходить. Это в крови у нас, потому что такие качества присущи издревле.

— Вернемся к Иасауи. Как Вы оцениваете уровень подготовки к проведению его года?

— Мусульмане распространены по всему миру. Например, пол-Африки исповедует ислам. В Азии тоже много государств, где ислам является гос-подствующей религией: Индонезия, Бангладеш, Пакистан… И все они смотрят на нас — как мы проведем год Иасауи. Более того, мировая общественность придает этому событию большое значение. Поэтому мы не должны ударить лицом в грязь. Академия наук готовит предложения в министерства иностранных дел и культуры и спорта Республики Казахстан. Также готовим письмо на имя Президента страны. Нурсултан Абишевич хорошо знает труды Иасауи. Выше я уже говорил о том, что именно Елбасы открыл в Туркестане казахско-турецкий университет и назвал его именем Иасауи.

Ценность трудов Кожа Ахмета Иасауи в том, что они через религию призывают людей к единству, чистоте, доброте. Ученый говорит: помогайте сиротам и вдовам, инвалидам. Его выводы полны наставлений. В ту эпоху народ принял их за требования закона.

— Давайте повернем русло разговора к науке…

— Национальная академия наук (НАН) — негосударственная организация. Сейчас это рес-публиканское общественное объединение.

В академии нет начальника как такового. Во вчерашнюю советскую эпоху академию называли демократической площадкой. И тогда, и теперь все вопросы решаются закрытым голосованием. В обязательном порядке проводится обмен мнениями. Здесь собрались ученые, работающие в разных отраслях. Кто-то — ректор университета, кто-то — директор института, есть депутаты… Они не подчинены руководителю академии. Мы открыто высказываем мнение. А затем приходим к единому решению. Действительно, академия — это настоящая демократическая структура.

В США, государствах Западной Европы академии тоже являются негосударственными учреждениями. Но академия там самый уважаемый орган. Все уважают. Например, когда Обама стал президентом, то сделал доклад о будущем Америки. Где он сделал доклад? В национальной академии наук.

Разве мы можем сказать, что Сталин был демократом? Он не был демократом. Но академию не тронул. Потому что наука может развиваться только в свободе. Если зажимать науку, она перестает развиваться. Он понимал это. Академикам назначил самое высокое жалованье. Это стимулировало целеустремленную молодежь заниматься наукой. В 1946 году Советский Союз создал атомную бомбу и догнал Америку. Водородную бомбу создал раньше. Первый спутник, первый человек полетел в космос… Все это благодаря науке. Результат того, что в науке собрались умнейшие кадры.

Сейчас мы не можем вовлечь молодежь в науку. Почему? Молодой человек, пришедший в научно-исследовательский институт, первым делом интересуется: «Какую зарплату буду получать?» Услышав такое, некоторые гневаются: «Почему он говорит о зарплате?» Почему не должен говорить? Как он будет содержать семью? Он умный человек, хорошо учился, на руках имеет красный диплом. Теперь должен содержать семью. Поэтому он не пойдет в науку за маленькую зарплату. Но могут прийти молодые люди, не нуждающиеся в деньгах, дети обеспеченных родителей. Однако мы не можем быть уверены в том, что они пришли из любви к науке. Им нужно иметь звание ученого. Но они не могут двигать науку. Не могут взойти на вершину. Науку развивать могут только целеустремленные люди, которые по-настоящему преданы науке. Я был аспирантом в Москве. В институт приходили в девять утра, а возвращались домой в девять — десять часов вечера. Работали до тех пор, пока лаборатория не закрывалась. Мы были голодными до знаний.

Молодым людям развивать науку. В науку должна прийти целеустремленная молодежь. Только тогда наука будет расти и процветать.

Сейчас наука все еще держится на нас, на тех, кто вырос в советское время. Конечно, есть молодые ученые, которых мы готовили. Слава Богу, есть достойные преемники. Но их немного. Когда речь заходит о более молодом поколении, мы несколько теряем оптимизм. Мы нуждаемся в силе, которая способна перенять у нас эстафету.

Необходимо уделить внимание оснащению научных лабораторий. Это значит, что будет правильным, если обеспечим их современным передовым оборудованием. Во многих наших лабораториях стоит оборудование времен Советского Союза. Много ли на нем наработаешь?

У нас есть конкурсы для ученых. Все в них участвуют. Здесь следует сказать о том, что не учитываются возможности научных учреждений, которые участвуют в конкурсах. У нас сохранились сформировавшиеся в советскую эпоху научные институты, научные школы. Как бы нам не потерять их, гоняясь за конкурсами. Возьмем институт горючего, катализа и электрохимии имени Д. В. Сокольского. Во всем мире есть всего четыре таких института. Кроме этого, существуют институты химии, металлургии, геологии… Это сильные институты, которые созданы в советские время. В них сформирована школа. В них работают известные ученые. Неужели теперь их уровень должен быть таким же, как у региональных институтов, в которых нет ни сильных кадров, ни наработанного опыта?! Если бы организатором конкурсов выступила Национальная академия наук, то вопрос решался бы справедливо. Потому что требования были бы конкретными и жесткими. Как можно выделять финансы тем, у кого нет ни лаборатории, ни даже приборов? Только НАН может вскрыть недостатки в этой работе.

На одном заседании Правительства прозвучало сообщение, что ученым поступил заказ на пять тысяч научных проектов. Но это не так. У нас в стране нет пяти тысяч ученых, которые каждый день занимаются наукой. Оказывается, в стране есть 400 научно-исследовательских институтов. Это тоже не соответствует действительности. Я не могу сказать, что они работают результативно. У нас есть 45 институтов академии. Но все они раздроблены. Один находится в составе высшего учебного заведения, другой — в «Казмунайгазе»… Но в них нет науки. При министерствах сельского хозяйства, здравоохранения есть научно-исследовательские институты. Они существуют издавна. В них есть наука. Если взять все институты, с трудом насчитаем около 100. Спрашивается, откуда взялись остальные? Объяснение простое — все они ТОО. Сегодня открываются, а завтра уже закрываются. И следов не оставляют. А сколько финансовых средств в них вкладывается? Кто ответит на этот вопрос? И такое безобразие имеет место быть на протяжении последних 10 — 15 лет. При научной чистоте от одной лаборатории должно поступить одна-две заявки на гранты. А сейчас доцент, у которого кроме рабочего стола ничего нет, подает четыре — пять заявок. Понятно, что у него нет соответствующего оборудования, однако он выигрывает гранты. Дальше все понятно…

Во всех странах СНГ, кроме Казахстана, Академия наук является государственным органом. У них такие же права, как у министерств. Там коррупции как таковой нет. Потому что НАН все поступившие на конкурсы научные работы рассматривает открыто, гласно.

В Советском Союзе Академия наук стояла выше любого министерства. Из всего этого можно понять отношение к науке.

— Интересно узнать Ваше мнение о Едином национальном тестировании, споры вокруг которого не утихают с первого дня его внедрения.

— Как-то мы с ректором Московского университета Виктором Антоновичем Садовничим разговаривали на эту тему. Он сказал, что однозначно против этого нововведения. Я тоже придерживаюсь такого мнения. Свою позицию Садовничий обосновал тем, что «посредством теста трудно определить эрудицию, стремление к учебе у будущего студента». Ректор сказал мне: «Если мой профессор примет у абитуриента устный экзамен, приведет его ко мне и скажет: «Вот молодой человек приехал из Омска. Думаю, из него получится что-то», я приму этого юношу в университет. Потому что он может стать крупным ученым. А что касается тестирования, то московский выпускник наберет больше него баллов, так как уровень сибирской школы ниже, чем в столице».

В Америке есть система обучения «вальдорф». В бытность министром образования мне выпала командировка в Америку. И я посетил ту школу. Ее особенность заключается в следующем. Ребенок приходит сюда ранним утром и весь день учится. После уроков он оставляет портфель здесь и домой возвращается без него. Дома он не забивает голову уроками. Отдыхает, играет, общается с родителями… Учителя не дают детям задания на дом. Они не хотят, чтобы школьники переутомлялись. Среди американцев были и такие, кто выступал против такой системы. «Вы даете детям слишком много свободы. В других школах к ним предъявляются строгие требования. Вы не даете хороших знаний». Однако все сомнения были развеяны итогами анализа, которые показали, что из выпускников этой школы вышли самые крупные ученые, руководители производства, известные личности.

— Как бы Вы оценили казахстанскую науку?

— Не вызывает сомнения, что образование и наука в Казахстане находятся на высоком уровне. Как-то мне довелось побывать в Исламабадском университете в Пакистане. По моей просьбе меня ознакомили с работой факультета химии. Я заметил, что студенты пользуются новым, отвечающим требованиям дня электронным оборудованием. Такого нет даже у моих аспирантов. Но результаты их работы не очень. Я тогда понял, что наша наука стоит на самом высоком месте в Азии. Мы должны знать об этом. Надо уметь ценить свои достижения. Наша наука есть часть вчерашней советской науки. Вспоминается еще одна поездка в Америку. Их министр образования спросил меня: «Сколько процентов вашего населения грамотно?» Я ответил: «Сто процентов». На самом деле ведь так. И тогда министр признался: «Восемь процентов нашего населения не умеет читать». Услышав такое, я почувствовал гордость за свой народ. Я до сих пор помню, как президент Академии наук СССР Анатолий Петрович Александров в очередной приезд в Алматы сказал: «Наука Казахстана находится на третьем месте после России и Украины. Другие республики расположились после Казахстана». Это высокая оценка. В то время наука в СССР опережала науку США. А наука Казахстана была на уровне некоторых европейских государств. И до сих пор находимся на том же уровне. И теперь задача — не снижать обороты.

Наука — это то же самое, что иголкой копать колодец. Встречались и такие, кому научную диссертацию писали другие люди. А защитившись, говорили, что наука — легкое дело. А на самом деле настоящие ученые не знают покоя ни днем, ни ночью, занимаются исследованиями, чтобы достичь результатов. Однажды ответственный сотрудник Центрального Комитета обратился с просьбой к президенту Академии наук СССР М. В. Келдышу: «У нас есть один человек, примите его членом-корреспондентом Академии наук». На что Келдыш ответил: «Можно один раз исполнить пожелание больших людей и принять вашего протеже. Но что делать, если он вдруг возомнит себя ученым? Ведь может такое случиться? Это опасно. Завтра он не станет уважать ни науку, ни ученых».

Без науки государство не будет развиваться. Это аксиома. То есть эта истина не требует доказательства. Больше того, без науки не будет развиваться и общество.

Елбасы часто говорит об индустриализации, инновациях. Простыми словами, инновация — это заводы и фабрики. Ленин, когда начал строительство советского общества, первым делом принялся за возведение заводов. Причина в том, что тогда Россия была аграрной страной, а он поставил задачу превратить ее в индустриальную. Только индустрия способна обогатить государство. Конечно, и сельское хозяйство нужно. Но оно не способно обогатить народ. Если бы сельское хозяйство обогащало государство, то Индия уже давно стала бы богатой страной. Там в течение года собирают по четыре урожая. Но трудно сказать, что она становится богаче от этого. Потому что производства мало, не развито.

— Вот Вы говорите о производстве. Но мы-то до сих пор являемся сырьевой страной…

— Самое трудное заключается в том, что сложно вырабатывать металл из руды. Накапливаются миллионы тонн вредных отходов. С другой стороны, мы производим металл и продаем его в таком же виде. Это неправильно. Мы производим алюминий, медь… Но трудно ли из этой меди делать кабель? Мы кабель закупаем в России, во Франции. Алюминиевые кабели тоже покупаем за рубежом. Что уж говорить о машинах и сложном оборудовании? Если бы мы производили проволоку, то стоимость металла возросла бы в три раза. Нам следует перенять вчерашний турецкий опыт. Что они сделали? Привлекли зарубежных инвесторов. И говорят им: «Вот земля, вода, электричество… стройте здесь завод. Восемьдесят процентов продукции ваши, остальные 20 процентов — наши». Инвестор не против. Потому что он видит большую выгоду. Но это выгодно и для государства, которое идет на такой шаг. Потому что оно будет продавать не сырье, а уже готовую продукцию. А это уже в три — пять раз дороже. Проходит несколько лет. Теперь подписывается такой договор: «Ты отныне берешь 60 процентов, нам отдаешь 40 процентов». И так постепенно долю инвестора сокращают до 50, 40, 30 процентов. А дело завершается тем, что государство покупает предприятие. Но надо знать, что в рыночных условиях трудно реализовывать продукцию. Это очень большая проблема. Но уже наработанные связи, имидж завода сыграют свою положительную роль. Видите, как все продумано! Нам тоже следует перенять этот метод.

Мы сегодняшнюю беседу начали с Кожа Ахмета Иасауи. Давайте ее завершим мнением о великом мыслителе. Основа учения Иасауи — человек. Он говорит, что человек должен осва-ивать знания для того, чтобы достичь высот. Также он утверждает, что человек через самопознание придет к пониманию Всевышнего. И напоминает, что служение Всевышнему начинается со служения народу. Если мы ознакомимся с наследием мыслителя, последуем его учениям, то сможем стать достойными гражданами. Именно этим ценны труды великого предка, великого человека и ученого Кожа Ахмета Иасауи.

— Спасибо за содержательную беседу!

Нурперзент ДОМБАЙ

Комментарии закрыты.